Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Причины ТНР
  • Виды ТНР
  • Классификация расстройств речи у детей.
  • Дети с серьезными речевыми проблемами.
  • Методика работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
  • Где получить образование для работы со специалистами, работающими с детьми с серьёзными речевыми нарушениями?

Тяжелые нарушения речи – это серьёзные проблемы, мешающие общению. К ним относятся искажённое произношение звуков, трудности с формулированием своих потребностей, непонимание сказанного и ограниченное использование речи или её отсутствие.

Проблемы с речью усложняют жизнь ребёнку: трудно выражать мысли, писать, читать и вследствие этого учиться, общаться со сверстниками.

Причины ТНР

ТНР у детей возникает по разным причинам, которые можно разделить на внешние и внутренние.

Внутренние факторы

Внешние факторы

1. Патологии во время беременности:

  • кислородное голодание плода
  • инфекционные заболевания и травмы у матери
  • Несовпадение групп крови или резус-факторов у матери и ребенка во время беременности.

Кровоизлияния в головной мозг, вызванные травмой при родах или асфиксией (нарушение обмена газов в организме новорожденного),

Мать курит, пьёт алкоголь или употребляет запрещённые вещества.

Психические расстройства, такие как депрессия и тревожность.

5. Наследственная предрасположенность

В раннем возрасте у детей могут возникать отит, бронхит, пневмония, нейроинфекции и травмы головы.

Негативный социальный фон, стрессовые ситуации и психологические трудности.

У ребенка могут быть проблемы с речью, если он много времени проводит с членами семьи, которые неправильно учат его говорить.

Недостаток общения с ребёнком может помешать развитию речи.

Раннее выявление проблемы и начало работы с профессионалом ускорят прогресс ребенка.

Виды ТНР

К категории трудностей в речевом развитии (ТНР) относят различные нарушения. К ним относятся заикание, алалия, афазия, ринолалия, дизартрия при общем недоразвитии речи и заикание. Подробнее рассмотрим эти нарушения.

Заикание Заикание нарушает темп, ритм и плавность речи. Ребенок повторяет, удлиняет звуки, слоги или слова, делает паузы, из-за чего общение затрудняется. Это проявляется в возрасте 2–5 лет, когда малыш начинает активно говорить.

Алалия Это — недостаток речи или существенная её задержка. Дети с алалией могут не говорить слов или употреблять их крайне мало, испытывая трудности в понимании речи. Алалия имеет два вида:

  • Речь нарушена: дети слышат, но не повторяют сказанное.
  • Сенсорная алалия — это нарушение понимания речи. Дети могут пытаться говорить, но речь может быть невнятной или несоответствовать ситуации.

Афазия Это нарушение сформированной речи, возникшее вследствие повреждения головного мозга. У детей афазия встречается реже чем у взрослых, поскольку детский мозг более пластичен и некоторые функции могут быть восполнены другими его отделами.

Существует четыре вида афазии:

  • Ребенок слышит речь, но затрудняется с произношением слов и составлением предложений.
  • Ребенок способен произносить слова, но не воспринимает чужую речь и использует свои слова бессмысленно.
  • Относится к разряду трудности с нахождением нужных слов, особенно наименований объектов.
  • Комбинированный тип — включает в себя проблемы с двигательной и сенсорной сферами.

Ринолалия Это нарушение тембра голоса и звучания речи из-за анатомических повреждений речевого аппарата. Ринолалия проявляется гнусавостью, затруднениями в произношении звуков, особенно согласных, и сниженной разборчивости речи.

Причины возникновения ринолалии разнообразны.

  • При рождении встречаются расщелины неба, такие как «волчья пасть» и «заячья губа».
  • дефекты мягкого или твердого неба;
  • нарушение строения носовой перегородки;
  • Образования в носоглотке, такие как полипы и аденоиды.

Дизартрия при общем недоразвитии речи Это нарушение артикуляции вызывается недостаточно развитыми речевыми и моторными навыками для правильного произношения звуков и слов. Общее недоразвитие речи затрагивает системные нарушения: лексико-грамматические, фонетические и коммуникативные. У детей с дизартрией развитие речи задерживается из-за невозможности четко произносить звуки, правильно использовать слова и строить предложения. Сочетание ОНР и дизартрии обостряет тяжесть нарушения.

Степени нарушений речи у детей.

ТНР классифицируют по степени выраженности нарушений. Это даёт возможность педагогам правильно строить занятия для учеников с таким диагнозом.

Первый уровень. Дети с ТНР не могут говорить полными словами. Вместо этого ребенок произносит отдельные звуки и дополняет речь жестами и мимикой. Например, ребёнок может сказать «Ма» вместо «Мама» или «Мяу» вместо «Кот».

Второй уровень. Речевое развитие ребенка отстаёт от возрастных норм. Его словарь беднее сверстников и состоит из простых общеупотребительных слов, предложения короткие — 2-4 слова. Например, вместо фразы «Собака гавкает», ребенок произносит «Гав собака».

Третий уровень. Речь характеризуется протяжёнными предложениями, однако в них встречаются неточности. К примеру: «Большой дом там» вместо «Там большой дом», «Мама, купи игрушка» вместо «Мама, купи мне игрушку».

Четвертый уровень. Высказывания длинные, но с несовершенной структурой речи. Для неё характерны следующие погрешности:

  • Неправильно сказано: «Чашка разбилася», правильно: «Чашка разбилась».
  • Ошибки правописания: «Я ходил к бабушка» вместо «Я ходил к бабушке».
  • Пример неполноценных фраз: «Я это кушать» вместо «Я хочу это съесть».

Третий и четвертый уровни ТНР приближены к норме, но ребенок формирует простые предложения с неточным произношением. Воспитатели и родители не должны оставлять без внимания такие ошибки, чтобы вовремя исправить и скорректировать речевые нарушения.

Особенности развития малышей с серьёзными речевыми трудностями.

Дети с трудностями в речевом развитии имеют особенности, затрагивающие не только речь, но и общее развитие. Речь тесно связана с когнитивной и эмоциональной сферами. Например, ребенок с ТНР в дошкольном учреждении может испытывать трудности в налаживании дружбы из-за непонимания сверстниками. Рассмотрим основные особенности.

Особенности детей с ТНР

Когнитивные трудности

Язык – главное средство, с помощью которого человек структурирует мысли. Речь позволяет выражать идеи, задавать вопросы и находить решения трудных ситуаций. Если в речи есть нарушения, малышу сложнее освоить письмо, чтение и счет из-за ограниченных возможностей общения.

Коммуникативные трудности

Сложности с формулированием предложений и произношением слов лишают детей возможности полно участия в играх со сверстниками и взаимодействии со взрослыми. Из-за этого упущены развивающие возможности общения.

Социальные и эмоциональные трудности

Речевые трудности могут привести к социальной изоляции. Дети избегают общения и не заводят друзей. Тревога и стыд оказывают влияние на психоэмоциональное состояние и снижают самооценку. Чувство неполноценности часто проявляется в замкнутости, негативизме, эмоциональных срывах, равнодушии или апатии.

Дети с трудностями речи нуждаются в помощи логопедов и специалистов для развития навыков общения. Родителям и педагогам важно принимать участие в процессе и формировать благоприятную и поддерживающую атмосферу для развития.

Методика исправления серьезных нарушений речи у детей с речевыми нарушениями.

Работа с детьми, имеющими трудности в речи, нуждается в комплексном подходе, включающем педагогические, психологические и коррекционные методы поддержки.

В логопедических группах занимаются дети дошкольного возраста с трудностями речи. Специалисты корректируют речь, развивают память, внимание, мышление, крупную и мелкую моторику, учат писать и считать. Школьники с ТНР обычно посещают специализированные образовательные организации. Коррекционная работа ведется параллельно с учебной для успешного овладения школьными предметами.

При лечении ТНР обращают внимание на факторы, послужившие причиной дефекта. Проводится диагностика каждого случая и разрабатывается программа коррекции.

Специалисты при планировании занятий учитывают ведущую деятельность для данного возраста ребенка. Для малышей это игра, поэтому для расширения словарного запаса, развития сенсорной интеграции, а также мелкой и крупной моторики применяют игровые формы: пальчиковые игры, лепку, игры с сыпучими веществами и мелкими предметами.

Для школьников используют разные способы обучения, ведь главный вид их деятельности — учёба. Предлагают им задания и упражнения подходящего возраста и потребностей. К примеру, упражнения на звукоразличение, расширение словарного запаса и артикуляционную гимнастику.

Успех коррекции трудностей речи и нарушения произношения прямо связывается с началом работы в нужное время и ее постоянным проведением. Необходимо, чтобы родители сотрудничали со всеми специалистами и понимали, как поддерживать ребенка дома.


Подробнее об инструментах корректирующего воздействия — в наших публикациях.

  • Применение песковой и акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушения развития.
  • Совместная работа родителей и дефектолога имеет большое значение.
  • Что такое артикуляционная гимнастика и как ее проводить

Где получить образование для работы с детьми, имеющими серьёзные нарушения речи?

Для помощи детям с речевыми нарушениями в коррекции речи специальное педагогическое образование не требуется. Достаточно получить профессиональную переподготовку или повысить квалификацию.

Например, в НИИ ДПО есть такие курсы:

  • Логопедическая помощь при тяжелых речевых нарушениях: алалии, афазии, дизартрии, ринолалии. Это трехуровневая программа профессионального обучения.

  • Особенности осуществления логопедических занятий при серьезных проблемах с речью (алалия, ринолалия, дизартрия) у детей в рамках федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Это курс повышения квалификации, длительностью два месяца.

В процессе учебы будущий профессионал получит знания о причинах нарушений темпа и ритма речи, психологических чертах детей с речевыми трудностями, методиках коррекционного воздействия.