
Содержание:
- Причины ТНР
- Виды ТНР
- Классификация расстройств речи у детей.
- Дети с серьезными речевыми проблемами.
- Методика работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
- Где получить образование для работы со специалистами, работающими с детьми с серьёзными речевыми нарушениями?
Тяжелые нарушения речи – это серьёзные проблемы, мешающие общению. К ним относятся искажённое произношение звуков, трудности с формулированием своих потребностей, непонимание сказанного и ограниченное использование речи или её отсутствие.
Проблемы с речью усложняют жизнь ребёнку: трудно выражать мысли, писать, читать и вследствие этого учиться, общаться со сверстниками.
Причины ТНР
ТНР у детей возникает по разным причинам, которые можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
1. Патологии во время беременности:
Кровоизлияния в головной мозг, вызванные травмой при родах или асфиксией (нарушение обмена газов в организме новорожденного), Мать курит, пьёт алкоголь или употребляет запрещённые вещества. Психические расстройства, такие как депрессия и тревожность. 5. Наследственная предрасположенность В раннем возрасте у детей могут возникать отит, бронхит, пневмония, нейроинфекции и травмы головы. |
Негативный социальный фон, стрессовые ситуации и психологические трудности. У ребенка могут быть проблемы с речью, если он много времени проводит с членами семьи, которые неправильно учат его говорить. Недостаток общения с ребёнком может помешать развитию речи. |
Раннее выявление проблемы и начало работы с профессионалом ускорят прогресс ребенка.
Виды ТНР
К категории трудностей в речевом развитии (ТНР) относят различные нарушения. К ним относятся заикание, алалия, афазия, ринолалия, дизартрия при общем недоразвитии речи и заикание. Подробнее рассмотрим эти нарушения.
Заикание Заикание нарушает темп, ритм и плавность речи. Ребенок повторяет, удлиняет звуки, слоги или слова, делает паузы, из-за чего общение затрудняется. Это проявляется в возрасте 2–5 лет, когда малыш начинает активно говорить.
Алалия Это — недостаток речи или существенная её задержка. Дети с алалией могут не говорить слов или употреблять их крайне мало, испытывая трудности в понимании речи. Алалия имеет два вида:
- Речь нарушена: дети слышат, но не повторяют сказанное.
- Сенсорная алалия — это нарушение понимания речи. Дети могут пытаться говорить, но речь может быть невнятной или несоответствовать ситуации.
Афазия Это нарушение сформированной речи, возникшее вследствие повреждения головного мозга. У детей афазия встречается реже чем у взрослых, поскольку детский мозг более пластичен и некоторые функции могут быть восполнены другими его отделами.
Существует четыре вида афазии:
- Ребенок слышит речь, но затрудняется с произношением слов и составлением предложений.
- Ребенок способен произносить слова, но не воспринимает чужую речь и использует свои слова бессмысленно.
- Относится к разряду трудности с нахождением нужных слов, особенно наименований объектов.
- Комбинированный тип — включает в себя проблемы с двигательной и сенсорной сферами.
Ринолалия Это нарушение тембра голоса и звучания речи из-за анатомических повреждений речевого аппарата. Ринолалия проявляется гнусавостью, затруднениями в произношении звуков, особенно согласных, и сниженной разборчивости речи.
Причины возникновения ринолалии разнообразны.
- При рождении встречаются расщелины неба, такие как «волчья пасть» и «заячья губа».
- дефекты мягкого или твердого неба;
- нарушение строения носовой перегородки;
- Образования в носоглотке, такие как полипы и аденоиды.
Дизартрия при общем недоразвитии речи Это нарушение артикуляции вызывается недостаточно развитыми речевыми и моторными навыками для правильного произношения звуков и слов. Общее недоразвитие речи затрагивает системные нарушения: лексико-грамматические, фонетические и коммуникативные. У детей с дизартрией развитие речи задерживается из-за невозможности четко произносить звуки, правильно использовать слова и строить предложения. Сочетание ОНР и дизартрии обостряет тяжесть нарушения.
Степени нарушений речи у детей.
ТНР классифицируют по степени выраженности нарушений. Это даёт возможность педагогам правильно строить занятия для учеников с таким диагнозом.
Первый уровень. Дети с ТНР не могут говорить полными словами. Вместо этого ребенок произносит отдельные звуки и дополняет речь жестами и мимикой. Например, ребёнок может сказать «Ма» вместо «Мама» или «Мяу» вместо «Кот».
Второй уровень. Речевое развитие ребенка отстаёт от возрастных норм. Его словарь беднее сверстников и состоит из простых общеупотребительных слов, предложения короткие — 2-4 слова. Например, вместо фразы «Собака гавкает», ребенок произносит «Гав собака».
Третий уровень. Речь характеризуется протяжёнными предложениями, однако в них встречаются неточности. К примеру: «Большой дом там» вместо «Там большой дом», «Мама, купи игрушка» вместо «Мама, купи мне игрушку».
Четвертый уровень. Высказывания длинные, но с несовершенной структурой речи. Для неё характерны следующие погрешности:
- Неправильно сказано: «Чашка разбилася», правильно: «Чашка разбилась».
- Ошибки правописания: «Я ходил к бабушка» вместо «Я ходил к бабушке».
- Пример неполноценных фраз: «Я это кушать» вместо «Я хочу это съесть».
Третий и четвертый уровни ТНР приближены к норме, но ребенок формирует простые предложения с неточным произношением. Воспитатели и родители не должны оставлять без внимания такие ошибки, чтобы вовремя исправить и скорректировать речевые нарушения.
Особенности развития малышей с серьёзными речевыми трудностями.
Дети с трудностями в речевом развитии имеют особенности, затрагивающие не только речь, но и общее развитие. Речь тесно связана с когнитивной и эмоциональной сферами. Например, ребенок с ТНР в дошкольном учреждении может испытывать трудности в налаживании дружбы из-за непонимания сверстниками. Рассмотрим основные особенности.
Особенности детей с ТНР |
|
Когнитивные трудности |
Язык – главное средство, с помощью которого человек структурирует мысли. Речь позволяет выражать идеи, задавать вопросы и находить решения трудных ситуаций. Если в речи есть нарушения, малышу сложнее освоить письмо, чтение и счет из-за ограниченных возможностей общения. |
Коммуникативные трудности |
Сложности с формулированием предложений и произношением слов лишают детей возможности полно участия в играх со сверстниками и взаимодействии со взрослыми. Из-за этого упущены развивающие возможности общения. |
Социальные и эмоциональные трудности |
Речевые трудности могут привести к социальной изоляции. Дети избегают общения и не заводят друзей. Тревога и стыд оказывают влияние на психоэмоциональное состояние и снижают самооценку. Чувство неполноценности часто проявляется в замкнутости, негативизме, эмоциональных срывах, равнодушии или апатии. |
Дети с трудностями речи нуждаются в помощи логопедов и специалистов для развития навыков общения. Родителям и педагогам важно принимать участие в процессе и формировать благоприятную и поддерживающую атмосферу для развития.
Методика исправления серьезных нарушений речи у детей с речевыми нарушениями.
Работа с детьми, имеющими трудности в речи, нуждается в комплексном подходе, включающем педагогические, психологические и коррекционные методы поддержки.
В логопедических группах занимаются дети дошкольного возраста с трудностями речи. Специалисты корректируют речь, развивают память, внимание, мышление, крупную и мелкую моторику, учат писать и считать. Школьники с ТНР обычно посещают специализированные образовательные организации. Коррекционная работа ведется параллельно с учебной для успешного овладения школьными предметами.
При лечении ТНР обращают внимание на факторы, послужившие причиной дефекта. Проводится диагностика каждого случая и разрабатывается программа коррекции.
Специалисты при планировании занятий учитывают ведущую деятельность для данного возраста ребенка. Для малышей это игра, поэтому для расширения словарного запаса, развития сенсорной интеграции, а также мелкой и крупной моторики применяют игровые формы: пальчиковые игры, лепку, игры с сыпучими веществами и мелкими предметами.
Для школьников используют разные способы обучения, ведь главный вид их деятельности — учёба. Предлагают им задания и упражнения подходящего возраста и потребностей. К примеру, упражнения на звукоразличение, расширение словарного запаса и артикуляционную гимнастику.
Успех коррекции трудностей речи и нарушения произношения прямо связывается с началом работы в нужное время и ее постоянным проведением. Необходимо, чтобы родители сотрудничали со всеми специалистами и понимали, как поддерживать ребенка дома.
Подробнее об инструментах корректирующего воздействия — в наших публикациях.
- Применение песковой и акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушения развития.
- Совместная работа родителей и дефектолога имеет большое значение.
- Что такое артикуляционная гимнастика и как ее проводить
Где получить образование для работы с детьми, имеющими серьёзные нарушения речи?
Для помощи детям с речевыми нарушениями в коррекции речи специальное педагогическое образование не требуется. Достаточно получить профессиональную переподготовку или повысить квалификацию.
Например, в НИИ ДПО есть такие курсы:
-
Логопедическая помощь при тяжелых речевых нарушениях: алалии, афазии, дизартрии, ринолалии. Это трехуровневая программа профессионального обучения.
- Особенности осуществления логопедических занятий при серьезных проблемах с речью (алалия, ринолалия, дизартрия) у детей в рамках федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Это курс повышения квалификации, длительностью два месяца.
В процессе учебы будущий профессионал получит знания о причинах нарушений темпа и ритма речи, психологических чертах детей с речевыми трудностями, методиках коррекционного воздействия.