Фото: img.freepik.com

Картинка: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Взрослые представляют себе идеального ученика активным, инициативным, самостоятельным и ответственным. Но эти качества не возникают сами по себе. Для их развития ребёнку необходимо понимать свою роль и цели образовательного процесса. Учимся учить иначе» Светлана Моторина.

В чём смысл учёбы для детей?

В общедоступной системе образования ученики не понимают назначение своего обучения. Для первоклассников учебная деятельность является ведущей, однако в этот период недостаточно развита лобная кора головного мозга, поэтому проведение саморефлексии и осознание цели обучения недоступно.

В ответ на вопрос о необходимости посещения школы ребенок может сказать лишь «Потому что там интересно», в худшем случае — «Чтобы поступить в институт» или «Чтобы не быть дворником». Скорее всего, это не его собственные мысли, а то, что внушили ему взрослые.

Исключение возможно, например, если семья живет в нищете и ребёнок сильно желает изменить свою ситуацию.

С двенадцати лет у некоторых начинается, а у многих уже идет сепарация, подростковый кризис. Основной интерес в этот период – интимно-личностное общение, поэтому детям объективно не до учёбы. Когда ребенок с этого возраста спрашивает «Зачем мне учиться?», проблема не в нем, а в школе.

Для того чтобы возникала необходимость задавать такой вопрос, взрослым необходимо очень сильно постараться, например, игнорировать основы психологии и когнитивных наук при создании образовательного опыта или заменять настоящую познавательную деятельность имитацией: выучить — сдать на оценку — забыть.

Дети получат стимул и осознание необходимости учебного процесса, если станет активным участником его проведения. деятельностный подходВ нем говорится о том, что учащиеся не просто механически воспроизводят знания, а:

  • Определяют цели, выясняют смысл обучения.
  • Затем воплощают полученные знания в реальность, понимая их полезность в будущей жизни.
  • Развивают способность анализировать, принимать решения и формировать критическое мышление.

Учителя — не просто передают знания, а ведут и организуют активное обучение, из которого растут вовлеченность и интерес.

Как повысить мотивацию учеников

Джон Хэтти, изучающий вопросы преподавания в школе, в своей книге «Видимое обучение» перечислил факторы, определяющие результативность процесса обучения.

  • Наличие на уроке форматов для групповой работы и обсуждений.
  • отношения с учителем;
  • качественная обратная связь.

Все связаны с ролью учителя и подтверждают, что от него зависит, понимают ли дети, зачем учиться. На основании своих исследований автор сформулировал несколько рекомендаций, которые помогут включить ребенка в учебу.

1. Быть вовлеченным

Успех мотивации учеников и поддержания дисциплины в классе зависит от учителя, который обладает подходящими способностями и стремится к положительным результатам. Автор считает, что подразумевается способность предвидеть возможные проблемы поведения и реагировать на них оперативно, сохраняя при этом спокойствие и объективность. Другие исследователи называют это умением ориентироваться в обстановке и быть вовлеченным в ситуацию.

В данном случае речь идёт не о физическом поведении детей, когда всё затихает от малейшего шороха, а о дисциплине мысли, о внимательном осмыслении и глубоком погружении в учебный процесс.

2. Ввести правила

Наибольшую эффективность имеют дисциплинарные меры, состоящие из слов и действий учителя, демонстрирующих границы приемлемого поведения в классе и школе.

3. Работать над сплоченностью

В комфортной атмосфере класса учащиеся ощущают себя частью группы и понимают совместную работу учителя и учеников над общей целью.

4. Корректировать нежелательное поведение

Хэтти настаивает на том, что нужно предотвращать необходимость изымать ребенка с урока.

Некоторые ученики не поддаются воздействию даже самых опытных, уважаемых и квалифицированных педагогов. По данным статистики, обычно таких учащихся не более трех процентов, часто у них наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Исследования Хэтти выявили наиболее действенный способ коррекции — поведенческая психотерапия, но это уже выходит за рамки компетенции учителя.


Материалы по теме:

  • Как сохранить концентрацию на уроке. Советы из книг о самомотивации для взрослых.
  • 7 простых способов заинтересовать детей обучением по мнению выпускников Центра опережающей педагогики.
  • Как пробудить интерес к учебе у детей? Рассказывает выпускница с отличием.