
Картинка: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Взрослые представляют себе идеального ученика активным, инициативным, самостоятельным и ответственным. Но эти качества не возникают сами по себе. Для их развития ребёнку необходимо понимать свою роль и цели образовательного процесса. Учимся учить иначе» Светлана Моторина.
В чём смысл учёбы для детей?
В общедоступной системе образования ученики не понимают назначение своего обучения. Для первоклассников учебная деятельность является ведущей, однако в этот период недостаточно развита лобная кора головного мозга, поэтому проведение саморефлексии и осознание цели обучения недоступно.
В ответ на вопрос о необходимости посещения школы ребенок может сказать лишь «Потому что там интересно», в худшем случае — «Чтобы поступить в институт» или «Чтобы не быть дворником». Скорее всего, это не его собственные мысли, а то, что внушили ему взрослые.
Исключение возможно, например, если семья живет в нищете и ребёнок сильно желает изменить свою ситуацию.
С двенадцати лет у некоторых начинается, а у многих уже идет сепарация, подростковый кризис. Основной интерес в этот период – интимно-личностное общение, поэтому детям объективно не до учёбы. Когда ребенок с этого возраста спрашивает «Зачем мне учиться?», проблема не в нем, а в школе.
Для того чтобы возникала необходимость задавать такой вопрос, взрослым необходимо очень сильно постараться, например, игнорировать основы психологии и когнитивных наук при создании образовательного опыта или заменять настоящую познавательную деятельность имитацией: выучить — сдать на оценку — забыть.
Дети получат стимул и осознание необходимости учебного процесса, если станет активным участником его проведения. деятельностный подходВ нем говорится о том, что учащиеся не просто механически воспроизводят знания, а:
- Определяют цели, выясняют смысл обучения.
- Затем воплощают полученные знания в реальность, понимая их полезность в будущей жизни.
- Развивают способность анализировать, принимать решения и формировать критическое мышление.
Учителя — не просто передают знания, а ведут и организуют активное обучение, из которого растут вовлеченность и интерес.
Как повысить мотивацию учеников
Джон Хэтти, изучающий вопросы преподавания в школе, в своей книге «Видимое обучение» перечислил факторы, определяющие результативность процесса обучения.
- Наличие на уроке форматов для групповой работы и обсуждений.
- отношения с учителем;
- качественная обратная связь.
Все связаны с ролью учителя и подтверждают, что от него зависит, понимают ли дети, зачем учиться. На основании своих исследований автор сформулировал несколько рекомендаций, которые помогут включить ребенка в учебу.
1. Быть вовлеченным
Успех мотивации учеников и поддержания дисциплины в классе зависит от учителя, который обладает подходящими способностями и стремится к положительным результатам. Автор считает, что подразумевается способность предвидеть возможные проблемы поведения и реагировать на них оперативно, сохраняя при этом спокойствие и объективность. Другие исследователи называют это умением ориентироваться в обстановке и быть вовлеченным в ситуацию.
В данном случае речь идёт не о физическом поведении детей, когда всё затихает от малейшего шороха, а о дисциплине мысли, о внимательном осмыслении и глубоком погружении в учебный процесс.
2. Ввести правила
Наибольшую эффективность имеют дисциплинарные меры, состоящие из слов и действий учителя, демонстрирующих границы приемлемого поведения в классе и школе.
3. Работать над сплоченностью
В комфортной атмосфере класса учащиеся ощущают себя частью группы и понимают совместную работу учителя и учеников над общей целью.
4. Корректировать нежелательное поведение
Хэтти настаивает на том, что нужно предотвращать необходимость изымать ребенка с урока.
Некоторые ученики не поддаются воздействию даже самых опытных, уважаемых и квалифицированных педагогов. По данным статистики, обычно таких учащихся не более трех процентов, часто у них наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Исследования Хэтти выявили наиболее действенный способ коррекции — поведенческая психотерапия, но это уже выходит за рамки компетенции учителя.
Материалы по теме:
- Как сохранить концентрацию на уроке. Советы из книг о самомотивации для взрослых.
- 7 простых способов заинтересовать детей обучением по мнению выпускников Центра опережающей педагогики.
- Как пробудить интерес к учебе у детей? Рассказывает выпускница с отличием.