Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Выбор школы — трудное решение для родителей будущих учеников первого класса. Стремясь обеспечить детям наилучшие условия, родители учитывают рейтинг, отзывы других мам и пап, материально-техническую базу и, конечно, учебную программу. Содержание, подходы и методики программ различаются, поэтому необходимо остановиться на той, что подходит ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Вместе с Ангелиной Трофимовой, директором начальной Ломоносовской школы (Москва), рассказываем о существующих учебных программах для первоклассников в российских школах и о том, что нужно знать об каждой из них.

Программы обучения и методики преподавания по Федеральным государственным образовательным стандартам.

Учебные планы государственных школ должны соответствовать ФГОС. Список допустимых программ обновляется каждые два-три года по результатам работы экспертной комиссии. Школа может разработать свой план на основе списка разрешённой учебной литературы. приказом Министерства образования и науки РФ.

Каталог содержит учебники по дисциплинам, включенным в учебно-методический комплекс — набор средств обучения для выполнения образовательной программы. В начальной школе – по русскому языку, математике, литературе, окружающему миру и технологии.

Программы для учебы относятся к разным моделям образования. Выделяют традиционные и развивающие модели.

  1. Традиционная система обучения.


    Основа — отечественный педагогический опыт и традиции. Работа ведется в рамках классно-урочной системы, знакомой большинству жителей России. Оценку результатов учебы осуществляет педагог, также решающий вопрос о переходе обучающегося в следующий класс.


    Обучение, закрепление изученного и проверка знаний — этапы традиционной системы образования.


    Эта система используется в начальных, средних и старших школах.

  2. Развивающая система обучения.


    Требует высокого уровня сложности. В ходе обучения ребенок преодалевает трудности, учится самостоятельным принятию решений, взаимодействию в группе и оценке собственных результатов. Преподаватель действует как помощник или наставник на пути к получению знаний.


    Обучение строится по схеме: изучение, самостоятельный анализ и выводы, практика.

    Используется только в начальных классах.

Некоторые программы обучения для первоклассников используют традиционную систему, а другие – развивающую.

Популярные учебные программы для первоклассников

Школа России

Распространеннейшая образовательная программа в российских школах, действующая с 2001 года. Сочетает традиции советского образования с современными методиками. Именуется также модернизированным вариантом классической советской школы.

Программа сочетает стремление к результату с духовно-нравственным развитием детей, прививая им уважение к отечественной культуре. Важное место занимает патриотическое воспитание. Подчёркивается ценность традиций всех народов Российской Федерации. В четвёртом классе к основным предметам добавляется предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Программа сталкивается с критикой из-за чрезмерного акцента на повторении и ограниченного количества логических упражнений, что приводит к восприятию программы как устаревшей.

Ангелина Трофимова:

Программа «Школа России» пользуется популярностью в школах уже много лет. Она сосредоточена на освоении базовых навыков: чтения, счета, письма, необходимых для успешного обучения в средней школе. Учебные пособия развивают речь и обогащают словарный запас, а прописи помогают отработать почерк на разных этапах обучения. Программа отличается простотой и понятностью, однако некоторые критикуют ее за недостаточное внимание к развитию эмоционального интеллекта ребенка, воображения и творческих способностей.

Начальная школа XXI века

Программа доктора педагогических наук Н. Ф. Виноградовой предназначена для высокомотивированных и способных учеников.

Программа направлена на то, чтобы научить ребенка быть исследователем, сравнимым с учителем, получать знания самостоятельно. Уроки построены таким образом, чтобы школьники учились думать, развивали эрудицию и кругозор, а также участвовали в активной исследовательской работе без места для «зубрежки».

Программа обучения предусматривает постепенный переход от простых к сложным заданиям. Развитие логики и воображения происходит в игровом формате.

Многие учебники, рабочие тетради и проекты предполагают активное участие родителей в обучении, чтобы ребенок сохранял мотивацию и получал знания последовательно.

Ангелина Трофимова:

Школа 21 века по Н. Ф. Виноградовой предназначена для детей с предварительной подготовкой и навыками. Практика показывает, что не все справляются, так как в первом классе знакомят с умножением и делением, а объем текстов для чтения большой. Родители отмечают трудность заучивания правил, которые «растворены» на страницах учебника и не выделяются особым образом.

Планета знаний

Программа представлена как единое целое: учебники всех дисциплин структурированы крупными блоками, дополненными маршрутным листом – специальным разворотом с простыми для школьника схемами, содержанием блока и порядком его изучения.

Задачи разделены на блоки: информационный поиск, творческие задания, сотрудничество в парах, интеллектуальный марафон. Информационный поиск предполагает работу детей с справочниками и интернетом. Интеллектуальный марафон включает сложные, но интересные задания к каждой теме. оба вида деятельности требуют помощи взрослых.

Программа создаёт для школьников благоприятные условия для получения новых знаний с интересом.

Учебники «Планеты знаний» подвергаются критике за недостаток теоретической базы: отсутствуют пояснения и правила. Для освоения темы потребуется много времени на самостоятельный поиск информации. Также для прохождения программы ученику 1 класса уже необходимо уметь считать и читать.

Ангелина Трофимова:

В программе «Планета знаний» задания разделены на базовые, обязательные для выполнения всеми детьми, и дополнительные, предназначенные для расширения кругозора. Выпущено электронное приложение к учебникам, делающее уроки более интересными. Первый год – адаптационный, первоклассников не перегружают большим количеством упражнений. Во втором-четвертом классах объем работы увеличивается, выполнение которого может требовать больше времени и часто нуждается в помощи. В целом «Планета знаний» уделяет большое внимание проектной деятельности и активному вовлечению ребенка в процесс учебы.

РИТМ

Программа направлена на развитие индивидуальности, творчества и мышления.

Создатели предполагают, что программа «Ритм» должна раскрывать возможности каждого ученика, поэтому задания различаются по сложности. Учебники по предметам разработаны для детей с разным уровнем подготовки. Это даёт учителям больше возможностей при работе с классом.

В образовательный процесс интегрированы мультимедийные технологии, которые стимулируют познавательную активность и способствуют развитию умений поиска, анализа информации, а также самостоятельности и творческого мышления.

Акцент делается на нравственном воспитании, этике, уважении к другим народам и культурам.

Программа может показаться медленной из-за частых повторений пройденного материала, что может утомлять детей. В учебниках присутствует канцеляризм, который может быть сложен для понимания.

Ангелина Трофимова:

Программа создана, чтобы пробудить у детей настоящую любовь к учебе и желание постигать новое. Задания разной трудности позволяют каждому найти подходящее для себя задание. Для русского языка и литературы разработано несколько учебников. Тексты и упражнения направлены на развитие личности ребенка и формирование его нравственных ценностей.

Перспектива

Создательницей программы является доктор педагогических наук, математик, лауреат премии Президента РФ в области образования Людмила Петерсон. В основе программы — её любимый «деятельностный подход», где учитель выступает помощником и наставником, а ребёнок открывается знаниям самостоятельно.

«Перспектива» не предлагает готовых алгоритмов или ответов. Школьники ищут и предлагают решения во время исследовательской работы и общения со взрослыми и одноклассниками. Каждая тема ставит перед учениками проблему, разрешая которую они получают знания.

Существуют ещё принципы: формирование умений общения у детей, содействие культурно-нравственному становлению.

Программа представляет собой трудную задачу как для учеников, так и для учителей: необходимо освоить большой объем методических материалов и пройти специальное обучение. Кроме того, критикуется несогласованность изложения учебной информации в книгах по этой программе.

Ангелина Трофимова:

Программа «Перспектива» фокусируется на индивидуальности каждого ученика, что очень ценно. Учебники содержат игровые упражнения, обучение по ним проходит интересно. Программа особое внимание уделяет формированию речевых навыков первоклассников: умению писать, читать, слушать и понимать других, а также ясно выражать свои мысли. В некоторых местах программа предполагает дополнительную работу для повторения или закрепления пройденного материала. Возможно, понадобится помощь взрослых.

Система Эльконина — Давыдова

Единственная развивающая программа, вошедшая в список рекомендованных ФГОС. Создателями системы являются советский педагог и психолог Д. Б. Эльконин и его ученик, профессор, вице-президент Российской академии образования В. В. Давыдов. В своих работах авторы отталкивались от значения игры в обучении младших школьников.

Программа направлена на то, чтобы научить ребят самостоятельно ставить учебные задачи и находить способы их решения, а также проводить самоанализ. Знания дети получают во время дидактических игр, обсуждений и экспериментов. В связи с этим домашние задания сведены к минимуму: процесс построен на совместной работе школьников в классе.

Ученики сами устанавливают критерии оценки и оценивают собственные достижения по этим критериям, а учитель ставит баллы на основе разрабатываемой ребятами шкалы. Задача педагога в рамках реализации программы — создать партнерские отношения с классом и сплотить детей.

Программа имеет недостаток: переходя в пятый класс, школьники могут испытывать трудности с адаптацией к обычным учебно-методическим пособиям. Игровой стиль и отсутствие оценок вызывают вопросы у родителей, привыкших к традиционному обучению.

Ангелина Трофимова:

Программа «Эльконина — Давыдова» ставит во главу угла развитие ребенка, а не получение оценок. Обучение строится на анализе и оценке работы, поиске ответов в ходе дискуссий, выдвижении гипотез и обсуждении. Активное взаимодействие в группах способствует лучшей усвоению информации, развитию мышления и навыков сотрудничества. Не все родители и педагоги согласны с отсутствием традиционных оценок и сложностью учебников, что делает программу предметом споров.