Учительница русского языка и литературы московской школы № 2065 Гульнара Гребешкова разработала способ повышения грамотности учеников и подготовки к экзаменам. Она применяет лингвистические сказки, пропедевтику, проблемное обучение для того, чтобы дети с интересом изучали сложные темы.

Какие правила русского языка даются школьникам с трудом?

По мнению Гульнары, школьникам сложнее всего даются орфография и грамматика. Трудности возникают в седьмом классе, когда ученики начинают изучать причастия, деепричастия, наречия, предлоги, союзы, частицы. Раньше достаточно было знаний начальной школы, а теперь программа усложняется. Появляются правила, о которых раньше не говорили. Например:

  • слитное и раздельное написание наречий;
  • Правильная употреблении причастных и деепричастных оборотов в предложении.
  • Написание производных предлогов, союзов и схожих по значению с союзами части слов, написанных раздельно.

В учебниках по этим темам упражнений не хватает, а на экзаменах заданий много. В ОГЭ задачи появляются в тестовой части, а в ЕГЭ — это восьмое задание (два балла), и четырнадцатое задание. Кроме того, нужно знать эти правила, чтобы в сочинении на ЕГЭ избежать грамматических ошибок.

Как сделать изучение правил русского языка увлекательным?

Использовать проблемное обучение

Ученики постигают информацию эффективнее, если сами добывают её. Гульнара меняет формат занятий: преподносит учащимся задачу, а затем вместе с ними стремится к её решению.

В пятом классе изучают тему «З и С на конце приставок». Учитель пишет слова на доске и предлагает проанализировать, перед какими согласными пишется «з», а когда — «с». Дети делятся на группы или пары и пытаются сформулировать правило. В этом им помогают карточки с наводящими вопросами и дидактические материалы, которые учитель готовит к каждому уроку. Потом результаты обсуждают всем классом и выполняют упражнения для закрепления нового материала.

Учитывать индивидуальные особенности учеников

Для закрепления материала Гульнара Гребешкова назначает индивидуальные задания: более сложные — усидчивым, чуть выше среднего уровня — средним, а для слабых — базовые. Такой подход позволяет каждому освоить тему в комфортном темпе.

Давать творческие задания

В пятых-шестых классах учитель вместе с учениками сочиняет лингвистические сказки.
Преподаватель начинает, а дети развивают сюжет, запоминая при этом правило.
Например, такую сказку придумала пятиклассница на тему «Как у существительных род появился».

В древности все существительные были очень похожи. Царица их путала. Однажды выпустила приказ: «Кто придумает для моих существительных знаки различия, тот получит награду». В другом королевстве жили муж и жена – жадные люди. Услышав о указе, прибыли в королевство и взялись за работу. Решили разделить все слова. Много слов, а жизнь коротка. Делили слова, но не смогли разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Слова, которые забрал себе муж, будут мужского рода (лес, дом, мир и другие). Слова, что остались у жены, будут женского рода (река, весна, луна). А те, что остались неопределенными, станут среднего рода (солнце, море, яблоко)». Так появился род, а королева перестала путать существительные.

В седьмом классе Гульнара советует создать «справочные тетради» для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Предлагает детям визуально представить в них основные правила и темы экзаменационных заданий. В виде рисунка или красочной схемы — так информация лучше сохранится в памяти.

Готовиться к сложным темам заранее

Гульнара советует начинать готовить детей к ЕГЭ и ОГЭ с начальной стадии средней школы. Не выделяя это особо, предлагать экзаменационные задания. Пусть ученики изучают тему, выполняют упражнения по пройденному материалу. А затем учитель расскажет, что это вопрос из ЕГЭ. Когда пяти-семиклассник узнает, что решил задание 9 или 11 класса, это мотивирует его браться за сложные темы и далее.


Материалы по теме:

  • Развиваем орфографический глаз: 11 упражнений.
  • Современная стратегия обучения орфографии