Фото: img.freepik.com


Иллюстрация depositphotos

Практика каждого учителя включает столкновение с трудной деятельностью детей. Многообразие проявлений такого поведения иногда проявляется в агрессии или травле со стороны учеников в отношении одноклассников или взрослых. Причины могут быть различными, но учитель всегда должен работать с подобной проблемой. Что делать педагогу при возникновении такой ситуации, обсуждалось на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и. благотворительным фондом «Шалаш»Поделилась этим директором фонда и педагогом Лилей Брайнис.

Что представляет собой сложное поведение и какие виды его существуют?

Поведение, мешающее обучению, отношениям с другими, наносящее вред окружению и представляющее угрозу ребёнку, сверстникам, взрослым и другим живым существам, можно назвать трудным.

Так как ребёнок сам испытывает эти трудности, очень важно оказать ему поддержку, помочь и научить поступать иначе. Потому что это не избалованный ребёнок, а ребёнку просто тяжело.

Трудному поведению свойственна многообразная проявление: невнесение заданий, прогулы занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – выражение сильных эмоций деструктивными способами, причиняющими вред окружающим, вещам и создающими психологический дискомфорт.

Причины агрессивного поведения детей.

Дети могут быть агрессивны по разным причинам: из-за тревоги, стресса, недостатка уверенности в себе, трудных семейных обстоятельств и неумения проявлять эмоции иначе. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться получить признание среди сверстников. Необходимо помнить, что агрессивное поведение не является сознательным выбором или желанием причинить вред, а следствием недостатка альтернативных способов реагирования на свои чувства. Злость и агрессия – обычные эмоции, как радость, интерес или страх, но детей нужно научить выражать их конструктивно.

Как реагировать учителю на агрессивное поведение ученика и попытки спровоцировать конфликт?

Насилие со стороны учащихся часто порождает ссоры во время уроков или перемене. Учитель неизбежно вовлекается в этот спор; ему нужно пресечь его и научить ребёнка конструктивно проявлять эмоции. несколько основных рекомендацийСредства, применяемые нами в фонде «Шалаш» при взаимодействии с ребятами.

  • Вначале при возникновении разногласий следует… остановить ребёнкаВ припадке гнева дети часто не воспринимают уговоры, поэтому педагогу приходится иногда останавливать их физически, не отвечая грубостью – не стоит хватать малыша за руку или плечо, а лучше обнять его.

  • В сложных ситуациях держите себя спокойно. При наличии пострадавших – поддержите ееВажно уметь разрешать конфликты, даже во время урока. Это формирует безопасную атмосферу и сигнализирует учащимся о том, что учитель защитит каждого от агрессии.
  • Разберитесь в причинах конфликтаЕсли во время урока возник конфликт, лучше не прерывать занятия и обсудить ситуацию на перемене. Чтобы разобраться в причинах разногласия, не нужно принуждать детей извиняться друг перед другом. Важнее дать возможность каждому высказаться и услышать обе стороны, чтобы понять, что послужило причиной противостояния.
  • В случае конфликта дети и подростки испытывают затруднения с саморегуляцией, что делает обучение учителя важным. предложить им варианты разрядкиВ перерыве можно выпить водички, вдоволь дышать, немного отдохнуть, а затем присесть на заднюю скамью. Ссорам уходит много сил, так что лучше предоставить детям возможность успокоиться. отдохнуть Предложите вернуться к уроку, когда будет readiness.
  • Ребёнок сам не может научиться понимать и называть свои чувстваНазовите чувства ученика словами – «Я вижу, что тебе грустно/плохо».
  • По окончании занятия продемонстрируйте ребенку наличие чего-либо. Способы высказать гнев, не причиняющие вреда другим. Чтобы предотвратить конфликт, можно попробовать что-нибудь сжать, притоптать, постучать или сказать что-нибудь, вроде: «Мне неприятно», «Я сейчас разозлюсь» или «Пожалуйста, отойди».
  • Отмечайте прогресс Ребёнка в освоении способов нужно поддерживать в течение определённого времени – недели, месяца, даже квартала. Часто дети, проявляющие агрессию и испытывающие трудности с её контролем, имеют низкую самооценку и мотивированы скорее на избегание неудач, чем на достижение успеха. Важно показать им связь между усилиями и результатом. Можно устно сообщить ребёнку о его успехах или передать ему записку.

В случае, когда агрессия обращена к учителю…

При агрессии ученика в адрес учителя план действий аналогичен, но требуется фокусироваться на собственной безопасности. Необходимо остановить ребенка любыми доступными способами, предотвратить нанесение физической или словесной боли, а также четко обозначить границы допустимого поведения: что разрешено, что запрещено, и каковы будут последствия нарушений.

Важно педагогу помнить, что условия для обучения создаёт именно он, и помочь детям научиться вести себя по-другому в его силах.

Что такое травля и как она выглядит

Длительное проявление агрессии без прекращения – это… травляНасилие в отношении кого-либо предполагает целенаправленное, осознанное агрессивное поведение одного или нескольких людей при неравенстве участников: группа учеников может преследовать одного, более популярные дети могут терроризировать менее популярных, сильный ученик может унижать слабого.

Как учителю прекратить травлю в классе

Важно помнить, что травля не исчезнет сама по себе, а со временем усугубится, вызывая негативные психологические последствия для жертвы, агрессора и наблюдателей. Учителю нужно вмешаться в ситуацию.

  • Признайте, что проблема существует, и назовите ееЕсли в классе постоянно один ученик игнорирует другого, чьи-то вещи часто портятся, о ком-то распространяют слухи, – это не шутка или игра, а очевидные признаки травли, которые нужно прекратить. Травля – проблема всего класса, а не отдельных детей. Поэтому педагогу необходимо разъяснить всем ученикам происходящее и дать понять, что такое проявление насилия никому не заслуживается. Нужно однозначно оценить травлю, сказав, что это плохо и не должно происходить в классе. не переходить на критику Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы не заставить его чувствовать себя в защите. Объясните, что буллинг — это общий враг, с которым необходимо бороться всем сообща.

  • Сформулируйте правила поведения в группе — Поясните детям, как вести себя друг с другом корректно, а чего делать нельзя. Задача педагога не сделать участников конфликтов лучшими друзьями, достаточно научить их мирно уживаться, не причиняя боли и страдания. Не стоит ожидать, что дети запомнят правила сразу. Но если вы сами будете им следовать, постоянно на них акцентировать внимание и… следить за их соблюдениемУ детей не будет возможности забыть это.
    Социальный психолог Альберт Бандура, создатель теории социального научения, утверждал, что дети подражают…
    поведением взрослого.
  • Травля не исчезнет мгновенно, поскольку дети пока не владеют другими способами взаимодействия. С возрастом им труднее изменить свое поведение. настойчивы Постоянно придерживайтесь правил поведения во время урока.
  • Обращайте внимание на положительные сдвиги в поведении детей. Позитивное подкрепление эффективнее отрицательного воздействия.
    детям необходимо осознавать свои достижения и чувствовать, как преподаватель отмечает их успехи и поощряет даже за малые шаги вперед.

«Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник вместе с… благотворительным фондом «Шалаш» Запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Бесплатный онлайн-курс длится 16 часов и доступен для прохождения в записи в удобное время. По итогу получения удостоверения о повышении квалификации возможно. Регистрация на него открыта. по ссылке.