
Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Любовное признание от ученика может смутить как молодого, так и опытного учителя. Ситуация требует осторожности, чтобы не причинить психологической травмы подростку. Ведь если признание искреннее, то ему далось нелегко. Педагог-психолог… Татьяной МогильниковойРассказываем о настоящих случаях из жизни учителей, которые слышали признание в любви от своих учеников.
Легкий флирт
Ольга (имя изменено), 38 лет
Я сначала была его учительницей, а потом классным руководителем. Мы общались в ВКонтакте. В какой-то момент ученик написал о том, что влюблен во взрослую женщину, не зная, как та отреагирует. Ему было 14-15 лет. Он не сказал, что это я, но по его поведению я начала догадываться.

Скриншот переписки с учеником
Это трогательно, ведь не был наглой. Все знаки внимания были в пределах приличия, и я даже немного флиртовала в шутку. Не скрывал свою влюбленность, но никто из коллег ни разу не заметил ничего подозрительного в наших отношениях и не выразил недовольства. Мы даже подружились с его родителями и по сей день общаемся, хотя уже окончил школу.
Иногда поступают сообщения от него о чувствах, но всё реже. Не ясно, как он поведет себя в восемнадцатилетнем возрасте.
Не стоит беспокоиться и вести себя как обычно. У всех были детские влюбленности в учителей. При излишне навязчивом внимании можно спокойно поговорить со школьником. Но дети разные: кто-то поймет, а кто-то будет продолжать ухаживать по-своему.
Татьяна Могильникова, психолог:
Учитель организовала обстановку, где ребёнок может свободно демонстрировать чувства. Это положительно, так как подросток получает опыт, а взаимоотношения можно проследить. Но важно сохранять нейтралитет и устанавливать границы, чтобы ребёнок точно понимал, какую границу нельзя переходить.
Любовь — прекрасное чувство, способное вдохновлять, наполнять жизнь эмоциями, и его не следует превращать в разрушительное, причиняющее боль.
Важно подчеркнуть ученику, что у учителя уже есть отношения и не давать ложных надежд. Если у взрослого появляется чувство «а может быть, когда он вырастет…», лучше обратиться к психологу, чтобы разобраться в своем жизненном сценарии.
Понять, как и почему возникает привязанность к несовершеннолетнему. Ведь ребенок до 18 лет — это ребенок, а здоровое поведение — это взрослая позиция, отказ от флирта.
Ученик позвал замуж
Анна (имя изменено), 34 года
Современные дети ничего не боятся. Моего ученика, которому семнадцать лет, после урока как-то спросили: “Я вас люблю. Очень”. Я попыталась перевести все в шутку: “Я вас тоже всех люблю”. Он ответил: “Нет, я по-другому”. Но по моему взгляду понял, что не приму такие признания всерьез и ушел.
Каждый день он приходил ко мне и предлагал жениться, даже кольцо приносил. Я ответила, что уже замужем. Спустя год он всё ещё говорит то же самое, но гораздо реже. Если я смотрю на него серьёзными глазами, то он опускает взгляд, замолкает и уходит.
В таких случаях лучше всего не принимать всё близко к сердцу. Нужно относиться к ситуации с юмором.
Татьяна Могильникова:
Каждый человек на протяжении детства проходит три стадии психосексуального развития.
- платоническая,
- эротическая,
- сексуальная.
Первая стадия — это любовь без сексуального влечения. Чаще всего встречаеться в период младшего школьного возраста. Характеризуется чувством привязанности, стремлением к дружбе и общению.
Вторая — эротическая, ориентированная на подростковый возраст. Проявляется тяга, которая больше связана с желанием близости, переживания общего, романтического.
В период с шестнадцати до восемнадцати лет у человека возникает влечение именно к сексуальному контакту. Романтика всё ещё играет важную роль в переживаниях подростка, но проявляется и интимная составляющая.
Важно не подавлять ребёнка своим реагированием. Ответ учительницы был в целом приемлемым, однако фраза «я всех вас люблю» содержит элемент обесценивания.
Лучше реагировать без эмоциональной реакции. Выделите его положительные черты. Например: «Я уважаю твои чувства, видишь, ты умный и интересный человек, но ответить тебе взаимностью я не могу. У меня есть муж, которого я люблю. Но мне приятно, что ты поделился своими чувствами».
В учительницу влюбилась ученица
Елена (имя изменено), 47 лет
Моя пятнадцатилетняя ученица призналась в своих чувствах через письмо. Сначала возникло недоумение, потом неприятные ощущения. Я пыталась игнорировать все, на год вышла из социальных сетей. Дома я находила розы, вероятно, от нее. Ситуация была настолько абсурдной, что сначала восприняла это как шутку. К тому же мне было за сорок.
Я оповестила психолога, с которым сотрудничала она. Позже она переехала в другой город для учебы. Год назад оказалась в колонии.
Рекомендую педагогам в моём положении не обращать внимания, не отвечать на сообщения, знаки внимания. Бывает по-разному. Существуют случаи, когда преподаватели и учащиеся строили отношения. Например, знакомым моей подруги вместе уже тридцать лет.
У меня было другое дело, противное, я не знаю как иначе выразиться ».
Татьяна Могильникова, психолог:
Девочке непросто определиться в ситуации. Ее тянутся к женщинам, но принять это отличие от других весьма трудно. Одиночество в детстве — ужасно, а невнимание только усугубит положение.
Опыт показывает, что девочка не справилась. Возможно, из-за недостатка поддержки. Нужно было открыто говорить о чувствах: нормально испытывать разные эмоции. В общении важно проявлять уважение, выделять положительные качества ребенка, хвалить за достижения, давать рекомендации не только по урокам, но и по фильмам и книгам, быть рядом. Требуется помощь психолога-сексолога; обычный специалист не поможет, нужна специальная подготовка.
Взрослым может быть неприятно из-за внутренних убеждений, но ребенку трудно противостоять происходящему. Девочка не виновна в том, что испытывает. Должен быть взрослый, который поможет ей разобраться.
Как реагировать на признание ученика корректно
Первое — признание в любви может оказаться шуточным. Даже если реакция на шутку очень сильная, это всё равно может обидеть подростка. Важно вести себя сдержанно и вежливо.
- Спасибо за честность. Уважаю ваши чувства и ценю интерес к мне и моему предмету.
- Определить допустимые рамки взаимодействия важно в любых ситуациях: при высказывании истины или во время спора.
- Не нужно сразу направлять подростка к психологу, даже если его слова кажутся необычными.
- Необходимо избегать поддаваться на уговоры ученика и флирта с ним, чтобы защитить ребёнка от психологической травмы и самого себя от вероятного шантажа.
Когда ребёнок делится своими чувствами с взрослым, важно осознать их значимость в его жизни. Вполне возможно, что именно вы сможете помочь ему преодолеть трудности.