Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

АвторTelegram-канала «Учимся учить иначеПросветительница и публицистка Светлана Моторина рассказывает историю о сотрудничестве семьи и школы ради блага ребёнка. Историю повествует мама, все имена изменены по просьбе героев.

У сына Саши с рождения была родовая травма, из-за чего нарушался кровоток к мозгу. Врачи сразу предупредили меня о возможных проблемах с речью и неврологическими заболеваниями.

Я уделяла Саше большое внимание, развивая его как физически, так и интеллектуально. Речь появилась у него рано, а в два с половиной года он уже читал.

В пятилетнем возрасте у Саши проявилась родовая травма: воспитательница в детском саду заметила подергивания головой во время разговора. Обратились к специалистам, чтобы исключить синдром Туретта, эпилепсию и другие заболевания.

Со временем к тикам добавились вокализмы. Саша издавался разными звуками, то громче, то тише. Полгода он мог дергать головой, еще полгода мог неконтролируемо выкрикивать. Представляясь, Саша говорил: «Я Саша, у меня дома живут я и звуки». Звуки стали отдельной сущностью, с которой ему пришлось учиться жить. Теперь это не столько звуки, сколько слова, порой нецензурные.

Работа супруга и моя заставили нас выбрать… домашнее обучениеВ обычной школе Саша не мог просидеть 40 минут, уставал, качал ногой, разговаривал и этим мешал одноклассникам. Но мы попали к потрясающему педагогу, Александре Ивановне. Она приняла Сашу и искала подход к его особенностям на протяжении всех четырех лет.

Александра Ивановна применяла разные способы для развития усидчивости сына Саши.

  • Чтобы не отвлекать сокласников во время проверочных заданий, его приходилось уходить в коридор и выполнять их там.
  • Чтение в школе не занимало его, так как произведения по программе уже изучил сам. Приносил свои книги, сидел отдельно и читал.
  • Чтобы Саша успокоился, иногда давала ему леденцы.

Александра Ивановна, заметив в Саше начитанность и эрудированность, постоянно отправляла его на различные олимпиады и международные конкурсы. Саша даже начал заниматься в театральной студии. На сцене ему удаётся собраться, тики и звуки уходят. Это его звездный час.

Портфолио Саши с дипломами и наградами напоминает по толщине тома «Войны и мира». У нас с мужем достижение таких успехов непростое – нужно постоянно учиться, готовиться, ездить, но мы не ленимся. Возможно, другому ребенку это не так важно, но для Саши признание и победы необходимы как воздух.

Александра Ивановна воспитала в классе ценности принятия разнообразия людей.

Негатив поступал преимущественно от родителей. Одна мать трудилась в том же учебном заведении. В течение первого и второго класса она склоняла остальных родителей к негативной оценке Саши: утверждала, что он ненормален, агрессивен и представляет опасность для других детей.

Во втором классе она увидела драку с участием Саши. Саша применил прием, зафиксировал рукой другого мальчика. Она тут же позвонила его маме и сказала, что сына убивают. Драка быстро закончилась, дети пожали друг другу руки и пошли в класс.

Мама-учительница обратилась в администрацию, меня вызвали на беседу. Присутствовали директор, заместители директора, психологи и автор жалобы. Она написала письмо и убедила двух других родителей его подписать. В нем говорилось, что Саша опасен, девиант и должен покинуть класс. Я пришла с ответом, в котором указала, что она снимала на телефон моего сына без моего согласия, и привела факты ее предвзятого отношения к нему.

Администрация школы, хотя и старалась показать мне, что я не воспитываю Сашу, всё же приняла мою сторону. У мамы мальчика, с которым была потасовка, не было никаких претензий. Более того, через три дня он пришел к нам в гости и играл вместе с Сашей.

Александра Ивановна пропустила встречу, но заявила о непринятии травли Саши и о продолжении его обучения в данном классе. По её словам, если кому-то кажется, что ребёнок в опасности, возможно перейти в другой класс. Такой шаг предприняла одна из мам.

Таких людей, как она, я еще встречала, хоть и немного. Считают, что Саше просто не хватает дисциплины. У них самих обычно очень послушные дети, которые на уроках не шелохнутся. Все, что отличается от этого — для них не норма. В их картине мира не умещаются другие возможные причины отклонений в поведении. Многие считают, что он притворяется: «Не бывает такого, что человек не может себя контролировать. Это запущенность и невоспитанность». В нашем обществе не особо принимают инаковость.

Саша учится в пятом классе. Некоторые учителя его не принимают и даже не хотят терпеть. Александра Ивановна разговаривает с ними, рассказывает о особенностях Саши. Ее старания не проходят бесследно. Когда учителя ругают Сашу за поведение, одноклассники защищают его, говоря, что он так не поступает специально.

Что касается самого Саши, то он просто учится жить с этим. Он понимает, что у него есть особенности. В лагерях, куда он тоже ездит, ему тяжелее — могут обидеть, оскорбить. Я всегда говорю ему, что с этим придется справляться, не все в дальнейшей жизни будут его принимать.

Если бы Саша попал к неквалифицированному учителю, скорее всего, ему поставили бы ярлык «все идет из семьи», «он неуправляемый». Благодаря Александре Ивановне у сына есть возможность найти свое место в жизни. Она внесла большой вклад в формирование его адекватного восприятия себя, показала, что особенности — это нормально, и можно искать способы их компенсации и минимизации.


Материалы по теме:

  • «Ребенок с особыми потребностями в классе – не причина для увольнения»: история учителя, работающего уже пятнадцать лет.
  • Различия между учеником с аутизмом и хулиганом, а также способы его адаптации.
  • Сотрудничество с родителями обязательно при работе с детьми, имеющими ОВЗ.