Фото: img.freepik.com

Фотография: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

В Стратегия развития детской сферы до 2030 года. Инклюзивность входит в число принципов государственной политики. заявляютДля обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья создана достаточная нормативно-правовая база, однако школа не всегда может предоставить им необходимый уровень педагогической поддержки. Часто администрация возлагает ответственность за обучение таких детей на учителей и классных руководителей, у которых нет специальных знаний.

Проверьте, осознает ли родитель уникальность своего чада.

Первый шаг к максимально продуктивной работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья – это преодоление отрицания особенностей их развития родителями. Вместо признания проблем, родители часто утверждают: «Это у него просто характер такой», отвечая на замечания учителя о неуправляемом поведении, вспышках агрессии и плохой успеваемости.

Родители иногда отказываются диагностировать детей, полагая, что статус «ОВЗ» испортит их будущее, указан в документах и так далее. Учителю важно рассказать родителям о преимуществах такого статуса и развеять заблуждения.

По словам педагога-психолога Юлии БитковойВ качестве повода для размышления о необходимости дополнительной педагогической поддержки ребенка могут служить следующие особенности.

Очевидные особенности:

  • Повреждения органов чувств (зрения и слуха).
  • нарушения опорно-двигательного аппарата.

«Тревожные звоночки»:

  • Ошибки в написании и произношении (описки, опечатки, фонетические искажения, дисграфия и др.).
  • Затруднения с концентрацией (часто рассеивается, не может сосредоточиться).
  • Ребенок нуждается в постоянном руководстве при выполнении инструкций.
  • Руки и ноги беспокойно двигались ритмично.
  • сложности с усвоением программного материала;
  • трудности с инициацией и поддержанием диалога;
  • отсутствие или неустойчивость зрительного контакта;
  • скудная мимика, отсутствие жестикуляции;
  • отсутствие интереса к сверстникам;
  • Типичные жесты (качания, кивание, скрипы зубов и пр.).
  • Трудности при переходе между разными видами работы.
  • приступы ярости, гнева, враждебности;
  • непонимание своих и чужих эмоций.

В подобной ситуации целесообразно проконсультироваться с родителями о направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и последующей организации индивидуального образовательного маршрута. В ряде случаев можно предложить переведение в специальное учебное заведение — некоторые семьи с энтузиазмом воспримут такую возможность.

Моего старшего чада учат в специальном учебном заведении.
**Важно:** В данном случае запрещение слова «они» не является принципиальным, так как его нет в исходном предложении.
ТГ-канала Рената Владимировна.

Требуйте проведения для ребенка комплексной оценки специалистов из сферы психологии, медицины и педагогики.

При определении комиссии необходимости дополнительного психолого-педагогического и коррекционного сопровождения ребенок получит поддержку от администрации школы.
Директор обязан предпринять соответствующие меры, включая обращение за дополнительным финансированием.

В идеальной ситуации методическую помощь и поддержку учителю в обучении ребенка с ОВЗ оказывают специалисты ПМПК или ППК школы. Специалисты помогают адаптировать материалы и систему оценивания, создавать инклюзивную среду в классе. Содержание образования ребенка с ОВЗ определяет адаптированная программа (АООП), а при наличии инвалидности — еще и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации).
Координирует работу всех сторон социальный педагог, а педагогу помогает тьютор, которого назначает ПМПК или ППК. То есть, если все организовано правильно, с ребенком взаимодействует не один учитель, а целая команда специалистов.

Обратитесь к родителю с просьбой участвовать в создании инклюзивной среды для ребенка.

Родитель может стать вашим главным помощником. Если у него есть информация о диагнозе ребенка и он осознает, что ему требуются особые условия для учебы, настоятельно порекомендуйте вовлечься в общение со школой.

Я перевела ребенка в новую школу с пятого класса из школы для детей с ЗПР. В школе я подавала заявления на организацию учебного процесса по моей схеме: частичная инклюзия, а также реализацию заключения ПМПК и специальных условий. Заявления на работу коррекционной части тоже подавала отдельно.

Я являюсь родителем-заявителем, и администрация школы меня услышала. В школе начались перемены. Администрация обсудила вопросы с классным руководителем, а тот — с остальными педагогами. Для сына составили индивидуальное расписание, — делится Ирина Рязанова, мама особенного ребенка.

Поговорите с администрацией о возможности прохождения дополнительного обучения.

Недостаток специалистов по работе с детьми, имеющими особые потребности, тормозит реализацию инклюзивного образования в школах.

С учащимися с ОВЗ должны Логопед, психолог, дефектолог и социальный педагог должны составлять состав ППК школы и комплексно работать. Впрочем, во многих школах их просто нет.

Сегодня возможно получить профессиональную переподготовку или повысить квалификацию в этих специальностях дистанционно, не прерывая работу, и даже за счёт работодателя.

Юристы напоминаютРаботодатель обязан направлять педагога на повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже, чем раз в три года, за свой счёт. При отказе можно ссылаться на статьи 196 и 372 Трудового кодекса, а также на Федеральный закон «Об образовании». Учитель может написать докладную директору школы о том, что ему не хватает знаний для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ресурсов для этого. В этом случае директор обязан отправить учителя на курсы или предпринять другие меры.

Администрация школы выбирает программу обучения, но директор может согласиться с идеей назначить вам должность дефектолога или логопеда.

5. Обращайтесь за помощью

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья предъявляет высокие требования к учителю в плане времени, эмоций, теоретических знаний и практического опыта. Такая интенсивность работы приводит к быстрому эмоциональному выгоранию педагогов.

По мнению проректора по инклюзивному образованию, Руководитель Института проблем инклюзивного образования. МГППУ Светланы АлехинойНедостаток знаний по работе с особыми детьми провоцирует психологические трудности и профессиональное выгорание.

Проблема психологической и профессиональной неготовности учителей к работе в инклюзивном образовании остается актуальной, несмотря на десятилетний опыт его законодательного закрепления. Решить ее возможно лишь путем обучения педагогов инклюзивным педагогическим технологиям как теоретически, так и практических: проведение мастер-классов, тренингов, разбор кейсов. Овладев такими технологиями, учитель, войдя в класс с детьми с ограниченными возможностями здоровья, будет чувствовать себя уверенно.

Не бойтесь просить о помощи с методикой и, если нужно, психологической поддержкой.


Материалы по теме:

  • Ученик с особенностями развития в образовательном учреждении: яркий пример взаимовыгодного взаимодействия педагога и семейного воспитания.

  • Различия между ребёнком с аутизмом и хулиганом, и способы его адаптации.
  • Учитель пятидесяти лет делится опытом работы с ребенком с особыми потребностями.