Фото: img.freepik.com

Изображение: Unsplash / Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Просветитель и публицист, автор telegram-канала «Учимся учить иначеСветлана Моторина рассказывает о педагоге по русскому языку Елене Нечаевой, которая вернула себе интерес к профессии после профессионального выгорания.

В школу я пришла преподавать литературу 25 лет назад. С молодости наблюдала за коллегами и удивлялась, почему часто выглядят уставшими, раздраженными. Как только покидали роль учителей, становилось ясно, что это хорошие люди, но на уроке превращались в серых грымз. Не понимала, почему так происходит. Ведь педагог — это подвижник, идет на работу не по обязанности, а потому что реально хочет дать детям что-то.

Пятнадцать лет работы в школе привели к выгоранию. Длительное время я удерживалась благодаря силе воли и безграничной любви к работе. Однако у всего есть предел, и однажды работа перестала доставлять радость. Я делилась своим состоянием с коллегами, но никто не обращал внимания.

Отчаяние привело меня на конкурс «Учитель года», где я стала лауреатом Москвы. На какое-то время это спасало. Потом родила третьего ребенка и на три года ушла в декрет. Лечила выгорание и была уверена, что отдохнула. После декрета сменила школу на лучшую во всех смыслах. Но через полгода себя почувствовала такой же, как несколько лет назад: уставшей, вымотанной, больной и несчастной.

В сорок лет я столкнулась с потерей близких по возрасту: некоторые ушли от болезней, которые стремительно развивались — рак, инфаркт. Страх охватил меня, и я осознала, что нужно менять ситуацию.

Обратившись к психотерапевту, я поняла, что выгорание — следствие отсутствия личных границ. Переходя в новую школу, дала себе обещание не брать классное руководство, но всё же согласилась, хотя могла отказаться. Это привычка быть «хорошей девочкой», помогать всем, кто просит, ведь дети же.

У большинства педагогов так. Постоянно соглашаются с чужими ожиданиями, берут на себя больше, чем могут выдержать — это и разрушает их. Нам плохо, жалуемся, но стискиваем зубы и вновь идём работать. Перестает гореть огонь в глазах. И вот ты уже женщина в катышках, с унылым видом.

Равнодушные и энтузиасты-учителя также могут столкнуться с выгоранием. Отдых, новые вещи или маникюр здесь не помогут. Необходимо лечить саму суть выгорания, а её нужно найти, так как для каждого она своя.

Выгорание учителей сказывается и на детях: всё школьное часто для них превращается в безразличие, поскольку мы сами, учителя, не являемся примером для подражания. Причина кроется не в зарплате. Дети не хотят быть похожими на нас как на людей, потому что не видят счастливых взрослых в образе учителей.

Нельзя рассказывать о прекрасном русском языке и литературе, если самой это не нравится. Нельзя быть измотанной, усталой, несчастной и говорить о великом Толстом. Первый же вопрос от детей будет: «Что он вам дал, этот великий?».

Психотерапия оказала на меня благотворное влияние. Я начала задумываться о своих желаниях. Два года назад я покинула школу. Благодаря «Учителю года» у меня было много предложений по трудоустройству, и я выбрала онлайн-школу. Нагрузилась на 12 часов. Мне нравится подход — полное доверие профессионалам. Могу делать то, что считаю нужным, и там очень стимулируется саморазвитие.

Защитила магистерскую диссертацию по современной детской поэзии в школе, теперь являюсь в этой области известным специалистом. Разрабатываю курс по поэзии для педагогов.

Каждому учителю необходима качественная психотерапия и ежемесячная супервизия. Требуется следить за состоянием педагогов и вовремя замечать симптомы выгорания.

В мечтах моей школы – не только знания, но и забота о сохранности энергии всех её участников: учителей и учеников. Только из такого ресурсного состояния получится тот же «вау-эффект» в образовании.


Материалы по теме:

  • Что значит эмоциональное выгорание, и как с ним справиться?
  • Педагогический труд молодого поколения изнашивается интенсивнее, чем у коллег со стажем.
  • Как разжечь огонь энтузиазма внутри себя: советы психолога.