
Изображения: Depositphotos / Рис.: Юлия Замжицкая
Светлана Силуянова — Преподаватель русского языка и литературы в частной гимназии имени М.И. Пинаевой города Перми. — В беседе с Светланой мы обсудили профессиональные хитрости и раскрыли секреты того, как вдохновить детей на любовь к предмету, гармонично сочетать работу и увлечения, а также обрести счастье в профессии учителя.
Подходить к делу творчески
Я преподаю русский язык, который порой для детей представляется трудным и непонятым. Чтобы вызвать у учеников интерес, в уроках сочетаю знания с искусством.
Моя «палочка-выручалочка» — лингвистические сказки, построенные на языковых закономерностях, рифмовках и других приемах. Героями таких историй становятся части речи или слова, например, безударные гласные в корне и суффиксы.
В этих сказках они влюбляются, ссорятся, мирятся, ищут истину. Я в основном сочиняю их сама, но ребята часто помогают мне.
Я пишу лингвистические песенки с персонажами, такими как Король Язык, однородные члены предложения, Междометьедобрыйдругдетей и другими. Беру известную детскую мелодию и сочиняю слова — в стихах скрыто то или иное правило.
«О научной фонетике — парадоксально и музыкально!». Архив Светланы Силуяновой.
Прошлый год ознаменовался проведением целого дня, посвящённого орфоэпии и культуре речи семиклассниками совместно с учителем музыки Ольгой Бойцовой. С помощью театральных практик раскрывалась тема на примере пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и мюзикла Фредерика Лоу и Алана Лернера «Моя прекрасная леди». Вначале школьники в группах разбирались, что такое мюзикл, кто такой Пигмалион. Затем на примере главной героини изучалась роль правильной речи и хороших манер в жизни человека. Завершился день практикумом по вокалу и костюмированной инсценировкой понравившихся эпизодов. Шедевры мировой культуры помогли детям понять важность работы над собственной речью.
Сочетать работу и хобби
Играя на фортепиано, я стремлюсь применять этот навык во время занятий. Для создания особой атмосферы на уроках литературы могу сыграть романс или пьесу. В связи с этим обычно провожу занятия в кабинетах с пианино.
Хобби переросло в значимую часть работы, обогатив её новыми красками. Четыре года с удовольствием провожу отчетные выступления школьных хоровых коллективов. Как исполнитель участвую в ежегодном камерном концерте и пою для коллег на корпоративах. Очень люблю выступать, быть ведущей, общаться со зрителями, заряжаться энергией зала.
Финал Поэтического фестиваля 2021 года. Личный архив Светланы Силуяновой.
Согласна с утверждением: «Учитель — это артист». Для меня урок — сцена, с которой можно много хорошего сказать людям, вызвать к диалогу. Возможно, так же думало жюри конкурса «Вклад учителя», в котором я участвовала в 2021 году и получила победу в номинации «Актерское мастерство».
Не бояться нового
На конкурсе я впервые попробовала себя в разных ролях: была сценаристом и режиссером видеоролика, написала сценарий для школьного события коллеги, поучаствовала в Оксфордских дебатах и выступала на педагогическом стендапе.
Финалисты конкурса «Вклад учителя — 2021». Личный архив Светланы Силуяновой
Благодаря «Вкладу учителя» я узнала о формате TED-конференции и провела её в своей школе по сценарию учителя из Уфы Юлии Садыковой. Мероприятие было посвящено международному празднику – Дню Земли, который отмечают 22 апреля.
В течение месяца восьмиклассники под моим руководством изучали сбор и утилизацию отходов, создавали модель Земли и готовили выступления о проблеме мусора в Перми. Изучили опыт разных стран и данные соцопроса. Знакомились с арт-объектами из пластика и бумаги, которые сделали ученики 5-7 классов. В итоге слушатели конференции так прониклись выступлениями, что у многих возник эмоциональный порыв – обнять модель Земли, уберечь планету от беды.
Доклад на конференции TED по случаю Дня Земли из личного архива Светланы Силуяновой.
Благодаря знакомству с Галиной Ищенко, коллегой-финалисткой из Волгограда, узнала о международном конкурсе чтецов «Мы гордимся городом», проходящем в рамках проекта «Книга города». В итоге девять ребят приняли участие в этом конкурсе, из них пятеро стали финалистами, а двое — призерами.
В этом году желаю пригласить коллег из сообщества «Вклад учителя» в Пермь на II Межрегиональную открытую стажировочную площадку частного образования, провести в других частных школах уроки-«эврики», где педагоги и ученики познакомятся друг с другом. С этой же целью пригласить учителей к себе.
Радоваться
Основательница нашей гимназии Мара Пинаева считалa школу домом радости. Я стараюсь воплощать эту идею: вхожу в класс с улыбкой, делаю акцент на позитиве, даю детям уверенность, что приложенные в учебе усилия обязательно приведут к успеху. Сейчас моим первым выпускникам по 48 лет, и признаются, что до сих пор помнят уроки, а некоторые даже хранят школьные тетради по русскому языку и литературе.
Мой экс-ученик сообщил, что я являлся образцом бесконечной радости.
Видео, созданное первыми выпускниками в честь любимой учительницы.
Успех учителя кроется в поиске собственной формулы счастья, обмене опытом с учениками, восприятии жизни как непрерывного творческого процесса как на работе, так и дома, а также синтезе любимых занятий и профессии. Мне кажется, у меня получилось найти этот баланс.
Наша семья очень творческая: с мужем и дочерью мы постоянно участвовали в конкурсах, а дочь даже стала победительницей шоу «Четыре свадьбы» на канале «Пятница». В течение 30 лет совместной жизни муж был моим первым помощником, экспериментальным учеником, на котором оттачивались новые методы, художником-оформителем наглядных пособий, создателем волшебных предметов, видеооператором. Все эти годы он гордо носит звание «муж педагога».
С близкими. личный архив Светланы Силуяновой
5 тезисов о работе учителя
1. Без движения к цели нет результата.
Чтобы дело, которому посвятил себя, развивалось, нужно неустанно стремиться к намеченным задачам.
2. Во всем нужно быть профессионалом.
Качество работы — первостепенная задача, для достижения которой требуется формирование благоприятной и стимулирующей среды.
3. Урок должен быть незабываемым.
Увлекательные и запоминающиеся занятия строятся на основе продуктивного взаимодействия каждого участника.
4. Слово — важнейшее орудие педагога.
Вдохновенное, яркое, эмоциональное слово — главное средство педагога на уроке. Это вдохновляет на диалог, радость познания и творчество.
Детям важно сформировать собственный духовный облик.
В моём уроке ученики встречаются с культурой, а я создаю для них возможности саморазвития и формирования собственного духовного облика.