
В июне в Новосибирске, в Академгородке, состоялась традиционная конференция для педагогов. СУНЦ Новосибирского госуниверситетаВ рамках обмена опытом преподаватели из различных регионов делятся идеями для обучения детей в разных условиях: от школ столиц до сельской местности. Именно так я познакомилась с Геннадием Николаевичем Петровым, который уже 42 года преподает физику детям в маленькой чувашской деревне.
Геннадий Николаевич Петров
Фото Ксения Ануфриева/Пресс-служба НГУ
Не уехал в город
Нас зовут Сюрбей-Токаево, деревня расположена на берегу реки Кубня. Кубня впадает в Свиягу, а Свияга — в Волгу. Рядом чувашская деревня Напольное Сюрбеево и русская Сюрбей-Токаево. Отсюда начинаются хвойные леса, настоящая курортная зона. Люблю гулять туда за грибами, за ягодами, послушать эхо — в лесу оно звучит прекрасно.
В соседней деревне, в трёх километрах отсюда, родился я. В этой школе, где сейчас тружусь, начал работать в 1976 году. Стаж мой — 47 лет. Пятьдесят лет назад окончил среднюю школу и поступил в Чувашский педагогический институт на специальность учителя физики средней школы.
Прекрасные учителя были в моей школе. Евгений Иванович Осипов, директор и учитель физики восьмилетней школы, и Василий Титович Акчурин, учитель физики и электротехники средней школы. Последний проводил замечательные опыты. Видимо, так понравилась эта область, что решил учиться по этой линии. Младший брат, следуя за мной, стал учителем физики в районной школе. В одно время в нашем районе работали 5 учителей-физиков, ученики Василия Титовича.
После окончания института год трудился по распределению в соседней деревне, затем был призван в армию. Вернувшись из армии в родную деревню, обнаружил, что родители строят дом и предложил им летом помочь. Заведующая Комсомольским РОНО узнала о моём возвращении, приехала ко мне — учителей на селе не хватало. Попили чай, она спрашивает: «Куда собираешься?», а я отвечаю: «Не думал еще». «В деревне учителя физики нет. Останься», — говорит она. Мать также поддержала идею: «Если будешь жить в деревне, всё равно будет нам помощь».
Согласился. Прибавили ещё часы по математике от учителя, потому что школа в деревне — восьмилетняя, уроков немного. Так и остался там.
Хотел переехать в город, даже работу нашел. Но мать сказала: «Если уедешь, когда мы с тобой встретимся?». Я ее послушал. Ведь у нас девять детей, я второй. Надо было помогать братьям и сестрам — ведь еще учились.
Уроки после уроков
В соседней деревне при начале работы в школе учились 137 человек, сейчас школу там закрыли. В нашей Сюрбей-Токаевской ООШ учатся около 80 человек, включая детей из дошкольной группы. Классы небольшие — не больше 10 человек. Молодежь уезжает из деревни из-за отсутствия работы.
В начале двухтысячных пригласили меня преподавать физику в лицее МОУ «Комсомольская СОШ № 2», открытый Чувашским госуниверситетом, в райцентре в десяти километрах от нашей деревни. Только три года назад из нее ушел, когда классы закрылись. Три дня в своей школе преподавал, три — там. Утром садился на автобус, в шесть вечера возвращался. Когда уроки заканчивались, дневной автобус уже уезжал, приходилось последнего ждать. Тут еще началось ЕГЭ. Тогда это еще было добровольно, но у нас в лицее его сдавали многие. И встала проблема: задач повышенной трудности мы до этого особо не решали, а теперь нужно.
Думал: зачем тратить время впустую, всё равно ждать автобус? После уроков сели с ребятами и начали задачки решать.
В 2006 году задания ЕГЭ в открытом доступе не существовали, а находили их как могли. И вот тогда я наткнулся на объявление о Заочной школе СУНЦ Новосибирского государственного университета. Тогда учили десяти- и одиннадцатиклассников (теперь уже с седьмого класса). Увидел статью где-то, и там было сказано: «заочное обучение для сельских школ — бесплатно». Вот это меня и заинтересовало! В других местах же всё платно.
Заниматься мы начали. Методические материалы, задания из Новосибирска поступали ко мне. С ребятами решали их. Когда лицейские классы перестали существовать, стал проводить дополнительные занятия и в нашей школе, а затем — и в соседней деревне. Три года назад у них учитель физики заболел, решил уйти. Позвали меня туда работать.
Работаю одновременно в двух школах. Обе школы малокомплектные. В Асановской средней школе занимался по программе Заочной школы с учениками 8-11 классов. Группа факультативная, всего восемь человек — будущие специалисты технических областей. В своей деревне работаю с детьми 7, 8 и 9 классов — группа из семи человек. Приятно работать с такими ребятами, у которых есть желание учиться и думают о своем будущем.
По какой причине дети приходят ко мне на дополнительные занятия? Не знаю, я ничего необычного не делаю. Всю теорию изучаем на уроках, а на этих занятиях решаем задачи из Заочной школы. Что непонятно — объясняю. Сидим, разбираем задачи. Один день в нашей школе, другой — в соседней занимаюсь. Нет, это мне не платят. Это по собственному желанию. Хочется, чтобы и они стали нужными людьми для нашей Родины.
Пуск каркасных летательных аппаратов. Вдали виднеется Сюрбей-Токаевская школа.
Фото предоставлено Геннадием Петровым
Фонтаны, ракеты и воздушные змеи
Детишек не ругаю. Бывает — что-то решить не получается, задача не выходит, говорю: «Давай вспомним законы». Подводишь к ответам, постепенно вместе решаем. Получается: и ученик в конце доволен, и я сам рад.
У меня есть традиция: в начале учебного года всем ученикам даю задание — написать сочинение. Никто эти сочинения кроме меня не читает, такое обещание им даю. Раньше по четыре развернутых листа писали, сейчас — меньше. Дети мало читают, нет словарного запаса, и это очень тревожно. Темы сочинений для каждого класса разные: вот для седьмого класса в этом году было «Что мне делать, как мне быть, чтобы физику любить?», а в конце года я им дал тему «Нужна ли физика в моей повседневной жизни?». Интересные мысли пишут. Для себя я из этих сочинений беру то, что нужно подправить, что доделать, чтобы уроки интереснее стали.
У меня выполняют домашние исследовательские работы. Физические опыты можно проводить дома с помощью подручных материалов. В седьмом классе изучаем давление, закон Паскаля, закон Архимеда. Берешь обыкновенную пластиковую бутылку и маленький флакончик от лекарств, но такой, чтобы он проходил через горлышко большой бутылки. Наливаешь воду в бутылку, флакончик наполняешь не полностью, а так, чтобы он в бутылке плавал, слегка опустившись в воду. Проводишь опыт: после плотного закрытия пробки нажимаешь на стенку большой бутылки — флакончик тонет, отпускаешь — всплывает.
Из пластиковой бутылки можно сделать ракету. Прикрепляются стабилизаторы и головная часть — получается модель ракеты с воздушным двигателем. Вставляется резиновая пробка, и обычным велосипедным насосом накачивается воздух. В какой-то момент бутылка отрывается и взлетает. Особенно высоко летит, если внутрь налить воды.
В Чувашии проходят фестивали уроков физики, которых нет больше нигде.
Ребята выступают с проектами, в этом году соорудили фонтан Герона из пластиковых бутылок.
У нас есть кружок технического моделирования, которым я занимаюсь с первого года работы в школе. Раньше мы на нём делали ракеты, получая специальные двигатели через Дом пионеров. Сейчас районный центр дополнительного образования таких возможностей не предоставляет, а покупать самим дорого. Теперь в основном мастерим воздушных змеев разных конструкций. Хотелось бы заниматься с ребятами робототехникой, но это мне по карману не идёт, родители тоже своим детям такое дорогое удовольствие обеспечить не в состоянии.
В школу иногда приходят выпускники, которых учили, и спрашивают: «Все ещё ракеты запускаете?» Отвечаю: «Нет, денег нет. Но воздушных змеев запускаем. Хотите попробовать еще раз? ».
Подготовка к запуску моделей ракет прошла в рамках районного фестиваля «Уроки физики» в Асановской средней школе.
Фото предоставлено Геннадием Петровым
Кофе с академиком
Дома и в огороде времени хватает. Сам я только два дня полностью в школе, а по субботам после уроков занимаюсь кружковой работой. В остальные дни, если ко мне вопросов нет, после уроков домой ухожу. Супруг на пенсии. Три года назад сам хотел уйти, но не успел: позвали работать.
В деревнях не хватает молодых учителей — молодежь не стремится переезжать в сельскую местность за работой и пропитанием. Из нашего края ни один выпускник педагогического университета не вернулся.
Однажды сказал ему: «Учись, закончив, придёшь вместо меня работать».
Он окончил университет, стал продавцом в магазине, а теперь компьютеры продаёт. Жизнь ведь всё равно продолжается.
Двадцать лет уже высшая категория у меня, я ветеран труда. Сколько зарабатываю? В двух школах чуть больше двадцати тысяч набирается. В 1997 году получил пенсию за выслугу лет — триста тридцать три рубля. Мать ещё тогда живая была. Купил ей подарок: галоши, продукты. И пенсии — тю-тю, не осталось. Приехал в родительский дом. Сказал матери, что получил пенсию. Она застыла на месте, а в глазах — слезы. Когда в 2006 году получил грант президента Чувашии лучшим учителям, смог купить компьютер. Это было большое счастье для нашей дочери Нади, которая ещё училась в школе.
Ежегодно из СУНЦ НГУ меня приглашали на научно-методическую конференцию в конце учебного года, но у меня не было возможности присутствовать. Я написал директору Заочной школы свои мысли о работе с детьми. Она показала это письмо академику Павлу Владимировичу Логачеву, директору Института ядерной физики Сибирского отделения РАН. И вот неожиданно — Павел Владимирович оплатил мне перелет. Так я смог увидеть новосибирский Академгородок и многое другое, что мне и не снилось.
Здесь передовые технологии – то, что я здесь увидел, услышал. Что стоит одной экскурсии в Институт ядерной физики? Павел Владимирович лично для меня ее провёл. Я даже удивился: как это так — настоящий академик не пожалел своего времени для обычного сельского учителя. Сидели с ним, пили кофе, разговаривали. Я ему про свою жизнь рассказал, он — про свою. Такой простой и душевно переживающий за будущее молодых талантливых детей.
Искренне благодарю. В деревне подобные технологии использовать не представляется возможным. Однако без сожалений, ни о чем не жалею. Летом изучу полученную информацию, возможно, кое-что пригодится в моих занятиях.
Иногда остается свободное время, и я перечитываю сочинения своих учеников. В этом году выпускница Асановской средней школы Карина написала: «Вы — такой загадочный человек. У вас нет пасмурных и дождливых дней. На ваших уроках всегда светит солнце». Я так удивился, прочитав это, что спросил: «Карина, а кто тебе такое подсказал?» «Никто, я сама», — ответила она. Пусть меня простит за то, что я здесь поделился её мыслями.
Статья создана при поддержке Заочной школы СУНЦ