Фото: img.freepik.com

Фотографии: Depositphotos. Изображение: Юлия Замжицкая.

В ежедневной работе учителя часто встречаются ситуации, вызывающие стресс: поведение и успеваемость учеников, общение с родителями, коллегами и руководством. Каждый педагог выражает своё недовольство по-разному. Как это сделать корректно и эффективно, рассказывают учитель со стажем Анатолий Ромашов, директор школы Юлия Езерская и психолог-. дианалитик Наталья Булыгина.

Опыт педагога

Учитель истории Анатолий Ромашов из московской школы всегда высказывает свое мнение при возникновении проблем. По его убеждению, субъективные замечания лучше всего формулировать и обсуждать лично: независимо от того, идет ли речь о неудовлетворении решениями администрации, поведением учеников или позицией их родителей.

В последнее время родители всё чаще остро реагируют на неудачи детей даже при наличии объективных причин. Что их недовольствует? Практически всё: «Мой ребенок знает на пять, а вы поставили четыре», «Нам нужно пять» (где «нам» — это родитель), «Учитель предвзято относится к моему ребёнку». Вариаций много, но суть всегда одна и та же: почти всегда педагог виноват, и необходимо объяснять, почему вдруг преподаватель с десяти-, пятнадцати- двадцатилетним стажем начал работать плохо.

Анатолий старинным способом выражает недовольство успеваемостью с помощью оценки или негативного отзыва о работе ученика. При хамстве ребенка или прогулах в школе, где работает Анатолий, вопросы решаются через докладные директору, которые затем поступают к классным руководителям и социальным педагогам. В сложных случаях привлекаются завучи.

Во время эпидемии школы предложили учителям пользоваться электронными журналами для общения с родителями, из-за чего чаще всего приходится общаться письменно.

Анатолий советует коллегам при высказывании недовольства или ответе на претензии сохранять спокойствие, избегать оценочных суждений и ссылаться на нормативные документы: закон «Об образовании», ФГОС, внутренние нормативы школы, должностные инструкции учителей и классных руководителей.

Анатолий советует ссылаться на бумаги лишь в крайних ситуациях, когда учитель понимает, что родитель не заинтересован в сотрудничестве и настроен на конфликт. По словам педагога, конструктивный диалог — лучший способ разрешить проблему, потому что заявления, протоколы и докладные чаще всего лишь усугубляют напряженность, а не снимают ее.

Анатолий говорит, что и учителя иногда допускают ошибки при выражении недовольства.

Врач сообщает о болезни ребёнка на полтора месяца. Педагог может ошибиться, сказав ученику что-то неприятное. Родители могут узнать об этом и потребовать встречи для принесения извинений.

Анатолий рекомендует тщательно разобраться в ситуации и сохранять спокойствие, чтобы не попасть в неприятности.

Взгляд директора

Директор новосибирской школы № 54 Юлия Езерская отмечает увеличение взаимных претензий между педагогами и родителями.

Преподаватели часто утверждают, что родительское ожидание от них бывает чрезмерным. Родители часто формулируют требования типа «Вы должны…», отстраняясь от собственных обязательств. В то же время, педагоги стремятся к более активному участию родителей в образовательном процессе ребенка: интересуются его успеваемостью и достижениями (хотя не все родители так поступают).

В школе под руководством Юлии для разрешения спорных ситуаций помимо нормативных документов действуют локальные акты — Кодекс профессиональной этики педагогических работников и Положение о комиссии по урегулированию споров. Учителя могут обращаться к этим документам в сложной ситуации. Юлия за свою многолетнюю практику говорит, что комиссию ни разу не собирали, а все вопросы решались быстро и без серьёзных разногласий.

В нашей школе педагоги могут обратиться к родителям, коллективу, руководству школы для обсуждения вопросов, связанных с учебой ребёнка. Цель обращений – совместное разрешение проблем по успеваемости, пропускам уроков, опозданиям, выполнению заданий. Все беседы проводятся корректно и без эмоциональной окраски.

Юлия подчеркивает важность конструктивного подхода к решению проблем, избегая при этом конфликтов.

Директор считает, что стоит призывать коллег к логическому анализу ситуации без лишних эмоций.

Мнение психолога

Психолог-аналитик Наталья Булыгина из Барнаула считает, что у педагога единственный эффективный инструмент — диалог. В работе учитель, следуя правилам субординации и уважая себя и окружающих, может использовать в диалоге прием «Я-сообщение».

Я-сообщение — это высказывание, где человек рассказывает о своих чувствах и желаниях в сложившейся ситуации. Такое сообщение обязательно включает личное местоимение «я» или его производные. В нём нет обвинений других людей, только описание собственных мыслей и эмоций.

Я-сообщение помогает учителю разрешать конфликты с коллегами или проблемы с руководителями. Отсутствие в нём эмоций и обвинений увеличивает вероятность успешного разговора.

«Как учитель может применить Я-сообщение? Например: „Сегодняшняя дисциплина в классе была неблагоприятной. Мне досадно и странно слышать агрессивные высказывания друг другу. В такой атмосфере дети мешают усвоить материал, что повлияет на аттестацию, и создают психологический дискомфорт. Я проведу беседу с детьми. Прошу отнестись к поведению ребенка серьезно. Надеюсь на помощь в устранении конфликта. Поговорите с сыном/дочерью, выясните, что мешает уважительно относиться к одноклассникам и мне во время занятий? Наша задача — научить детей ответственному, уважительному поведению. Это пригодится каждому из них в жизни“. Если родитель поддерживает учителя, шансов помочь детям выйти из конфликта и работать в благоприятной среде больше».

Часто родители воспринимают замечания по поведению ребенка как личное обвинение в некомпетентности. Вместо продуктивного диалога педагог сталкивается с агрессивной или оборонительной реакцией. Наталья Булыгина предлагает четкую структуру для выражения недовольства из четырех пунктов.

  1. Сергей часто выскакивает на урок.
  2. Педагогу было неприятно и сложно проводить сегодняшнее занятие.
  3. Желательно создание на уроке обстановки, где царит спокойствие и конструтивность, что позволит детям без помех усваивать материал.
  4. Рассмотрим возможность обсуждения данной ситуации с Сергеем, в ходе которого окажем помощь в выявлении и устранении факторов его отвлекающего поведения.

Если перед учителем предстаёт готовый к сотрудничеству родитель, Наталья Булыгина советует помнить, что это общение на равных между двумя взрослыми: педагогом и матерью/отцом ребёнка. Главное лицо в этой ситуации — ребёнок. Если родитель выбирает конфронтацию, наступает время санкций с официальными документами и решениями руководства школы.

Наталья Булыгина рекомендует начать беседу с учеником, если нужно обсудить его поведение и успеваемость с родителями, правильно выразив ему своё недовольство. Вполне возможно, что проблема разрешится уже на этом этапе.

Педагогу важно помнить, что ученик ещё не достиг взрослости и личного опыта, необходимых для трезвой оценки действий.

Необходимо учитывать психологию и социальные факторы: агрессивное поведение часто свойственно тому, кто переживает душевную боль, недоверие, защищается или подражает другим, чтобы избежать изгнания. Такие беседы целесообразно проводить с ребенком индивидуально в классе или кабинете психолога.

Заинтересованность педагога в ребенке может спасти ученика от ошибочных решений. Важно общаться с учеником вопросами: так ребенок понимает, что о нем интересуются. Важно не только формулировка, но и тон учителя. Вопрос – это посыл: поясни, пожалуйста, что с тобой происходит, зачем ты это делаешь? Давай думать, как исправить ситуацию и как я могу тебе помочь? Ребенок чувствует себя нужным, что способствует установлению доверительных отношений, позитивно влияющих на его психику, поведение и успеваемость.

Слова «Ты что творишь?» или «Сколько ты еще будешь обзывать одноклассника?» могут заставить ребенка защищаться от агрессии. Вопрос «Почему ты не делаешь задания по химии?» может подтолкнуть его к поиску оправданий. В спокойной интонации формулировка «Давай разбираться, для какой цели/для чего ты сломал кран в столовой?» поможет ребенку осознать свои действия и понять их истинный смысл. Это позволит педагогу избежать чувства вины у ученика и настроить его на поиск других способов разрешения конфликта.

Учителю при всей вовлеченности и заинтересованности важно помнить о своих границах и достоинстве. Если ребенок не идет навстречу, нужно предупредить его об административных санкциях, чтобы он понял серьезность ситуации и степень ответственности за поступки.

Эти правила действуют во всех ситуациях, вызывающих недовольство педагога. Соблюдение субординации, уважение к себе и собеседнику, обоснование своей позиции нормативными документами и осознанный подход без эмоций и агрессии повышают шанс быстро и спокойно разрешить проблему в беседе с учеником, родителем, коллегой, руководством и за пределами рабочего места учителя.