Фото: img.freepik.com

Фотографии: Pixabay и Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.

Светлана Моторина — коуч и создательница телеграм-канала » «. Учимся учить иначеПедагог рассказывает историю из своей практики о том, как изменения в поведении взрослого влияют на учеников.

Меня зовут Полина, учительница биологии. Ученики называют меня Полиной Васильевной. Коллеги и родители говорят обо мне как о молодой и активной. Работаю в школе десять лет. Однажды я пришла в школу с новой стрижкой. В этот день у меня был урок в девятом «В».

Один ученик спрашивает: «Вы постриглись?». «Да, я постриглась», — отвечаю. Другой ученик добавляет: «А что не налысо?». Раздаётся смех. Не понимаю, как реагировать. Быстро взвесив все за и против, решаю сделать вид, что не обращаю внимания, и продолжаю урок. Дети будто бы пропускают мимо ушей. После урока никто не подходит, чтобы извиниться.

Рассказываю о происшествии классной руководительнице. Та собирает класс и устраивает всем выволочку из-за плохого поведения, неуважения к учителям и прочего.

В классе следующего дня замечу несколько блестящих головок. Спрашиваю: «Что случилось?». «Решили побриться налысо», — отвечают.

Они показали, что прошлый раз шутка была про них, а не про меня. Я снова подхожу к классной, рассказываю. Классная быстро отчитывает ребят. Класс решает, что биологии им не нужно, что я — враг, который умеет только по-детски жаловаться. И в чём-то они правы.

Подростки объявляют мне негласный бойкот: нет инициативы, молчание на уроках, незавершенные домашние задания. Не шумят, не срывают уроки, но демонстрируют пренебрежение, холодность, открытое избегание. Двойки не действуют, реакция — равнодушие. «Ну, двойка и двойка». Я понимаю конфликт и его необходимость разрешить. Больше с классом это не обсуждаю, смысла нет. Продолжать так работать с классом не могу, хотя и понимаю, что это девятый класс, в следующем году я никого из них не увижу. На этой стадии обратилась к тренеру по управлению конфликтами.

Психолог помогла провести самоанализ и понять, какие ошибки привели к потере доверия со стороны ребят. В ответ на мои действия ребята выбрали стратегию тихой агрессии. Ошибки следующие:

  1. Я не решилась честно и открыто обсудить произошедшее с другими.

    Не высказала, что испытывает неприятие. Не уточнила, о чём хотела донести.
  2. Более того, трудности усилились из-за неумелых действий руководителя класса.

    Необходимо было отвергнуть стратегию морализирования, равно как и стратегию уклонения от конфликтов.
  3. Не считала психологические особенности возраста и ведущую деятельность детей.

    В этом возрасте дети ищут своё «я», познают мир разными способами, не всегда конструктивными. Главное — свержение авторитетов. Через этот опыт необходимо пройти каждому, а взрослым — прожить это достойно, не уходя в детскую обиду.

Психолог посоветовала мне составить с детьми настоящий взрослый договор и помогла разработать сценарий диалога.

В декабре 2022 года, перед праздниками, я предложила попить чай с конфетами.

Год был трудным. Бывало недопонимание, иногда не слышали друг друга. Сейчас, перед Новым годом, возможность начать что-то новое, пересмотреть, преобразовать. Как вам эта идея?
Что насчёт того, чтобы изменить что-то, приходить в класс с радостью, получать здесь удовольствие вместе? Мне, как учителю, это важно. Что думаете?

Они согласились.

Разделила участников на группы, которые отмечали свои идеи на бумаге и смарт-доске, а затем презентовали их. Каждый Vorschlag обсуждался, обосновывался, за него голосовали, в итоге утвердили список, который устроил всех. В конце последовало рукопожатие и искренние сожаления о случившемся. Главное, все радовались. Ученики поблагодарили меня за открытое общение.

Мы разработали настоящий договор, где прописано, что я как педагог обязан выполнять определённые действия, имею соответствующие права, а также аналогичные положения закреплены для учащихся.

К примеру, среди моих обязанностей:

  • проводить уроки согласно расписанию;
  • начинать урок вовремя;
  • Иногда организовывать занятия по-новому.
  • Исполнять совместные задания, проводить опыты и прочее.

Я имею право:

  • взять больничный;
  • Оценивать по документально зафиксированным и согласованным с учащимися критериям.
  • проводить опрос и другие пункты;

Обязанности ребят мы закрепили такие:

  • chodіть на заняття навіть якщо біології не треба здавати на ЗНО.
  • Общаться вежливо с учителем и следовать его указаниям, даже если это замена.

Имеют право:

  • знать, когда будет контрольная;
  • Решать, как доказать знания по теме (отвечать на вопросы, написать реферат, пройти тест).
  • на уважительное к ним отношение.

Мы добавили в договор пункт о рисках, традиционно называемый «Форс-мажор». Предположим, ученик не готов к уроку. В таком случае раз в полгода у него есть возможность прийти неподготовленным без последствий. Если это повторится, то ученик получит заслуженную отметку.

Главная ценность этого договора – совместный процесс его создания. Эти правила никому не навязывали, не диктовали сверху, а разработали совместно.


Материалы по теме:

  • Что препятствует взаимопониманию между педагогами, учениками и родителями?
  • Как педагогу развить у учеников стремление к независимости и найти время на отдых?
  • Может быть, преподавателям следует увеличить заработную плату?