
Изображения: Unsplash / Рисунок: Юлия Замжицкая
Педагог Ольга Алексеева делится своим мнением о важности участия учителей из Тюмени в конкурсах и рассказом о помощи опытных коллег.
Почему учителя боятся конкурсов
Работаю наставником для учителей. Готовлю педагогов к конкурсам профессионального мастерства, как в школе, так и за ее пределами. Среди моих учеников — шесть победителей и призёров конкурсов «Учитель года» муниципального и регионального уровня.
Сертификат о прохождении обучения в Летней школе ВШЭ для педагогов у Ольги Алексеевой.
В процессе работы мне стало понятно, что многие педагоги проявляют мало интереса к участию в конкурсах. Причины этого обычно кроются в незнакомстве с подобными возможностями или недоверии к собственным силам.
Первое затруднение я решил следующим образом: создал для коллег календарь мероприятий. В него вошли очные и дистанционные конкурсы профессионального мастерства, олимпиады и диктанты, обучающие семинары и конференции. Информацию мониторирую и сотрудничаю с некоторыми организаторами – так узнаю обо всем первым. Чтобы сделать эту информацию доступной, вел… Телеграм-канал, где делюсь интересными ссылками и рекомендациями.
Второй затык, связанный с синдромом самозванца, я отрабатываю онлайн на канале и во время оффлайн-консультаций в школе. В индивидуальной беседе выявляем потенциал и интересы. Прежде всего, спрашиваю у коллег: чего они хотят от конкурса, почему и зачем идут? Как правило, все говорят либо «хочу попробовать», либо «хочу новых интересных знакомств». От этого и отталкиваемся: что ты уже пробовал, как бы хотел представиться при знакомстве, чтобы тоже показаться интересным, чем хочешь поделиться с коллегами?
Когда учитель делится своим опытом (а это всегда интересно!), моё восхищение приводит нас к мысли, что нет ничего зазорного в том, чтобы быть открытым и щедрым своим знанием.
Ольга Алексеева (вторая слева) с коллегами-участниками программ «Флагманы образования» и «Лица Сферума».
Что самое сложное в работе наставника
Самое сложное и вместе с тем самое интересное — помочь подопечному разобраться: не добиваться идеальности продукта (презентации, речи, урока), а поддержать и вдохновить. И ещё раз отпустить в самостоятельное плавание с уверенностью и большими планами.
Важно верить в своих подопечных. Это даёт силы и спокойствие, когда всё идёт не так. На всех конкурсах случаются непредвиденные ситуации: ошибки человеческий фактор. Иногда возникают технические трудности: положение прописано нечетко, участник теряется. В таких ситуациях помогают опыт или личные связи с организаторами, накопленные годами.
Многим учителям не нравится принимать участие в конкурсах, так как считается, что там всё куплено. Хотя случаи «распределения мест заранее» случаются, в подобных мероприятиях либо лучше вовсе не участвовать, либо стараться получить опыт и новые знакомства, осознавая сложившуюся ситуацию и не питая иллюзий о победе.
Мнение о том, что конкурсы субъективны, а победа – результат случая, а не профессионализма, всё ещё распространено. В некоторой мере это верно: например, жеребьевка может назначить выступление последним, и, как говорил Штирлиц, последнее запоминается ярче всего. Однако я считаю, что везёт тому, кто везёт. Если не стараться изо всех сил, никакое везение или случайность не помогут.
Зачем участвовать в конкурсах
Школа — пространство взаимодействия «человек-человек». Чтобы воспитать полноценную личность у ребенка, нужно, чтобы и учитель был разносторонним, интересующимся, развивающимся, уверенным в своих силах и возможностях, ставящим смелые цели и добивающимся их.
Уверенна, что ставя перед собой всё новые задачи — конкурс, представление, работа над проектом — учитель становится образцом для ученика, зажигая в себе огонь, чтобы потом им осветить дорогу другим.
В августе, во время подведения итогов работы школы, я слушаю рассказы о достижениях коллег и заряжаюсь вдохновением: мы действительно классная команда, полная идей и возможностей! Год может быть загружен бумажной волокитой, но конкурсная атмосфера заряжает новыми идеями и желанием снова с радостью идти на работу.
Педагог должен ставить перед собой задачи, радоваться успехам и не допускать появления синдрома самозванца и профессионального выгорания, чтобы быть для учеников примером для подражания.
Материалы по теме:
- Соревнования для учителей — простое дело: опровергаем заблуждения.
- Как подготовиться к победе на конкурсе для педагогов.