Фото: img.freepik.com

Фото Depositphotos

В XXI веке важно не только обладать знаниями, но и уметь их применять в жизни (функциональная грамотность), а также критически мыслить. Чем раньше человек освоит эти навыки, тем легче ему будет жить.
Занятия по финансовой грамотности, которые построены правильно, помогают эффективно развивать эти навыки.
рассказывает Наталья КалашниковаКандидат педагогических наук, профессор, автор учебного пособия. «Секреты финансовой грамотности» для начальной школы.

Грамотный контекст

Финансовая грамотность — умение принимать взвешенные решения в сфере финансов, предотвращать необдуманные потери денежных средств, планировать благополучие себя и близких. Человек, обладающий финансовой грамотностью, непрерывно изучает эти вопросы на протяжении всей жизни, и начинать стоит с раннего возраста. При организации учебного процесса важно учитывать, что финансовая грамотность входит в состав функциональной грамотности, которая обязательно должна быть контекстом для реализации учебного курса.

Функциональная грамотность включает математическую, читательскую, естественно-научную грамотность, критическое мышление, креативность и глобальные компетенции (способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и оценивать различные мировоззренческие позиции и точки зрения). То, насколько ученики усвоят эти компетенции, зависит от организации учебного процесса и подготовки материалов. Все должно быть направлено на то, чтобы школьники применяли полученные знания для решения задач внеучебной обстановки, в нетипичных ситуациях, находили новые способы деятельности. Финансовая грамотность, как практичный предмет, позволяет развить перечисленные компетенции. Главное — правильно выстроить материалы курса: задания, тесты, кейсы и исследования.

Вопросы — ключ к мотивации

Театр начинается с вешалки, а задание — с заголовка. С одной стороны, он должен касаться знаний, которыми уже обладают дети, а с другой — вызывать удивление, желание уточнить или задать вопрос. Например, заголовок «Сколько стоит праздник?», предваряющий разбор ситуации организации дня рождения в кафе. Необходимо фиксировать вопросы детей на доске и указывать их авторов. Это подчеркивает, что получение новых знаний — совместный процесс, и каждый увидит, благодаря кому и какому вопросу все изучили что-то новое. Записанные вопросы важно соотносить с теми, которые следуют после кейса или возникают в процессе его разбора. Эта работа очень важна: она является мотивирующим фактором, особенно если подчеркиваем авторство.

По возвращении к теме можно вспомнить начальные вопросы учеников. Порой дети с трудом отвечают, чему научились, на этапе рефлексии. Поэтому важно сохранить первоначальные вопросы для осознания пройденного материала и выявления нерешенных аспектов. На основе вопросов можно попросить детей подготовить короткий рассказ о раскрытых секретах финансовой грамотности и способах их применения.

Больше жизненности

Задачи и кейсы должны опираться на реальную жизнь и быть такими, чтобы эмоционально вовлекать детей в обсуждение и высказывание своих мыслей. Например, для всех детей организуют праздник по случаю дня рождения, но мало кто задумывается о его стоимости и том, что в нём самое главное. Такая формулировка вопроса даёт возможность не только потренироваться в составлении и анализе сметы, но и затрагивает нравственный аспект: важно, чтобы праздник радовал не только именинника, но и гостей. Эта установка, в свою очередь, повлияет на то, как будет выглядеть смета.

Участок текста из справочника «Тайны финансового просвещения».

Этические вопросы должны быть затронуты на протяжении всего курса обучения. Например, как определить, кто является богатым человеком? Поначалу дети могут считать богатым только финансово состоятельного человека. Однако в ходе обсуждений в классе или группах представления ребенка о нравственной стороне богатства расширяются, и ему становится понятно, что богатый — это тот, кто может принести радость другим людям и так далее.

Важным являются задания с конструктивным выбором, помогающие принимать взвешенные решения в обыденной жизни. Например, в пособии есть задание: выбрать – шоколадку из натурального какао за 100 рублей или за 20 из заменителей? Это не только о финансах, но и о выборе здорового образа жизни.

Игровые задания без единственно верного ответа также полезны. Например, Мистер Питт собирался откладывать деньги на квартиру, но машина неожиданно сломалась. Нужно ли использовать накопления или продолжить копить? Такие кейсы учат применять знания в неочевидных и необычных ситуациях, что тоже является признаком функциональной грамотности человека.

Все кейсы должны формулироваться так, чтобы их решения были применимы не только в учебной обстановке, но и в повседневной жизни. К примеру, можно представить умный дом-копилку, который сам регулирует расход энергии и ресурсов. Или же рассмотреть обычный дом и подумать, как экономить. Дети часто предлагают интересные идеи, некоторые даже проводят эксперименты: сколько можно сэкономить, если выключать воду при мытье посуды и т. д. Теория переходит в практику.

Фактический материал — лучшая основа

Необходимо помнить о работе детей с реальными документами в рамках курса. Документы могут быть представлены в пособии, но можно попросить учащихся принести на урок настоящие квитанции об оплате коммунальных услуг и проанализировать их всем классом: какие услуги требуют наибольших расходов, от чего зависит величина расходов и т.д. Такая работа, связанная с анализом и интерпретацией данных важна для формирования функциональной грамотности как мета-навыка.

Участок текста из руководства «Тайны финансового благополучия».

Функциональная грамотность формируется при естественном включении в исследовательские практики. Например, детям можно поручить выяснить источники дохода семьи. Дети могут опросить одноклассников, старших школьников, родственников и учителей, а по итогам собрать статистику: сколько человек приняли участие, какие вопросы заданы, какие ответы получены и так далее. Таким образом, параллельно с освоением финансовой грамотности дети знакомятся с методами научного исследования. В то же время маленькие социологи учатся устанавливать и развивать отношения с респондентами. Важно, что этот кейс побуждает детей исследовать реальную жизнь, что способствует более осознанному усвоению изучаемого материала.

Творчество вдохновляет

Чтобы развивать креативность, которая также входит в состав функциональной грамотности, следует давать ученикам задания, стимулирующие воображение. К примеру, можно попросить придумать необычное интервью с деньгами. Обращает на себя внимание то, что дети часто возвращаются к тем работам, которые выполняют в рамках дополнительных занятий, и сами отмечают те из них, которые считают наиболее интересными. Поэтому чем креативнее задание, тем больше шансов качественного усвоения материала.

Участок дела из руководства «Тайны финансовой грамотности»

Азы аналитики

Функциональная грамотность и мышление улучшаются благодаря заданиям по преобразованию информации: из текста в схему и наоборот, работе с таблицами. Можно составить схему, иллюстрирующую безналичные платежи, или изобразить взаимосвязь личного бюджета и семейного. Схемы помогают ребенку лучше понять процессы и действия, которые он не может выполнить самостоятельно, а заполнение таблиц развивает аналитические навыки.

Задания на классификацию, описание данных и демонстрацию их свойств выполняют схожую функцию. Например, из множества продуктов на картинке нужно выбрать те, которые нужны для определенной цели.
Кроме классификации, здесь есть место для группового обсуждения: а дружба — товар или услуга? Все ли можно купить за деньги? Вновь возвращаемся к нравственной грамотности, важной в финансовых вопросах не меньше, чем функциональной.

Партнерский материал