Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Выплески эмоций, такие как вспышка гнева или бешенство, вызывают опасения из-за неуверенности в том, как реагировать на человека, демонстрирующего их. Особенно это касается ребенка, который во время аффекта может оскорблять учителей и одноклассников, разрушая всё вокруг прямо на уроке. Вместе с психологом Ольгой Некрасовой Изучаем, в чём состоит основа подобного поведения и как к нему следует относиться учителю.

Природа детской истерики

Истерика — это сложное сочетание гнева, разочарования и слабого контроля над эмоциями.
Она возникает из-за того, что нервная система не выдерживает длительного воздействия стресса: появляется чувство бессилия перед ситуацией, а в результате — неконтролируемый всплеск чувств. В школьном возрасте истерики чаще всего вызваны гормональными изменениями или перенапряжением.

Возрастные гормональные истерики

Школьникам предстоит пройти два трудных этапа: кризис семи лет и подростковый кризис.

  • Кризис 7 лет

Семь-летний ребенок осваивает роль ученика и стремится обрести свой статус среди сверстников: признают ли его одноклассники как лидера или хотя бы равного себе. Из-за большого количества новой информации, подчинения нетипичным школьным нормам и высоких ожиданий взрослых уровень нервного напряжения повышается.

В то же время проходит первое серьёзное гормональное . перестройка организма, эндокринный взрыв.

Все эти факторы сказываются на поведении ребенка:

  • он капризничает на пустом месте;
  • манерничает;
  • Избегает выполнения обычных действий, таких как умывание рук перед трапезой.
  • изображает из себя взрослого;
  • передразнивает родителей;
  • Говорит вульгарные шутки или употребляет нецензурную лексику.

Из-за повышенной нервной возбудимости у ребенка могут случаться срывы. Внезапно ребёнок может начать кричать, плач часто переходит в истерику.

  • Подростковый кризис

С десяти до одиннадцати лет происходит начало периода физической, умственной и сексуальной трансформации, который иногда называют «гормональным бунтом».

Подросток ставит перед собой и окружающими высокие требования, но не всегда способен отвечать за свои действия и самостоятельно преодолевать трудности. Стремясь самоутвердиться, доказывая свою «взрослость» и правоту, воспринимает все запреты и ограничения негативно. Очень чувствителен к критике и упрекам — любое неосторожное слово может вызвать вспышку эмоций.
Переход от радости к гневу, от восторга к подавленности происходит за мгновение.

Подростковый припадок отличается агрессивностью: бросок предметов, резкие высказывания в порыве чувств, возможный вред себе – удар кулаками о стену.

Истерики от избыточной нагрузки

Перегрузки нервной системы у школьников вызваны двумя факторами: учебным процессом и обилием информации из интернета и соцсетей.

  • Интенсивная учеба

Переход из детского сада в школу – непростой процесс. Свободная игра заменяется уроками, которые требуют сосредоточенности и организованности. Первый класс уже включает три-четыре учебных часа. Добавим сюда домашние задания, дополнительные занятия или музыкальные кружки – получается полноценный рабочий день. Семь лет – возраст, когда справиться с такой нагрузкой сложно: чем больше старается ребенок, тем хуже получается.

С пятого класса учёба может вступать в противоречие с периодом полового и психологического развития подростка.

Стресс достигает апогея в старшей школе: выпускники готовятся к ЕГЭ и поступлению в вуз, занимаются с репетиторами и на подготовительных курсах. Эмоциональное напряжение настолько велико, что любое замечание учителя может спровоцировать истерику.

  • Переизбыток внешней информации

Американская академия педиатрии провела исследованиеСогласно данным, современные дети тратят до семи часов в сутки за компьютером. С учётом учёбы выходит, что экранное время забирает у детей время для сна.

По данным По данным Фонда развития интернета, до 26 процентов российских школьников в возрасте 11-16 лет страдают интернет-зависимостью. Чтение социальных сетей, просмотр видео и игры формируют информационный поток, который ребенок не способен переработать. переваритьИз-за подобной ситуации нервная система пребывает в постоянном возбуждении и быстро истощается.

Как педагогу справиться с детской истерикой

Чтобы сохранить спокойствие и помочь ребёнку вернуть его, педагог должен следовать определённой тактике.

  • Не поддаваться эмоциям.

Из-за своей заразности истерики могут перейти от ребёнка к воспитателю. Сначала преподавателю необходимо оказать поддержку самому себе.

  • отрегулировать дыхание: глубокий вдох-выдох;
  • замедлить жестикуляцию;
  • Говорите тише и размереннее.

Независимо от эмоционального состояния ученика, учитель обязан оставаться спокойным и тем самым направлять его состояние.

  • Не стыдить и не успокаивать.

Когда ребенок подавляет эмоции, мир вокруг него исчезает. Не стоит призывать его к спокойствию и пытаться унять плач – позвольте ему выговориться и прожить переживания до конца. Главное – быть рядом и демонстрировать понимание.

  • Попытаться установить тактильный контакт.

Когда эмоциональная буря утихнет, можно попробовать обнять ребенка, нежно коснуться его руки.

  • Уметь распознавать и выражать собственные эмоции.

Важно спросить ребенка: «Что тебя так разозлило?» Ребенку иногда самой своей неадекватной реакции бывает страшно, объяснить ее он не может и стыдится. Педагогу нужно рассказать, что проявлять эмоции, злиться и быть недовольным — нормально, как и признавать это: «Я сейчас злюсь», «Мне тревожно». Пусть в следующий раз школьник сообщит о том, что чувствует, до того, как «взорвется».

  • Определить ясные нормы для действий в будущем.

Нельзя кричать, применять насилие. Педагогу надлежит соблюдать эти правила и самому, поскольку ребёнок непременно будет проверять взрослого на прочность.

  • Сводить к минимуму напряжение.

Необходимо периодически останавливаться во время занятий физкультурой. айсбрейкеры, чтобы не допускать переутомления.

Многие дети считают, что весь мир враждебен им. Неправильное поведение часто вызывается внутренним дискомфортом: таким образом ребёнок сигнализирует о том, что не справляется с ситуацией. Педагогу нужно продемонстрировать готовность помочь, поддержать и идти навстречу. Предотвращение истерик предпочтительнее борьбы с их последствиями. А научить ребёнка распознавать и управлять эмоциями — первые шаги на пути к эмоциональному интеллекту.