
Вопрос поддержания порядка на уроке – один из самых важных и болезненных. Недавно школьные администрации всё чаще относят задачу поддержания дисциплины целиком к компетенции учителя. Такое отношение было бы логичным, если бы у учителя были какие-то статусные права и возможности распоряжаться. Но сегодня у учителя меньше реальных прав, чем у ученика. Поэтому безоговорочное требование к учителю нести ответственность за дисциплину в любом случае выглядит несправедливым.
На самом деле, из всех причин шума и отвлечения учеников во время урока, только одно учителя полностью контролирует — это скучность занятия.
Наличие скуки во время урока указывает на уровень профессионализма преподавателя.
Сложнее становится поддерживать внимание учеников, когда материал либо слишком сложен для одних, либо слишком прост для других. Преподавание в классе с большим разнообразием уровней подготовки, интересов и кругозора затруднительно. Чем больше разнообразие, тем выше вероятность того, что кому-то станет скучно, но не из-за недостатка мастерства преподавателя. Просто физически невозможно совместить несовместимое.
Федеральный стандарт образования утверждает возможность совместить несовместимое и предлагает ряд «технологий» в рамках «деятельностного подхода». Принцип прост: в деятельности дети организуются и обучаются самостоятельно. В реальности такое обучение вызывает все большую тревогу у родителей.
Чаще всего родители желают от учителей объяснений, а от детей – усвоения материала и получение оценок за него.
Им нужны ясные и простые правила с четко обозначенными обязанностями всех сторон. Это можно понять: у родителей есть право контролировать процесс обучения. Но сложности бюрократической системы и запутанность правоотношений часто недоступны им. В результате учитель становится виновным в том, что «не объясняет», заставляет детей «все делать самостоятельно». Такая методика никак не согласуется с принципом образовательной услуги и школьным опытом большинства родителей.
И главное – непонятно, кто несет ответственность.
В такой ситуации у учителей нет ничего иного, как только посочувствовать им. Что же касается советов, то стоит помнить: ФГОС не отменяет фронтального обучения; подобной нормы в нём нет. Можно пойти навстречу родителям и установить традиционное обучение, но при этом лучше оформить их пожелания документально — протоколом собрания и его решением, копии которых хранить у себя. Что касается детей, которые отличаются от остальных (по любой причине: отставание или опережение), то можно ставить вопрос об индивидуальном образовательном маршруте для них (представляя эту инициативу педсовету, консилиуму или администрации). Таким образом, разноуровневое обучение станет закреплённым фактом, а различные результаты перестанут вызывать вопросы. Учить всех детей по интересам можно с помощью специальных заданий, при этом имея оправдательный документ на изменения программы.
Следующий случай самый сложный. Плохое поведение — следствие депривации и желания привлечь внимание, получить то, чего не хватало.
Речь идет о детях из неблагополучных семей, которые не обязательно асоциальны. Внешне семья может казаться вполне приличной. Но ребенку в такой семье не уделяют должного внимания, он недополучает любви. Чем «приличнее» семья, тем труднее это доказать. Формулировать претензии к родителям «одевающим-обувающим» очень сложно. Учитель здесь один на один с проблемой. Чтобы скорректировать поведение такого ребенка, его надо оценить, показать его значимость, повысить самооценку. Это значит виртуозно создать «ситуацию успеха», так, чтобы не обидеть остальных детей несправедливостью. Хорошо, если в классе можно сформировать доброжелательные отношения, нивелировать конкуренцию. правило тайм-менеджмента Планируя урок, отводите 40 процентов времени на неожиданные и внезапно появляющиеся задачи. В условиях соревнования и перегрузки выполнение задачи оказывается затруднительным.
Плохая дисциплина на уроке может быть вызвана переутомлением учеников.
После урока у строгих педагогов, применяющих методы оценочного террора или другие схожие способы поддержания тишины, на последующем занятии ученики демонстрируют заметное возбуждение, словно отпущенная пружина.
Неважно, интересный урок предстоит или нет, важно уважение к учителю. Дисциплину трудно добиться, разве только запугиванием. Образуется порочный круг. Вот почему так важна общая атмосфера в учительском коллективе, взаимоуважение между коллегами, возможность откровенного обсуждения профессиональных проблем и наличие традиций преподавания, не отменяющих индивидуальный стиль каждого учителя, но устанавливающих рамки.
Привлечь внимание детей после уроков физкультуры или соревнований бывает сложно.
Попробуйте перестроить расписание.
И напоследок ещё одно правило, касающееся как теории управления стрессом, так и тайм-менеджменту. в предыдущей заметке о тайм-менеджменте не упоминаетсяЭто правило основано на понимании того, что все занятия в течение дня можно разделить на стрессовые и рутинные. К стрессовым относят все действия, требующие физического или психического напряжения, преодоления трудностей, выхода за привычные границы. К рутинным — все действия, выполняемые по алгоритму, привычные, с автоматизмом или механистичностью. Например, для детей контрольная или урок творческого задания — это стрессовое занятие, а тренировка навыков с помощью упражнений — рутинное. Занятия учителей также делятся по этому принципу, но сейчас мы не будем подробно останавливаться на взрослых.
Желаем порядка в классе. Теория управления стрессом рекомендует равномерно распределять время между заданиями под давлением и обычными делами: по 50%.
Нельзя непрерывно загружать детей учебными занятиями, максимально задействуя их возможности. Чрезмерная страсть педагогов к «прорывам» и «инновациям» может привести к печальным последствиям; самая безобидная из них — потеря дисциплины.
Мне часто приходилось наблюдать после объявления о том, что мы сегодня «отрабатываем конструкцию», как дети расслабляются и с удовольствием работают, подставляя слова в диалогах и готовых фразах. Без оценок. Результат — активное освоение еще одного элемента языка. Такой урок — небольшой отдых в напряженной ситуации. Возможность запланировать такие «разгрузочные» уроки есть во всех предметах.
Ежедневная практика такого рода сделает учёбу утомительной. Отсутствие таких занятий превратит учёбу в невыносимую задачу.
Преподавателям полезно оценивать свой трудовой день с точки зрения баланса между стрессом и рутиной, чтобы сохранить здоровье.
Администрациям целесообразно предусмотреть меры по минимизации стрессовых ситуаций для детей и взрослых, ориентируя учебный процесс на разумное использование сил и энергии его участников. Профсоюзы могут содействовать администрациям в этом, добиваясь благоприятных бытовых условий и рационального расписания.
Самые тревожные нарушения дисциплины — это действия, попадающие под статьи административного и уголовного кодексов. Оскорбительное поведение и насилие по отношению к сверстникам и педагогам требуют правовой оценки. Небрежное отношение к таким ситуациям часто приводит к трагедиям. Лучше вовремя обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних, чем молчать. К сожалению, практика последних лет не предполагает существенных мер защиты учеников от друг друга и педагогов от учеников. Профсоюз может разработать эти меры и внести их в коллективный договор.
Марина Балуева — член профсоюза… Учитель»