
5 упражнений на развитие речи
Детская обучаемость, будущая успеваемость в школе и адаптация к взрослой жизни зависят от сложности подхода в раннем детстве и возраста появления разговорной речи.
Комплекс забавных упражнений подходит для детей с одного года.
Как это работает
В подборе упражнений приоритет отдан нейрофизиологическим принципам. Выполнение задач стимулирует работу нейронных связей в коре головного мозга, ответственных за речь и мыслительные процессы.
Повторение этих упражнений систематически приносит отличные результаты.
1. Глазодвигательные упражнения
Упражнения с участием движений глаз, языка и челюсти активизируют деятельность ключевых областей коры головного мозга, отвечающих за мышление, речь и поведение.
Мама привлекла внимание ребёнка яркой игрушкой. Затем «рисовала» игрушкой в воздухе квадрат, восьмёрку, крест и аккуратно приблизила её к носу малыша на расстояние 10-15 сантиметров.
Выполняйте задание 1–2 минуты.
2. Дыхательные упражнения
Упражнения на дыхание поставляют клеткам мозга кислород. Это благотворно формирует так называемый «речевой выдох», что способствует не только началу речи, но и правильному произношению. Ребёнок обычно активно и с удовольствием участвует в таких играх.
Встаньте перед ребенком и попросите повторять ваши движения. Расставьте ноги широко и скажите малышу, что у вас и у него в руках невидимые воздушные шарики. Начните считать «раз, два», сделайте глубокий вдох и с силой выдохните, представляя, как шарик наполняется и увеличивается.
Детям с двух лет упражнение можно усложнить: дышать сначала ртом, потом носом, и наоборот.
Вместе можно дуть на хлопчатобумажные кусочки или салфетки. Дети с удовольствием выпускают воздух губами через трубочку в воду, создавая пузыри, и задувают свечи.
Выполняйте задание 3–4 минуты.

3. Артикуляционные упражнения
Для чёткой и разборчивой речи важно с самого раннего возраста тренировать органы речи.
Чтобы играть: включается любимая песня малыша. Мама демонстрирует жесты языком, малыш их воспроизводит.
Вверх-вниз,
Из стороны в сторону (как часы),
Моем щечки язычком во рту,
Чистим зубки язычком,
Цокаем как лошадки,
Вытягиваем губки как слоники,
Показываем зубки,
Мы дуем пузыри щечками, весело ломаем их ладошками маме и себе!
4. Пальчиковый массаж
Упражнения особенно полезны при исполнении песенок или ритмичных стихов мамой. Массажные движения пальцами малыша могут быть успокаивающими или стимулирующими. Такие игры оказывают непосредственное влияние на правильное развитие речи, поскольку на пальчиках и ладошках находится много точек, отвечающих за эти процессы.
Мама катит по ладони мячик, проминая каждый пальчик. При этом произносите:
С небес капля упала, кому досталась?
На котёнка (загибаем пальчик) мяу-мяу,
На собачку (загибаем пальчик) ав-ав,
На цыплёнка (загибаем пальчик) пиу-пиу,
На теленка (загибаем пальчик) му-му,
На утёнка (загибаем пальчик) кря-кря,
Конечно же, конечно же, конечно же, на меня.
Повторяем с другой ручкой.
Почувствовать тактильные ощущения можно, капнув на ладонь несколько капель воды.
5. Игры на развитие слухового восприятия.
Слух играет главную роль в развитии речи: ребёнок воспроизводит то, что воспринимает звуками. Тренировка слуха – важная составляющая упражнений для развития речи.

Это важно!
Слух существенно влияет на момент и характер начала речи у ребёнка. Развитие слуха в доречевом возрасте определяет качество будущей речи.
Мама ставит перед ребёнком разные картинки, например, с животными. Затем включает звуки по теме. Ребёнок произносит название животного, чьи звуки услыхал.
Общайтесь с малышом ясно, просто и понятным ему языком. Читайте ему книги и играйте, рассказывая о происходящем. Такие занятия помогут развить пассивный словарь, что важно для развития речи ребёнка.