Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Елена Курганская, методист «Яндекс.Учебника», делится опытом проведения игры по информационной безопасности с учащимися.

Чтобы играть, детей следует поделить на команды. В каждой команде желательно не больше пяти человек.
Перед игрой каждая команда получит специальное…
табельВ него нужно вписать наименование команды и фамилии участников.

Далее каждой команде вручают карточки с заданиями. Это ситуации, возможные в интернете, и правильные способы действий в них. К примеру:

В браузере во время работы появилось окно: «Привет! Ты 100 000-й участник, поэтому можешь получить подарок — новый смартфон. Открой ссылку, введи фамилию и номер мобильного телефона. А для участия в розыгрыше миллиона рублей отправь на номер +8015746324 SMS со словом PRIZ. Количество призов ограничено!».

Варианты действий:

  • Я не обращу на это внимание, так как подобные шутки – дело мошенников.
  • Я не буду пользоваться услугой отправки СМС, поскольку мошенники могут списать средства с моего счета. Введут личные данные только потому, что это не очень рискованно. Может быть, выйграю смартфон.
  • Нужно проверить достоверность конкурса. Буду искать о нем мнения людей. Много положительных отзывов — пришлю свои данные и СМС, ведь я тоже хочу победить.

В интернете есть честные розыгрыши, но не те, что выскакивают в окошках и просят отправить СМС.

Каждой команде выдаётся от трёх до четырёх карточек; на выполнение всех заданий даётся 15 минут.

Здесь вы можете скачать карточки с ответами для начальной школы.

А здесь — карточки для детей постарше.

Выбрав правильный ответ, ребята должны сформулировать на его основе правило безопасного поведения в Интернете и записать его в табель.

Когда команды закончат работу и заполнят таблицы, можно проанализировать результаты каждой группы.
На доске следует зафиксировать основные правила безопасного поведения в сети.

  1. Проверяйте источники информации.

Обратите внимание:

  • Кто прислал ссылку?
  • Куда она ведет?
  • Что написано в адресной строке браузера?
  • Кто разместил контент или программы для скачивания?
  • Каков рейтинг приложения в магазине приложений, и сколько пользователей его установили?
  1. Используйте защиту, встроенную в компьютеры и телефоны.


    Убедитесь, что установлены автоматические обновления операционной системы и антивируса.

  2. Защищайте свои аккаунты.

    Обратите внимание:

  • Хранятся ли ваши данные на компьютерах других пользователей?
  • совпадают ли пароли к разным аккаунтам?
  • надежны ли ваши пароли

Здесь можно сделать с детьми упражнение по созданию надежного пароля.

  1. Берегите личную информацию.

    Обратите внимание:

  • Безопасен ли ресурс, где вы сообщаете информацию?
  • Вы уверены, что человек перед вами именно тот, кем он себя представляет?
  • обязательно ли делиться данными?

Храните пароли в секрете. Не сообщайте личную информацию незнакомым лицам.

  1. Будьте вежливы.

Виртуальное существование — это продолжение настоящей жизни. Все события в виртуальном мире имеют значение. Важно общаться с людьми в интернете так же вежливо, как и в реальности: избегать оскорблений, провокаций, насмешек и агрессии.