
Фотографии: Unsplash / Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Каждый педагог хотя бы раз встречал отказ ученика выполнять задание. Дети могут это делать активно — протестовать, шуметь, отвлекать других — или пассивно — вести себя отстраненно, обещать выполнить задание, но не делать этого и так далее. Чаще всего ребенок поступает так не из-за желания насолить взрослому, а потому что не умеет иначе выразить свои переживания — например, эмоции из-за проблем в семье и школе или просто усталость. Фонд «Шалаш» рассказывает, как учителю скорректировать подобное поведение в классе.
Противодействие активное: проявления и действия по устранению.
Активный отказ — это, когда ученик явно показывает, что выполнять задание не собирается.
- прямо говорит об этом;
- Уходит из класса или пытается уйти во время выполнения задания.
- Считает задачу бессмысленной, назвав ее утомляющей, обыденной и простой.
- Повышенная активность участников захватывает внимание других учащихся, затрудняя ведение урока.
Если это случится лишь раз, попробуйте следующее.
- Признайте, что это нормально.
Ученик может не желать выполнять что-либо. - Предложите альтернативу.
Попробуйте начать с того, чтобы поощрить ученика к участию в «упрощённом» варианте: пусть он не пишет, но готов отвечать; пусть работает самостоятельно, а не в группе. Если это не поможет, договоритесь, что в этот раз ребёнок просто будет сидеть и слушать, но не будет мешать другим. - Поговорите после занятий.
Уточните причину отказа. Возможно ли оказание помощи? Это поможет понять характер ситуации: единичный (ребёнок просто уставший) или системный (дефицит внимания или учебные трудности). - Договоритесь с классом.
Например, можно установить правило: один раз за день/урок любой ученик может не выполнять какое-либо задание. Или организовать в кабинете уголок отдыха, куда каждый сможет уйти на пару минут для восстановления сил. Такие правила помогут создать для детей комфортную и понятную обстановку, сохраняя при этом контроль над ситуацией.
Постоянные отказы могут потребовать времени на поиск решения.
Несколько шагов для постепенного достижения этого результата:
- Наблюдайте за поведением ребенка.
Замечайте, от каких заданий ученик уклоняется, и когда активно участвует.
Поступайте с ним так же, как обычно. Обратите внимание на свое поведение: когда вы критикуете его, игнорируете или поощряете?
Ведите записи на протяжении нескольких занятий, чтобы составить полное представление о ситуации и обнаружить закономерности. - Сформулируйте план действий.
Почему ученик игнорирует задания и как с этим справиться? Например, если ему сложно выполнять определённые типы заданий, предложите индивидуальную помощь. Если возможности для работы в pairs нет, то перед тем, как давать задание, ещё раз пошагово объясните его решение всем вместе.
Иногда требуется больше одного раза, чтобы добиться результата. Продолжайте замечать изменения в ситуации после совершения действий. - Предложите ребенку то, что ему интересно.
Может быть, ему нравится рисовать или рассказывать что-то всем? Включите такие моменты в урок, особенно там, где активный отказ встречается чаще всего, и понаблюдайте за его поведением. - Поговорите с ребенком.
Когда ничего не помогает, поговорите с учеником лично. Избегайте обвинений и выговоров — возможно, ребенку уже сложно. Постарайтесь вместе придумать, чем можно его заинтересовать во время занятий, и договоритесь о конкретных условиях: выполнение части задания / возможность выйти передохнуть на пять минут, когда нет желания участвовать. - Обращайте внимание на положительные перемены и рассказывайте об этом ребёнку.
Обратили внимание, как теперь он раздумывает перед отказом? Замечательно, отметьте это.
Бездействие в отношениях: проявление и пути решения.
Также встречается пассивное несогласие. Ученик может…
- Обещает выполнить задачу, но в конечном счёте не делает этого.
- молчит и ничего не делает;
- Не участвует в занятиях, не высказывается, но, предположительно, владеет информацией.
- Отлучается в уборную при выполнении задачи.
- Подготавливается к занятию (преподаватель об этом осведомлён), но откликается лишь редко.
Ребятишек, которые молчаливо удаляются в тень, часто называют «тихонями».
Для помощи ребёнку подобного рода попытайтесь сделать следующее:
- Найдите «невидимок».
Посмотрите на список класса и попытайтесь вспомнить, чем занимались ученики на уроке, какими были реакции. Если кто-то остался незамеченным, обратите внимание на него на следующей встрече. - Уделяйте внимание «тихоням».
Чаще обращайтесь к учащимся во время урока, отмечайте любые действия, хвалите. Тихие, замкнутые дети заслуживают не меньше внимания, чем активные. Это может стать для них опорой, чтобы больше проявлять себя. - Создайте опыт успешности.
Узнайте, какие задачи даются конкретному ребенку легче всего — с них нужно начать вовлечение в работу. Попросите его выйти к доске и ответить на вопрос. Ребенку будет проще справиться со страхом, когда почувствует успех. - Позволяйте ошибаться.
Создайте среду, где допустимы ошибки. Демонстрируйте это всем учащимся и будьте примером для подражания. Такая атмосфера позволит каждому ребенку, особенно застенчивому, чувствовать себя в безопасности и комфортно. - Постепенно усложняйте задания.
Заинтересуйте учащегося не только успешными делами. Включайте в групповые задания, чтобы ответственность распределилась между учениками. Поддерживайте его при затруднениях. - Поощряйте вклад ребенка в совместную работу.
Замкнутым детям требуется помощь в освоении взаимодействия с окружающими. Взрослый может стать наставником, обучая общению и разным формам взаимодействия. Подсказки по распределению работы в группе и формулированию обращений к одноклассникам будут полезны всем учащимся.
Часто причиной проблемного поведения подростков является неспособность управлять стрессом. Не все дети умеют просить о помощи, поддерживать себя и отдыхать от обязанностей. В итоге возникает тревога, раздражительность и постоянное противодействие.
В 2022 году на базе московской школы фонд «Шалаш» провел курс для девятого класса. На занятиях учащиеся учились поддерживать себя и управлять своим эмоциональным состоянием. Проект был реализован при поддержке Конкурса грантов мэра Москвы. Этим осенью фонд запустил подобные занятия для старшеклассников из любой школы города.