Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash / Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Каждый педагог хотя бы раз встречал отказ ученика выполнять задание. Дети могут это делать активно — протестовать, шуметь, отвлекать других — или пассивно — вести себя отстраненно, обещать выполнить задание, но не делать этого и так далее. Чаще всего ребенок поступает так не из-за желания насолить взрослому, а потому что не умеет иначе выразить свои переживания — например, эмоции из-за проблем в семье и школе или просто усталость. Фонд «Шалаш» рассказывает, как учителю скорректировать подобное поведение в классе.

Противодействие активное: проявления и действия по устранению.

Активный отказ — это, когда ученик явно показывает, что выполнять задание не собирается.

  • прямо говорит об этом;
  • Уходит из класса или пытается уйти во время выполнения задания.
  • Считает задачу бессмысленной, назвав ее утомляющей, обыденной и простой.
  • Повышенная активность участников захватывает внимание других учащихся, затрудняя ведение урока.

Если это случится лишь раз, попробуйте следующее.

  1. Признайте, что это нормально.

    Ученик может не желать выполнять что-либо.
  2. Предложите альтернативу.

    Попробуйте начать с того, чтобы поощрить ученика к участию в «упрощённом» варианте: пусть он не пишет, но готов отвечать; пусть работает самостоятельно, а не в группе. Если это не поможет, договоритесь, что в этот раз ребёнок просто будет сидеть и слушать, но не будет мешать другим.
  3. Поговорите после занятий.

    Уточните причину отказа. Возможно ли оказание помощи? Это поможет понять характер ситуации: единичный (ребёнок просто уставший) или системный (дефицит внимания или учебные трудности).
  4. Договоритесь с классом.

    Например, можно установить правило: один раз за день/урок любой ученик может не выполнять какое-либо задание. Или организовать в кабинете уголок отдыха, куда каждый сможет уйти на пару минут для восстановления сил. Такие правила помогут создать для детей комфортную и понятную обстановку, сохраняя при этом контроль над ситуацией.

Постоянные отказы могут потребовать времени на поиск решения.

Несколько шагов для постепенного достижения этого результата:

  1. Наблюдайте за поведением ребенка.

    Замечайте, от каких заданий ученик уклоняется, и когда активно участвует.
    Поступайте с ним так же, как обычно. Обратите внимание на свое поведение: когда вы критикуете его, игнорируете или поощряете?


    Ведите записи на протяжении нескольких занятий, чтобы составить полное представление о ситуации и обнаружить закономерности.

  2. Сформулируйте план действий.

    Почему ученик игнорирует задания и как с этим справиться? Например, если ему сложно выполнять определённые типы заданий, предложите индивидуальную помощь. Если возможности для работы в pairs нет, то перед тем, как давать задание, ещё раз пошагово объясните его решение всем вместе.


    Иногда требуется больше одного раза, чтобы добиться результата. Продолжайте замечать изменения в ситуации после совершения действий.

  3. Предложите ребенку то, что ему интересно.

    Может быть, ему нравится рисовать или рассказывать что-то всем? Включите такие моменты в урок, особенно там, где активный отказ встречается чаще всего, и понаблюдайте за его поведением.
  4. Поговорите с ребенком.

    Когда ничего не помогает, поговорите с учеником лично. Избегайте обвинений и выговоров — возможно, ребенку уже сложно. Постарайтесь вместе придумать, чем можно его заинтересовать во время занятий, и договоритесь о конкретных условиях: выполнение части задания / возможность выйти передохнуть на пять минут, когда нет желания участвовать.
  5. Обращайте внимание на положительные перемены и рассказывайте об этом ребёнку.

    Обратили внимание, как теперь он раздумывает перед отказом? Замечательно, отметьте это.

Бездействие в отношениях: проявление и пути решения.

Также встречается пассивное несогласие. Ученик может…

  • Обещает выполнить задачу, но в конечном счёте не делает этого.
  • молчит и ничего не делает;
  • Не участвует в занятиях, не высказывается, но, предположительно, владеет информацией.
  • Отлучается в уборную при выполнении задачи.
  • Подготавливается к занятию (преподаватель об этом осведомлён), но откликается лишь редко.

Ребятишек, которые молчаливо удаляются в тень, часто называют «тихонями».

Для помощи ребёнку подобного рода попытайтесь сделать следующее:

  1. Найдите «невидимок».

    Посмотрите на список класса и попытайтесь вспомнить, чем занимались ученики на уроке, какими были реакции. Если кто-то остался незамеченным, обратите внимание на него на следующей встрече.
  2. Уделяйте внимание «тихоням».

    Чаще обращайтесь к учащимся во время урока, отмечайте любые действия, хвалите. Тихие, замкнутые дети заслуживают не меньше внимания, чем активные. Это может стать для них опорой, чтобы больше проявлять себя.
  3. Создайте опыт успешности.

    Узнайте, какие задачи даются конкретному ребенку легче всего — с них нужно начать вовлечение в работу. Попросите его выйти к доске и ответить на вопрос. Ребенку будет проще справиться со страхом, когда почувствует успех.
  4. Позволяйте ошибаться.

    Создайте среду, где допустимы ошибки. Демонстрируйте это всем учащимся и будьте примером для подражания. Такая атмосфера позволит каждому ребенку, особенно застенчивому, чувствовать себя в безопасности и комфортно.
  5. Постепенно усложняйте задания.

    Заинтересуйте учащегося не только успешными делами. Включайте в групповые задания, чтобы ответственность распределилась между учениками. Поддерживайте его при затруднениях.
  6. Поощряйте вклад ребенка в совместную работу.

    Замкнутым детям требуется помощь в освоении взаимодействия с окружающими. Взрослый может стать наставником, обучая общению и разным формам взаимодействия. Подсказки по распределению работы в группе и формулированию обращений к одноклассникам будут полезны всем учащимся.

Часто причиной проблемного поведения подростков является неспособность управлять стрессом. Не все дети умеют просить о помощи, поддерживать себя и отдыхать от обязанностей. В итоге возникает тревога, раздражительность и постоянное противодействие.

В 2022 году на базе московской школы фонд «Шалаш» провел курс для девятого класса. На занятиях учащиеся учились поддерживать себя и управлять своим эмоциональным состоянием. Проект был реализован при поддержке Конкурса грантов мэра Москвы. Этим осенью фонд запустил подобные занятия для старшеклассников из любой школы города.