
Часто отвлекающийся ребёнок, который мешает другим, не может сосредоточиться на уроке, постоянно что-то крутит в руках и испытывает трудности сидеть на месте, возможно, страдает серьезным медицинским состоянием – синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Об этом расстройстве и о том, как с такими детьми взаимодействовать, рассказывает автор курса Яндекс.Учебника «СДВГ у детей: рекомендации учителю» и мать ребёнка с СДВГ Ирина Лукьянова.
Как распознать СДВГ:
Расстройство с недостатком внимания и повышенной двигательной активностью — неврологическо-поведенческая проблема, проявляющаяся в детстве. Люди с таким расстройством ведут себя слишком активно и импульсивно, им трудно сосредоточиться и удерживать внимание.
Существуют три основных типа проявлений СДВГ.
- Ребенок проявляет чрезмерную активность, постоянно и нецелесообразно двигаясь.
- Ребенку свойственно быть импульсивным — прервать чужое слово, кричать, вступать в беседу вне очереди, не умея ждать своего момента.
- Дети часто проявляют невнимательность, легко отвлекаясь на яркие объекты, звуки или движения.
Проявления этих симптомов разнообразны: одни могут быть более выраженными, другие – менее заметными, а иногда все три одинаково сильные. Взаимодействовать с ребенком становится сложно как в разных ситуациях, так и по причине того, что симптомы не связаны с возрастом.
Часто СДВГ встречается вместе с расстройством аутистического спектра, а также с нарушениями в обучении: дислексией, дисграфией или дискалькулией; диспраксией (нарушением координации движений), тиками и синдромом Туретта.
Эти признаки не гарантируют диагноза СДВГ у вашего ученика; подобные проявления характерны и для других расстройств. Диагноз может установить лишь специалист.
Большинство исследователей считают, что главным фактором возникновения синдрома является генетика, но влияние оказывают и неврологические нарушения. Это могут быть осложнения во время беременности или родов, сложности послеродового периода, а также внешние факторы: курение матери во время вынашивания ребенка, черепно-мозговые травмы, воздействие некоторых химических веществ.
У большинства людей симптомы сглаживаются или исчезают после подросткового возраста. Синдром сохраняется у примерно 40 процентов людей.
Для детей с СДВГ учёба в школе — испытание. От них требуют терпения, внимания, примерного поведения и дисциплины, но эти качества у многих отсутствуют. Из-за СДВГ им сложно выполнять школьную программу, общаться с одноклассниками и учителями, ведь эмоции у них тоже не всегда под контролем. Всё это, плюс сопутствующие расстройства вроде тика, часто становится причиной школьной травли. Учителю важно учитывать эти трудности при работе с таким учеником, создавать для него комфортную среду, где ребёнок смог бы проявить свои способности на максимум.
Как создать комфортную обстановку для ученика с СДВГ, его сверстников и педагога?
1. Установите дисциплину в классе
Правила поведения и учёбы в классе должны быть одинаковыми для всех учеников и понятны каждому. Это защитит ребенка с СДВГ от замечаний со стороны одноклассников о том, что его условия особенные, и поможет ему привыкнуть к порядку. Рекомендуется разместить устав класса на видном месте, так как гиперактивным детям сложно запомнить много информации. Все ученики должны понимать, какие последствия ждут за нарушение правил.
Определите предел физических возможностей ребёнка.
Сделайте это в первые недели совместной работы. Например, отследите, сколько минут подряд ученик читает текст или решает задачи до переключения внимания, и сколько информации усваивает. Не дайте больше, пытаясь таким образом повысить работоспособность – это не сработает, а ребенок может испугаться объёма задания и ничего не сделать.
3. Выясните, как привлечь его внимание
Если ученик отвлекается, попробуйте вернуть внимание. Договоритесь с ним о секретном сигнале: подойдите и покажите знак, постучите по столу, щелкните пальцами вместо громкого замечания. Иногда можно посадить ученика за первую парту, где его ничего не отвлекает, дать листок с индивидуальным заданием. С наработанными вариантами будет легче строить работу дальше.
Определите факторы, вызывающие у ребёнка интенсивные эмоциональные реакции.
Это могут быть школьные мероприятия, родительские собрания, контрольные работы или разрешение конфликтов. Если что-либо из этого планируется, подготавливайте к этому ученика – напоминайте о правилах поведения и возможных последствиях их нарушения. Если у ребенка возникают эмоциональные всплески из-за плохих оценок, объясните, что вы оцениваете усвоение материала, а не его личность. Если школьник все же захлестнули эмоции, первое – успокоить: отвести в тихое место, предложить воды, если это уместно – обнять и ни в коем случае не ругать.
5. Помогайте разрешать возникающие конфликты
Ребенок с СДВГ может не всегда понимать причины своих поступков и не осознавать их негативных последствий. Если ученик обидел кого-то, разъясните ему причину расстройства человека, суть возникшей проблемы и пути ее предотвращения. Если инцидент произошел на уроке и отвлек весь класс, необходимо незамедлительно разобраться в ситуации. В любом случае школьнику нужно помочь понять, как его поведение вызывает трудности и как с ними справиться.
Как организовать обучение ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) максимально продуктивно?
Хвалите его даже за небольшие достижения
Гиперактивные дети часто привыкают к тому, что им всё даётся труднее, чем другим.
Ругают себя, когда что-то не получается, и разочаровываются в своих способностях ещё сильнее. Вам под силу сделать так, чтобы ученик в себя поверил, главное – замечать, когда он действительно с чем-то справился и подчеркивать его достижения. Большие задания, вызывающие у ребёнка страх, делите на части, и хвалите за каждое выполненное упражнение. Давайте ему задания, с которыми он может справиться, заменяйте сложные для него задачи на более простые, сокращайте объём текста для пересказа.
Обращайте внимание на ценные мысли, которые высказывает он, чтобы всем стало понятно его вклад в обсуждение. Игнорируйте мелкие нарушения и пустяковые реплики, если не мешают работе, не делайте ему замечаний постоянно.
Поддерживайте его работоспособность
У детей с СДВГ работоспособность непостоянна: гиперактивное поведение сменяется усталостью, некоторые могут на уроке отдохнуть, даже уснуть. Чтобы поддерживать внимание учеников, чередуйте виды деятельности: покажите видео, прочитайте текст, решите задачи, проведите физкультминутку, добавьте работу в группах.
Помогайте организовывать рабочий процесс
Когда ребёнку трудно отвечать или выполнять работы устно или письменно, можно обсудить приемлемую форму сдачи заданий. Например, вместо письменного ответа можно записать его устно, а вместо пересказа написать сочинение (или наоборот). Некоторые справляются лучше с написанием на компьютере, чем от руки.
Как педагогу сохранять душевное равновесие?
Работа с детьми, имеющими СДВГ, – это профессиональное испытание для педагога. Необходимо приложить усилия, обладать специальными знаниями и терпением.
Администрация может помочь обсудить возможные решения конфликтов с участием ученика с СДВГ: например, как действовать, если школьник оскорбляет педагога, провоцирует словесный конфликт или драку в классе. При нарушении поведения можно позвать психолога или администратора, чтобы тот отвел ученика в тихое место и дал ему прийти в себя. Такими местами могут быть кабинет врача или библиотека. Если школьник плохо себя чувствует или у него истерика – возможно, стоит отправить его к медсестре или пригласить ее в класс. Вы также можете обратиться за психологической помощью, если чувствуете, что не справляетесь. Простое общение со школьным психологом, завучем и классным руководителем может принести облегчение: вы не одиноки с этим классом и учеником, у вас есть поддержка.
В трудных ситуациях попробуйте найти способ выразить чувства: ненадолго покиньте класс, оставив дверь открытой, чтобы наблюдать, и немного подышите. Также спокойно озвучьте эмоции и укажите ученику, что он сделал неправильно. Не переходите на личности и не оскорбляйте ребенка, избегайте оценок: «ты плохой», «ты поступил неприемлемо». Помогают «я-сообщения»: «мне неприятно, когда со мной так говорят», «мне больно от происходящего», «я возмущена», «мне тяжело, когда в классе происходит то-то».
Родители учеников – ценные советчики, которые знают своих детей лучше других. Важно установить с ними хорошие отношения, избегая критики и оценки их воспитательной работы. Это может привести к защитной реакции. Лучше договориться о совместной работе и разделить зоны ответственности: как вы помогаете ученику в школе, а они – дома.
Работая с гиперактивными детьми, педагог совершит большой рывок в профессиональном развитии. Опыт подобной работы упростит сотрудничество с менее требовательными учениками. Важно – не брать на себя все заботы без помощи, это не принесёт здоровья, а только ослабит.
В рамках программы развития педагогов «Я Учитель» компания Яндекс начала ведение бесплатного курса в онлайне. «СДВГ у детей: рекомендации учителю»Ирина Лукьянова, эксперт курса, подробно рассказывает об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребенка и как поддерживать дисциплину. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации.