
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Бойкот внешне не похож на открытое противостояние. Никто не кричит, не ругается… Все молчат. Психолог Ольга Некрасова объясняет, почему такая «молчанка» — один из самых тяжёлых и опасных видов агрессии и как педагогу вести себя в классе, где кому-то объявили бойкот.
Бойкот и его опасности
Борьба с использованием бойкота — это не просто проявление враждебности, а групповая травля, направленная на социальное уничтожение человека. Намеренное игнорирование и отрицание его существования наносит непоправимую травму и по праву считается одним из самых страшных общественных преследований.
Эволюция заложила страх отвержения, поскольку одинокий человек в дикой природе без поддержки сородичей обрекался на неминуемую гибель. Остракизмом В Древней Греции опасных государственных преступников подвергали изгнанию из общества.
Сегодня отсутствие поддержки одноклассников не смертельно, но генетическая память мощна настолько, что даже два часа публичного пренебрежения вызывают ужас.
Насилие поведением имеет две формы:
Проявление доминирования и силы неформальным руководителем.
Используя наглядные наказания для ребят из своей группы, «лидер» поддерживает ее в состоянии постоянного беспокойства и подчинения.
2. Попытка восстановить справедливость.
Подростки обладают обостренным чувством справедливости. Часто посредством бойкота возмещают обиды или наказывают нарушителей спокойствия. Проблема заключается в том, что подобный суд незаметно трансформируется в манипуляцию и проявление превосходства.
У бойкота немало опасностей:
- Скрытая агрессия.
Внешняя агрессия очевидна для детей и взрослых, поэтому её проще остановить. Неумение ребенка общаться с другими не всегда заметно сразу. И определить эту проблему бывает затруднительно: возможно, ребенок просто замкнутый человек, предпочитающий одиночество и не желающий дружить.
- Непонимание причин.
Жертва бойкота не всегда знает причин своих проблем. Ребенку запрещено общаться с ровесниками и выяснить отношения. Длительность бойкота неизвестна. Напряженная атмосфера вызывает большой психологический дискомфорт. У подростков из-за эмоциональных переживаний может возникнуть мысль о самоубийстве.
- Манипуляция.
У детей и подростков ярко выражено чувство принадлежности к группе, желание соответствовать сверстникам.
Перед ними всегда стоит выбор: принять условия чьей-то травли, оставаясь частью сообщества, либо отказаться и стать изгоем. Чаще всего дети выбирают первое, даже если не согласны с позицией зачинщика. В будущем это формирует привычку соглашательства, боязнь считать иначе, чем большинство.
- Чувство вины.
Объект бойкота пребывает в постоянном замешательстве и испытывает вину за все свои поступки – настоящие и мнимые, даже за свое существование. Ребенку мучительно поднимать руку на уроке, да и просто проходить мимо своих одноклассников.
Он чувствует, что всё внимание сосредоточено именно на нём, старается оставаться незаметным, прогуливает занятия, а комплексы нарастают всё сильнее, как снежный ком.
Как распознать жертву бойкота
Чтобы разобраться, игнорируют ли ребенка, взрослым нужно заметить ненавязчивые сигналы.
- Подросток склонен к угнетенному настроению, проявляет замкнутость.
- Ребенок сторонится общения с сверстниками, пропуская групповые занятия и сборы.
- Подросток молчит о происходящем в школе, а отвечая на вопросы учителя, проявляет крайнюю нежелательность к общению.
- Постоянно находя причины для пропуска занятий, он сталкивается с проблемами посещаемости и успеваемости.
- Также возникают проблемы с аппетитом и сном.
- Поведение бойкотируемой часто характеризуется хвастовством и показным самодостаточностью.
Каким образом педагогу поступить, если заметит игнорирование?
В каждом конкретном случае педагогу следует определять собственную стратегию. Общая же корректная реакция сводится к шести этапам.
-
Поговорить с ребенком по душам.
Что происходит с ним? Почему постоянно бывает в одиночестве и не общается с друзьями? Понимает ли он причины такого поведения одноклассников?
Не нужно утверждать, что всё это пустяки и детские игры, скоро все закончится. Подросток испытывает настоящую трагедию. Стоит предложить поддержку, успокоение и понимание, что эта ситуация сложилась не по его вине, а просто не повезло — любой мог оказаться на его месте.
- Обсудить ситуацию с другими взрослыми.
Следует уведомить родителей учащихся и вовлечь школу. Скрывать проблему и притворяться, что все в порядке, опасно для настоящего благополучия.
- Определить инициатора бойкота и собрать как можно больше данных о ситуации.
Первый раз это может не сработать. Дети обычно уходят в молчание, опасаясь выдать виновного. Однако в разговоре без свидетелей кто-то может поведать суть конфликта и объяснить, в чем конкретно «жертва» допустила ошибку.
- Вывести ребят из состояния молчания.
Примерно так: Собрать всех участников бойкота и родителей для совместного обсуждения ситуации. Объяснить неприемлемость подобного поведения, избегая указания на инициатора и обвинений в его адрес. В противном случае он может стать целью последующего бойкота.
- Дать возможность всем излить обиды и разрядиться эмоционально.
Несмотря на сплоченность подростков, не все дети поддерживают условия бойкота. Важно дать им возможность высказаться и поделиться тем, что их беспокоит в поведении исключённого одноклассника.
В открытом диалоге проще понять мотивы действий зачинщика и его соратников. Обсудить возможные варианты другого подхода.
- Примирение.
Подростки не хотят быть первыми, кто извиняется, считая это унизительным. Можно провести обсуждение о том, как приносить извинения наиболее комфортно для самолюбия, проиграв разные варианты. После этого стоит обговорить правила «экологичного» общения друг с другом.
Подросткам важно учиться строить отношения как друг с другом, так и со взрослым миром. Важно объяснить им, что игнорирование вместо разговора – это неэффективная стратегия, потому что жертва бойкота никогда не поймет причину проблемы и за что ей приходится платить цену. Только обсуждение позволяет найти решение и сохранить друзей.