
Гравюра из первой половины XIX века. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Многие родители нынешнего времени недовольны школой и предпочитают семейное обучение своим детям. До революции это была почти единственная форма начального образования в России. Исторический опыт домашнего обучения дореволюционной эпохи может быть полезен и сейчас, способствуя появлению новых Пушкиных и Менделеевых.
«Береги честь смолоду»
В XIX веке воспитание мальчиков и девочек основывалось на принципах дворянской чести: требовалось быть храбрыми, честными, образованными, проявлять самообладание в любых обстоятельствах.
Воспитание достойного члена общества затруднительно без уважения с самого детства.
В современной школе этому часто недостаёт: учителя оскорбляют учеников, кричат им вслед, а дети сталкиваются с буллингом со стороны сверстников. Если ребёнок не успевает по какому-либо предмету или обладает чертами интроверта, то школа может стать постоянным источником стресса. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов, имея по своей природе склонность к замкнутости, не смог Обучение продолжилось в пансионе при Московском университете, а затем — дома.
Домашнее обучение по-прежнему делает процесс обучения более комфортным и эффективным: ребенка не сравнивают с сверстниками, не ставят неудовлетворительных оценок. В таких условиях ему гораздо легче поверить в себя, почувствовать важность своего мнения.
Уверенного в себе, развитого, свободного человека можно воспитать, если уважать его индивидуальность.
Вовлеченность родителей
Домашнее обучение требует большой активности родителей. Это сложно, но приносит пользу взаимоотношениям в семье. по статистикеРодители в среднем проводят с детьми школьного возраста от пяти до двадцати пяти минут в день, общаясь.
Сергей Львович Толстой (старший сын писателя) вспоминал, что отец и мать обучали детей наряду с приглашенными педагогами. Уроки отца остались у него в памяти на всю жизнь. Лев Николаевич весьма увлекательно рассказывал, читал вслух, учил писать сочинения. А Пушкин, наоборот сетовалЕго отец передал его под опеку французских воспитателей, которых часто сменяли.
Опыт свидетельствует, что родителям не требуется педагогическое образование для обеспечения ребенку качественного образования: достаточно быть трудолюбивыми и заботиться о ребенке с вниманием и любовью.
Родителям доступно больше средств для обучения, чем педагогу в школе: прогулки на свежем воздухе, экскурсии, просмотр фильмов и игры могут быть использованы для образования.
Если ребёнку в школе некомфортно и вы выбрали домашнее обучение, проводите с ним как можно больше времени.
Самая удачная организация — отсутствие всякой организации.
Школа ограничивает детей и родителей строгими рамками: утром учеба, вечером домашние задания. В среднем звенья учебного заведения дети настолько заняты, что не успевают заниматься спортом, вести любительские занятия или просто отдыхать.
Конечно, план занятий важен. Однако при домашнем обучении можно разработать индивидуальное расписание, учитывая особенности ребенка. Например, дети-«совы» могут неэффективно учиться утром. Кто-то изучает несколько предметов каждый день, а кому-то удобнее выделять отдельные дни для математики и русского языка.
В ежедневный распорядок можно добавить увлечения. В XIX веке танцы, живопись и музыка были столь же важными, как и академические дисциплины. Современные исследования показываютПовышение уверенности в себе, снижение стресса и активация творческого мышления — вот некоторые преимущества хобби. Школьная программа не всегда может удовлетворить все потребности развития ребенка. Родители дома могут понять интересы своего ребенка и предоставить ему возможность их реализовать.
Важно не расписание занятий на неделю или день, а план выращивания гармоничной личности.
«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал»
Дети XIX века владели иностранными языками лучше большинства школьников современности. Преподаватели из-за границы, проживающие в дворянских домах, часто не говорили по-русски. Ребенок с малых лет общался с носителем языка и легко запоминал один, два, а иногда и три языка. В XX веке исследования мозга показали, что способность легко усваивать несколько языков одновременно сохраняется у детей лишь до пяти лет. В более позднем возрасте этот процесс протекает намного сложнее.
К сожалению, современные дети не имеют возможности ежедневно общаться с носителями языка, несмотря на то, что работы в этом направлении ведется: открываются детские сады с воспитателями, говорящими на иностранных языках, в семьи приглашаются воспитатели с знаниями языков, есть возможность заниматься онлайн.
Изучение иностранных языков в школе обычно начинается только со второго класса, но программа рассчитана лишь на базовое понимание языка. Уроки не всегда интересны детям, а многие родители считают изучение языков второстепенным.
Иностранный язык легче усваивать во время непринужденных разговоров, чем в классе.
«И в летний сад гулять водил…»
В век цифровых технологий молодые люди тратят практически всё свободное время у мониторов, отчего страдает их физическая активность и возможности для прогулок. могут стать Ухудшение зрения, искривление позвоночника, избыточный вес, повышенная тревожность, постоянная утомляемость.
В XIX веке преподаватели обязаны были каждый день уделять время прогулкам и упражнениям воспитанников. Каждый дворянин должен был быть готов принять участие в дуэли или защитить Родину оружием. Даже популярные развлечения того времени — охота, верховая езда и танцы — требовали хорошей физической формы.
Вниманию уделялось также здоровью и физическому развитию девушек. Многие учились верховой езде на дамском седле, что сложнее обычного. Девушки должны были всегда держать осанку для сохранения стройности и привлекательности. сетовала Воспитательница получала наказание за ежедневные прогулки с ней и племянницей в парк независимо от погоды и заставляла их лежать на полу для поддержания правильной осанки.
Прогулки на природе и тренировки в выбранных ребенком спортивных клубах обязательны, как и обучение математике и истории.
«Это мы не проходили»
В XIX веке девочкам преподавали рукоделие и основы домашнего хозяйства, знания из которых актуальны и сегодня.
Маленьким девочкам обучали шитью, вязанию крючком, вышивке нитками и бисером. Также учили точению из кости и янтаря, а также миниатюрной живописи. выполнялись Девушки из дворянских семей владели искусством рукоделия на высоком, далеко не любительском уровне. Занятия ремеслом предоставляли девушкам возможность освоить редкие профессии и получать доход самостоятельно. В начале XX века эти умения … помогли Многие русские дворянки пережили трудное время в эмиграции, адаптировавшись к новым обстоятельствам.
В наше время технологий нет нужды самостоятельно шить или мастерить мебель. Но умение делать вещи своими руками очень важно для развития ребенка. Если ребёнок рисует, конструирует, моделирует или программирует, он получает результат, который можно потрогать руками. Это даёт уверенность, ощущение самореализации и стимул для дальнейшего развития в творчестве, учёбе, карьере. Психологически такие занятия учат переходить от задумки к реализации идеи.
Способность управлять расходами и контролировать доходы особенно важна в современном мире. Школьные занятия по финансовой грамотности (даже если проводятся), часто не дают практических навыков ведения бюджета. В XIX веке ответственные матери обучали дочерей основам домашнего хозяйства. Княгиня Евдокия Мещерская является ярким примером… приучала Она считала обучением дочери к «хозяйственному употреблению вещей». В своих записках «Беседы с моей дочерью» говорилось: «Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже и в нужном, чем войти в долг».
Учиться дома позволяет больше практиковаться и осваивать нужные в жизни навыки.