Фото: img.freepik.com

Картинки: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Даже опытные учителя могут столкнуться с непослушанием на уроке: дети шуметь, игнорировать инструкцию, спорить или мешать обучению другим действиями. Благотворительный фонд «Шалаш» предлагает несколько практик для восстановления порядка и сосредоточения учеников.

Для младшей и средней школы

В этом возрасте детям трудно долго концентрироваться, поэтому шум в классе часто указывает на необходимость отдохнуть от занятий и сменить занятие.

Дирижерский жест завершения

Любой выразительный жест, например, волнообразное движение рук снизу вверх, даст несколько секунд для высказывания и привлечения внимания учащихся. Такой прием полезен при сильном шуме в классе, когда привлечь внимание голосом затруднительно.

Слово для остановки

Вместе с классом выберите специальное слово и правило для него: как только учитель произнесёт это слово, все должны мгновенно замереть. Например, если это слово «Бангладеш» — тишина должна быть такой, чтобы можно было услышать, что происходит в этой стране.

Радио

Приподнятая рука учителя указывает на усиление звуков в классе, а опущенная — на их утихание. Подобно примеру со словом «Бангладеш», дети получают возможность шуметь, выражать энергию, понимая, что учитель не сердится, а вовлечен в игру и ее лидер.

Метод эффективен в начальных классах, независимо от уровня шумности урока. К примеру, если ученики уставшие и с трудом концентрируются во время занятия.

Загибание пальцев

Учитель велел ученикам поднять руки вверх и согнуть пальцы, произнося инструкции и последующие действия.

За каждый шаг инструкции делаем следующее действие: загибаем соответствующий палец — большой, указательный, средний…

Этот метод основан на том, что ученики лучше усваивают информацию во время физических действий, чем при прослушивании.

Для старшеклассников

Если урок выходит из-под контроля в 8–11 классах, причина кроется не только в необходимости перерыва для сохранения концентрации, как у всех учащихся, но и в сильном стрессе старшеклассников за пределами урока, связанном с возрастом и жизненными обстоятельствами.

  • сложности в отношениях со сверстниками;
  • Много работы перед предстоящими экзаменами.
  • Эмоции, сложно передаваемые словами.
  • Влияние взрослых, связанное с обучением и поступанием в учебные заведения.
  • переутомление, проблемы со сном;
  • напряженные отношения в семье;

Учитель должен уменьшить стресс во время урока.

Создайте предсказуемые условия

Чтобы урок был понятен ученикам, поделитесь с классом планом занятий на день. План можно записать на доске для удобного слежения за ходом урока.

Это позволяет вернувшимся к уроку после отвлечения быстро возобновить работу, не мешая другим ученикам.

Не пугайте последствиями неудач

Большинство старшеклассников скорее всего уже много переживают о том, как сложится их жизнь, если не справятся с экзаменами и не наберут достаточное количество баллов для поступления.

Избегайте обострения этих переживаний и не пугайте учеников возможными неудачами в учёбе. Это не стимулирует упорного изучения, а скорее препятствует школьникам быть внимательными и концентрироваться на предмете.

Предлагайте помощь

При переутомлении, стрессе и большой нагрузке учащимся может быть трудно организовать выполнение больших заданий. Вы можете помочь, если заметите, что ученик испытывает затруднения.

Если во время самостоятельной работы в классе кто-то выглядит растерянным или сомневается, предлагайте разделить задание на этапы и объяснить порядок их выполнения.

Расскажите о важности отдыха

Выпускники школ испытывают давление со стороны взрослых, которые беспокоятся о их будущем. В результате подросткам сложно разумно распределить свое время, уделяя его не только учебе, но и отдыху и развлечениям.

Отдых — неотъемлемая часть подготовки, позволяющая восстановиться и закрепить полученные знания.

Фонд «Шалаш» проводит бесплатные занятия Развитие навыков стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у учащихся 8–11 классов школ Москвы. На занятиях подростки учатся справляться со стрессом, понимать своё состояние, обращаться за поддержкой и налаживать общение с учителями, сверстниками и родителями.

Родители или опекуны могут записать подростка на занятия. заполните анкету на сайте Подождите звонок специалистов фонда. Новая группа начнется в конце января – встречи пройдут еженедельно в офисе фонда в центре Москвы.