Фото: img.freepik.com

Фотографии предоставлены агентством «АГН» из Москвы. Иллюстрации сделаны Юлией Замжицкой.

Александр Могилев из «Педсовета» рассуждает о будущем новой детско-юношеской организации «Большая перемена».

Многим россиянам старше 40 лет в прошлом была присуща принадлежность к пионерской организации. Сейчас такое же возможно для нынешних учащихся школ, желающих объединиться в рамках единой детской структуры.

В Советское время существовала четкая иерархия поэтапного воспитания молодежи: сначала октябрята, потом пионеры, далее комсомольцы. Желающие занять руководящие должности должны были вступить в партию.

Каждый этап подготовки «строителя коммунизма» предусматривал задачи, соответствующие возрасту. На каждом этапе воспитания присутствовала мотивация к дальнейшему развитию, оттачивались важные для государства установки и жизненные позиции, прививалась идеология и мораль строителя коммунизма.

Примерно считалось, что пионер должен быть хорошим учеником, коллективистом, а не индивидуалистом (это важно!), строить отношения с окружающими на основе высокой морали, любить Родину и уважать старших. В итоге, «пионер – всем ребятам образец».

В итоге эта чёткая система воспитания пришла в упадок. Коммунистическая мораль и взгляды, невзирая на свою изящество и упорядоченность, неожиданно стали бесполезными, как макулатура.

Руководители партии и комсомола, ответственные за воспитание нравственности и мировоззрения, превратились в акул капитализма, олигархов, завладевших огромными долями социалистической собственности нечестным путем.

Коллективизм куда-то исчез. Российское общество теперь основано на индивидуализме до такой степени, что из школьной программы чтения по литературе убрали все произведения о коллективных усилиях и результатах. Вместо этого остались сочинения, восхваляющие индивидуализм и личные достижения, как в Америке.

Возрождённая пионерия, скорее всего, окажется в непригодной и враждебной среде, где нет общей идеологии, ценностей. Коллективистская парадигма уступила место индивидуализму и эгоизму каждого ребёнка. Многие будущие «новые пионеры» лишены трудовых навыков (за исключением детей из деревни), понятия о долге и ответственности.

Каково значение воспроизведения пионерского движения в современном мире, где нет подходящей идеологии, а ценности противостоят обычаям? Результат – пустая оболочка. Что же случается с любыми рамками, лишенными внутреннего наполнения?

«Воссоздание пионерии» – отличная PR-акция, о которой расскажут все СМИ и радиоканалы. Возможно, потом это не даст результатов. Но зато можно активизировать деятельность, назначить ответственных за выполнение задач, выделить и распорядиться бюджетом, а затем заполнять отчеты, принимать их на рассмотрение, принимать решения, выдавать взыскания и награды.

На последнем собрании комсомольской организации говорили о том, что в любом деле есть три этапа: шум, хаос, наказание невинных и поощрение тех, кто не причастен. Сейчас, похоже, мы видим именно первый этап.

Материал по теме:

  • Современные организации, формирующие патриотизм. .