
Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
2023 год в России объявлен В год педагога и наставника школа обращается к воспитанию, что повышает значимость работы психологической службы. Мы пообщались о трансформации профессии педагога-психолога и ее растущей популярности. Любовью Григорович, заведующей кафедрой психологии образования Московского института психоанализа, доктором психологических наук, профессором.
Как меняется профессия
Педагог-психолог играет важную роль в образовании и воспитании, так как ведет комплексное сопровождение детей. Работает не только с познавательными процессами, но и анализирует причины учебной деятельности ребенка, его эмоциональное состояние и комфортность жизни.
Например, сегодня у многих детей пропадает желание учиться. не заинтересованы В обучении. Психолог часто не умеет решить эту задачу. Педагог-психологу это по силам, ведь вопросы преподавания — область его знаний.
В стандартной практике 80% усилий педагогов-психологов направлены на работу с детьми. На взаимодействие с учителями отводится 20%. Однако возрастает спрос на пересмотр этого соотношения.
С приходом пандемии школы осознали важность системы профилактики психического здоровья педагогов.
Во время карантина активно сотрудничали с педагогами, организовывали группы взаимопомощи и обнаружили, что:
Поддержка психического здоровья учеников выходит на первый план в системе образования.
б) повышается внутренний статус педагога-психолога.
Также около 65 процентов преподавателей требуют Методическая помощь учителям-психологам в области инклюзии и взаимодействия с одаренными воспитанниками.
В школьной практике педагог-психолог сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, нагрузка велика из-за большого количества учеников на одного специалиста. Также необходимо заполнять много документации.
Самым сложным является работа под руководством директора, часто не понимающего возможностей и обязанностей психолога, а также его компетенцию в решении школьных проблем.
В данном случае обстоятельства меняются. Технологии сокращают время на обработку документов. Отчетность теперь сдаётся электронно, а не на бумаге, как было раньше. Возникает осознание необходимости в квалифицированном педагоге-психологе для эффективной профилактической работы в школе, что повышает к нему уважение. Открываются новые возможности для развития.
Какие перспективы
В школе
Советник директора по воспитанию
Новую должность недавно внедрили в школах. Пилотный проект прошел успешно в десяти регионах, и его опыт распространят по всем остальным субъектам РФ.
Советник должен обогатить воспитательную составляющую основного образовательного плана: создавать график воспитательных мероприятий и контролировать его реализацию.
Для этой должности нужен специалист с крепкими знаниями в области психологии и психологических технологий.
Тьютор
В частных школах популярна должность тьютора, для которой обычно выбирают специалистов с психологическим и педагогическим образованием.
Завуч, директор
Педагог-психолог, помимо специализированных, имеет такие же возможности для профессионального продвижения, как и учитель. При наличии способностей и склонности к организационной психологии и руководству, может стать руководителем.
Вне школы
Репетиторство
Педагог-психолог — универсальный помощник для учеников начальной школы. Ведь понимает, как обучить ребенка учиться.
Если правильно заниматься с детьми в начальных классах, организовать репетиторскую деятельность, то ребенок научится работать с информацией и сам сможет изучать всё что угодно.
Выпускники нашей школы пользуются спросом в качестве помощников репетиторов.
Центры психологической поддержки
Существуют телефоны доверия и психологические центры, оказывающие консультации по трудным вопросам. В них обращаются как родители, так и ученики. Специалисты помогают разрешать проблемы, связанные с подростковым возрастом, взаимоотношениями между родителями и детьми, домашним насилием.
Вузы
С дипломом магистра или специалиста педагоги-психологи могут вести преподавательскую деятельность в университете, обучая студентов бакалавриата. Также возможно развитие карьеры в науке: в области педагогики или психологии.
Организационная работа
В школе педагог-психолог отчитывается не только перед директором, но и перед органами образования с психологическими структурами. Последние формулируют задачи, собирают данные, занимаются обработкой и анализом таблиц и отчётов. Для этого тоже требуются сотрудники.
Один из магистрантов Московского института психоанализа разработал систему автоматизированного контроля психолого-педагогических действий, которую уже используют 300 школ.
Где и как учиться
Чтобы стать педагогом-психологом, бакалавриат не обязателен, если у вас уже есть диплом. Абитуриентам с высшим образованием (не обязательно в педагогике или психологии) достаточно окончить магистерскую программу (2-2,5 года обучения).
В Московском институте психоанализа есть возможность обучаться на факультете «Психолого-педагогическое образование». двум направлениям:
- Практическая детская психология и создание развивающей среды.
Обучающиеся изучат технологии для создания совершенной модели образовательной среды, которая учитывает особенности развития ребёнка на разных этапах жизни.
- «Цифровая психология здоровья».
Студенты магистратуры получат навыки проведения онлайн-консультаций по вопросам здоровья, оказания психологической помощи в сфере образования по проблемам ментального здоровья, мотивации детей и взрослых к здоровому образу жизни, преодоления деструктивных психологических состояний и др.
Обучение возможно в очном (2 года) или вечернем/заочном (2,5 года) формате.
Самым распространённым видом заочного обучения сейчас является дистанционное. В Московском институте психоанализа обучение по этой форме предполагает возможность прохождения практики. Процесс происходит в три этапа на платформе «Виртуальная клиника».
- Студенты практикуются в моделировании реальных ситуаций во время симуляционных тренингов.
- Репетиторы-практиканты осуществляют свою деятельность дистанционно, находясь под руководством опытных специалистов.
- Студенты изучают практику на платформе и обсуждают результаты в группах.
Студенты-бакалавры и магистранты Московского института психоанализа осваивают практику как очно, так и дистанционно. В качестве примера можно привести участие в волонтерских проектах. В настоящий момент вуз оказывает помощь одному московскому колледжу в проведении профилактики буллинга.
Что говорят студенты
Александр ШуваловСтудент второго курса программы «Детская практическая психология и инжиниринг развивающей среды», куратор программы – «Учитель для России».
В Московском институте психоанализа всё хорошо структурировано. Преподаватели имеют практический опыт, студенты – представители сферы образования и практики: руководители школ, специалисты по методике, психологи, работающие индивидуально.
Программа предусматривает практику в «Виртуальной клинике», после которой можно приступать к первым консультациям.
Надежда РужеСтудентка второго курса программы «Детская практическая психология и инжиниринг развивающей среды».
Учеба оставляет только положительные впечатления: высококвалифицированный преподавательский состав, продуманная программа обучения и большое количество практических занятий. «Виртуальная клиника» открывает массу возможностей. Каждый семестр учебного плана предусматривает полноценную практическую работу.