Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

2023 год в России объявлен В год педагога и наставника школа обращается к воспитанию, что повышает значимость работы психологической службы. Мы пообщались о трансформации профессии педагога-психолога и ее растущей популярности. Любовью Григорович, заведующей кафедрой психологии образования Московского института психоанализа, доктором психологических наук, профессором.

Как меняется профессия

Педагог-психолог играет важную роль в образовании и воспитании, так как ведет комплексное сопровождение детей. Работает не только с познавательными процессами, но и анализирует причины учебной деятельности ребенка, его эмоциональное состояние и комфортность жизни.

Например, сегодня у многих детей пропадает желание учиться. не заинтересованы В обучении. Психолог часто не умеет решить эту задачу. Педагог-психологу это по силам, ведь вопросы преподавания — область его знаний.

В стандартной практике 80% усилий педагогов-психологов направлены на работу с детьми. На взаимодействие с учителями отводится 20%. Однако возрастает спрос на пересмотр этого соотношения.

С приходом пандемии школы осознали важность системы профилактики психического здоровья педагогов.

Во время карантина активно сотрудничали с педагогами, организовывали группы взаимопомощи и обнаружили, что:

Поддержка психического здоровья учеников выходит на первый план в системе образования.

б) повышается внутренний статус педагога-психолога.

Также около 65 процентов преподавателей требуют Методическая помощь учителям-психологам в области инклюзии и взаимодействия с одаренными воспитанниками.

В школьной практике педагог-психолог сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, нагрузка велика из-за большого количества учеников на одного специалиста. Также необходимо заполнять много документации.

Самым сложным является работа под руководством директора, часто не понимающего возможностей и обязанностей психолога, а также его компетенцию в решении школьных проблем.

В данном случае обстоятельства меняются. Технологии сокращают время на обработку документов. Отчетность теперь сдаётся электронно, а не на бумаге, как было раньше. Возникает осознание необходимости в квалифицированном педагоге-психологе для эффективной профилактической работы в школе, что повышает к нему уважение. Открываются новые возможности для развития.

Какие перспективы

В школе

Советник директора по воспитанию

Новую должность недавно внедрили в школах. Пилотный проект прошел успешно в десяти регионах, и его опыт распространят по всем остальным субъектам РФ.

Советник должен обогатить воспитательную составляющую основного образовательного плана: создавать график воспитательных мероприятий и контролировать его реализацию.

Для этой должности нужен специалист с крепкими знаниями в области психологии и психологических технологий.

Тьютор

В частных школах популярна должность тьютора, для которой обычно выбирают специалистов с психологическим и педагогическим образованием.

Завуч, директор

Педагог-психолог, помимо специализированных, имеет такие же возможности для профессионального продвижения, как и учитель. При наличии способностей и склонности к организационной психологии и руководству, может стать руководителем.

Вне школы

Репетиторство

Педагог-психолог — универсальный помощник для учеников начальной школы. Ведь понимает, как обучить ребенка учиться.
Если правильно заниматься с детьми в начальных классах, организовать репетиторскую деятельность, то ребенок научится работать с информацией и сам сможет изучать всё что угодно.

Выпускники нашей школы пользуются спросом в качестве помощников репетиторов.

Центры психологической поддержки

Существуют телефоны доверия и психологические центры, оказывающие консультации по трудным вопросам. В них обращаются как родители, так и ученики. Специалисты помогают разрешать проблемы, связанные с подростковым возрастом, взаимоотношениями между родителями и детьми, домашним насилием.

Вузы

С дипломом магистра или специалиста педагоги-психологи могут вести преподавательскую деятельность в университете, обучая студентов бакалавриата. Также возможно развитие карьеры в науке: в области педагогики или психологии.

Организационная работа

В школе педагог-психолог отчитывается не только перед директором, но и перед органами образования с психологическими структурами. Последние формулируют задачи, собирают данные, занимаются обработкой и анализом таблиц и отчётов. Для этого тоже требуются сотрудники.

Один из магистрантов Московского института психоанализа разработал систему автоматизированного контроля психолого-педагогических действий, которую уже используют 300 школ.

Где и как учиться

Чтобы стать педагогом-психологом, бакалавриат не обязателен, если у вас уже есть диплом. Абитуриентам с высшим образованием (не обязательно в педагогике или психологии) достаточно окончить магистерскую программу (2-2,5 года обучения).

В Московском институте психоанализа есть возможность обучаться на факультете «Психолого-педагогическое образование». двум направлениям:

  • Практическая детская психология и создание развивающей среды.

Обучающиеся изучат технологии для создания совершенной модели образовательной среды, которая учитывает особенности развития ребёнка на разных этапах жизни.

  • «Цифровая психология здоровья».

Студенты магистратуры получат навыки проведения онлайн-консультаций по вопросам здоровья, оказания психологической помощи в сфере образования по проблемам ментального здоровья, мотивации детей и взрослых к здоровому образу жизни, преодоления деструктивных психологических состояний и др.

Обучение возможно в очном (2 года) или вечернем/заочном (2,5 года) формате.

Самым распространённым видом заочного обучения сейчас является дистанционное. В Московском институте психоанализа обучение по этой форме предполагает возможность прохождения практики. Процесс происходит в три этапа на платформе «Виртуальная клиника».

  1. Студенты практикуются в моделировании реальных ситуаций во время симуляционных тренингов.
  2. Репетиторы-практиканты осуществляют свою деятельность дистанционно, находясь под руководством опытных специалистов.
  3. Студенты изучают практику на платформе и обсуждают результаты в группах.

Студенты-бакалавры и магистранты Московского института психоанализа осваивают практику как очно, так и дистанционно. В качестве примера можно привести участие в волонтерских проектах. В настоящий момент вуз оказывает помощь одному московскому колледжу в проведении профилактики буллинга.

Что говорят студенты

Александр ШуваловСтудент второго курса программы «Детская практическая психология и инжиниринг развивающей среды», куратор программы – «Учитель для России».

В Московском институте психоанализа всё хорошо структурировано. Преподаватели имеют практический опыт, студенты – представители сферы образования и практики: руководители школ, специалисты по методике, психологи, работающие индивидуально.

Программа предусматривает практику в «Виртуальной клинике», после которой можно приступать к первым консультациям.

Надежда РужеСтудентка второго курса программы «Детская практическая психология и инжиниринг развивающей среды».

Учеба оставляет только положительные впечатления: высококвалифицированный преподавательский состав, продуманная программа обучения и большое количество практических занятий. «Виртуальная клиника» открывает массу возможностей. Каждый семестр учебного плана предусматривает полноценную практическую работу.