Фото: img.freepik.com

Первые дни после каникул для учителей особенны. Вроде бы как стадо бизонов рвётся к воде в засуху, но по сравнению с экзальтированностью учеников, которые неожиданно оказались без уроков 2 сентября, это не буйные копытные, а петербургская черепашка на прогулке.

Умелое, интересное и полезное для детей — вот как педагог должен организовывать учебный процесс. ЯКласс Извлек самые полезные советы от экспертов.

Мягко вводить в учебу

Первые уроки с сочинением, тестом по английскому и двумя параграфами истории наверняка вызовут у ребенка только недоумение и отказ. Вчера еще были радость и свобода, а теперь внезапно появились строгая структура, срочные задания и оценки!

Преподаватели с опытом понимают, что начало учебного года должно быть постепенным: с небольшим ростом объёма домашней работы и нагрузки. За неделю всё выровняется, а в первые дни у педагогов может снизиться пыл.

Взращивать настрой на успех

Главный мотиватор – запустить его и получить прекрасные плоды достойной успеваемости и настоящего интереса к учебе. Ребенок не «не хочет» учиться. Как правило, не понимает, зачем ему это, для кого? Для себя? Для будущего? Пожалуйста…

Если у учителя получается совместить желание учиться на высоком уровне с формированием мыслительной манеры успешного человека, то это не просто педагог, а наставник.

Ирина Зайнова, преподаватель английского языка из Набережных Челнов. Я поступаю так: в первый день после каникул ставлю только «пятерки», во второй – «пятерки» и «четверки», а с третьего – все оценки. Так воспитывается уверенность. Ребенок, каким бы ни был ответ, получает поощрение, пусть преувеличенное. Зато верит, что может достичь этой отметки.

Соединить учебные сведения с практическим опытом.

Чтобы мотивировать, нужно показать связь между изученным и практической жизнью, например, в повседневных делах. Понимание того, как применяются знания по физике, химии, биологии или математике в будничных ситуациях, поможет привлечь внимание даже к летнему расслабленному уму.

Одни проводят игры, другие – лабораторные эксперименты. Важно продемонстрировать взаимосвязь теории и практики.

Янина Масловская, преподаватель химии и биологии из села Слобода Архангельская в Республике Татарстан: Я детей спрашиваю, как провели каникулы, чем помогали родителям. Отвечают, к примеру: «Помогаю жарить картошку». Развиваешь тему: все ли получилось? Не подгорело ли? Обычно хоть у одного да бывает подгоревший кусок. И тут вопрос: а почему подгорело, знаешь? И тут делается перевод на тему углеводов: потому что в картофеле много крахмала, который очень сильно горит при нагревании. Вот она — химия и жизнь.

«Материализовать» артефакты успеваемости

Самооценка школьника до определённого момента тесно связана с оценкой в дневнике, особенно в начальных классах, когда учёба – главное занятие и интерес ребёнка. В первые дни после каникул процесс получения высшей оценки можно превратить в маленькую церемонию награждения. Для этого нужно немного фантазии и добрая воля учителя.

Рахиля Картавых, педагог начальных классов из Зеленодольска. В лицее №1 уже десятилетие во вторых классах практикуется ежедневное награждение большими красными деревянными пятерками. С выпускниками вырезали из фанеры цифры «5», обработали, окрасили в красный цвет. Каждая такая пятерка вместе с отличной оценкой отправляется второкласснику в рюкзак.

Ребенок ночует с машинкой дома, а утром отдает её.


Ученик испытывает радость и гордость от оценки, которую можно потрогать. Дома это тоже заметно: родители начинают иначе относиться к учебе ребенка.


Когда таковых «отметок» четыре-пять, радость и вера в успех возрастают.

Любить, понимать, ценить

С малышами и их побуждениями все более или менее ясно, а вот с подростками включение в учебный процесс превращается в трудную задачу. Могут игнорировать приглашение к игре, пропускать информацию даже о самом захватывающем опыте, не реагировать на «фантики» и вымышленные поощрения…

Важно быть не просто учителем, а также другом. Близким человеком, вместе с которым полюбят и его предмет.

Оксана Новикова, учитель ИЗО, Казань: Втягиваться в учёбу после летних каникул детям проще. Самый сложный период — после весеннего отдыха.

Моим ученикам 12-13 лет, и лишь немногие из них заинтересованы в учебе. Другие посещают школу для общения, что вполне естественно.


После каникул мне искренне сочувствуешь. Нужно понимать, любить, сопереживать, поддерживать и подбадривать их. В конце концов, простят меня другие предметники, учеба – лишь короткая часть жизни, а здоровая психика и самооценка – это важно.

Записываем в рабочий блокнот

Вы – учитель в беспорядке класса, возвратившемся из каникул. Ваша задача: быстро и без негативных последствий организовать обучение.

Что для этого можно применить:
• мягко входить в ученый материал

Ставить высокие оценки с первого дня обучения.

• связать успеваемость с мотивацией к успеху

Сопоставить академические знания с повседневными умениями.


Внедрять игровые механики и выдавать физические награды.


Стать другом, способным понять и поддержать.

Как помочь школьникам вернуться к учёбе, не вызывая стресса? Делитесь своими советами! ЯКласс С нетерпением ждёт ответа и подробностей о применяемых вами способах решения данной проблемы.

Партнерский материал