
Изображения: Викимедиаcommons / Анимационный студия «Мельница». Рисунок: Юлия Замжицкая.
В начальной школе детям сложно читать продолжительное время, особенно вслух. Дзен-блога «Педагогический хардкор», участница программы «Учитель для России» Надежда Голубкова Предлагаются надёжные методы для внесения интерактивности в занятия по чтению и стимулирования более глубокого восприятия текста у учеников.
1. Собираем пазлы из иллюстраций
Из некоторых произведений создаются мультфильмы, кадры из которых можно использовать в уроке, чтобы сделать из них пазл. Например, урок по былине «Алеша Попович и Соловей Разбойник».
- Я нашла чудесный мультфильм с похожим сюжетом и теми же персонажами.
- Сфотографировала несколько кадров с экрана и распечатала снимки.
- Распечатанные картинки разрезали на части, получился пазл.
- Изготовила листок для приклейки пазла учащимися. На нём нарисованы несколько прямоугольников, соответствующих размером пазлам.
- В ходе чтения на уроке делались остановки для сборки пазла и обсуждения прочитанного.
- В конце занятия у нас сформировался комикс из скреплённых иллюстраций, позволяющий воспроизвести рассказ.
2. Задания с картинками
Существует много способов проверить, насколько хорошо человек понял прочитанный текст.
- Предложите зрителям изображение и задайте вопрос: «Смотрели ли вы этот объект/персонажа… в рассказе?».
- Попросите детей расположить иллюстрации в нужном порядке. Это позволит им создать историю из изображений, а затем рассказать о ней.
- Показать изображение и произносить утверждение, на что ребята отвечают «правда» или «неправда».
Поделюсь примером из своего урока, посвящённого рассказам В. Драгунского «Что я люблю» и «…и чего не люблю».
- Я распечатала картинки с разными предметами и показывала детям. Детям нужно было ответить на вопрос, любит ли это делать Дениска.
- Чтобы задачу усложнить, я добавила несколько изображений, не имеющих связи с текстом. Ученикам необходимо обнаружить это несоответствие и заявить, что такого предмета в тексте нет.
Данное задание позволяет оценить понимание текста с помощью игры. Можно применять любые изображения из сети, соответствующие тематике.
3. Составляем анкету героя
Мне хочется, чтобы изучение текста не ограничивалось чтением и беседой. Превращение его в материальную форму позволяет соединить познавательный процесс с творчеством. Это увлекательнее как для меня, так и для учеников.
В рамках урока класс сочинил портрет сказочного воина, основываясь на персонажах игрового проекта «Бrawl Stars». Почти все ученики занимаются данным развлечением и благосклонно отнеслись к подобному заданию.
На фото снизу изображён профиль героя, созданный нами вместе со школьниками. Мне думается, занятия были интересны и даже веселы.
Образец описания героя былин, вдохновленного игрой «Бrawl Stars».
В качестве дополнительного задания я попросила учащихся придумать для Ильи Муромца сверхспособность.
Много раз я провела этот урок, и каждый раз дети непрерывно придумывали всё новые и новые способности. Мне было очень приятно это наблюдать.
С использованием любимых учениками игр, аниме, фильмов или музыкальных групп задание станет более интересным и познавательным.
Создаём необычный предмет своими руками.
Встречались с былиной «Три поездки Ильи Муромца», где герой познавал вещий камень и путешествовал по знакам. Предложила ребятам сделать собственный «вещий камень».
Расскажу, что для этого нужно.
- Сделать заготовку «камня» и «указателей»
Я заранее приготовила для детей заготовки «камней» — бумажные пирамидки.
Кроме того, я создала указатели: вручную на отдельных бумажных лентах написала слова: «влево пойдешь», «вправо пойдешь», «прямо пойдешь»; «убитым будешь», «женат будешь», «богатым будешь».
- Выдать детям наборы для творчества и карточки с отрывками из былины.
Необходимо было расположить листочки таким образом, чтобы получившийся вещий камень предсказывал то же самое, что и в былине: сначала приклеить «направо пойдешь», затем чуть ниже — «богатым будешь» и так далее.
Ребята получают свой камень. Могут забрать его с собой или выставить в классной экспозиции.
Пророческий камень. Картонная фигура, напоминающая пирамиду.