
Часто родители, воспитатели и учителя называют ребёнка непоседливым, непослушным, невоспитанным, в общем, трудным. Такие дети становятся проблемой для детского коллектива и доставляют неудобства всем: взрослым и детям. Родители уже измучались борьбой с их упрямством и само willedness, а педагоги считают дни до окончания сада или школы этим ребёнком.
В статье раскрываются причины трудного поведения детей, рассматриваются ошибки родителей и даются советы по достижению послушания.
Содержание:
- Портрет «трудного» ребёнка
- В чём причина того, что дети ведут себя плохо и не подчиняются?
- Ошибки родителей в воспитании
- Мотивы «плохого» поведения детей
- Возрастные кризисы
- Физиологические причины
- Что делать с непослушным ребёнком?
- Стоит ли наказывать?
- Рекомендации психолога для родителей детей с трудностями.
Портрет «трудного» ребёнка

PeopleImages.com – Yuri A/Shutterstock.com
В кабинет психолога отец приводит шестилетнего мальчика. Ребенок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, он подходит к жалюзи, дёргает их и, в конце концов, ломает. Отец рассказывает, что воспитатели в детском саду не справляются с ребенком. —Игнорируя требования, ребёнок продолжает свой привычный набор действий: бегает по группе, ломает игрушки, громко кричит во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети держатся от него подальше; никто не желает с ним играть и даже стать партнёром во время танца.
Это яркий пример «трудных» детей. Таковым являются:
- не контролируют собственное поведение;
- Не понимают собственных и чужих чувств и эмоций.
- Не ведут себя правильно в детских садах и школах.
- не реагируют на замечания родителей и педагогов;
- часто устраивают истерики;
- Не соблюдают правила поведения в публичных пространствах.
- вызывают раздражение у взрослых;
- становятся изгоями в детском коллективе.
В чем причина того, что дети ведут себя плохо и трудно управляются?

Volodymyr TVERDOKHLIB/Shutterstock.com
Ошибки родителей в воспитании
Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»
Воспитание ребёнка строится на удовлетворении всех его желаний родителями. —единственный в семьеЛибо же давно ожидаемый. В итоге привыкает быть центром вселенной и не обращает внимания на любые запреты и ограничения со стороны старших.
Вторая ошибка — отсутствие в семье наказания за проступки и ответственности ребёнка за действия.
Детям прощают плохое поведение и непослушание, оправдывая это тем, что возраст ещё слишком мал для понимания своих действий.
Ошибка №3. Гиперопека
Слишком большая свобода, а также беспрестанные запреты и ограничения могут вызвать желание их нарушить. Особенно это актуально, когда лишаются возможности ребёнку быть активным, общаться и узнавать мир.
Чтобы ребёнку дать больше свободы и не ограничивать важную для него потребность, а при этом быть спокойным за его безопасность в любой обстановке, установите приложение. «Где мои дети».
Ошибка №4. Неправильный пример родителей
Вред курения и пользу чтения можно обсуждать с ребёнком без конца, однако воспитать у него эти привычки проблематично, если в семье курит отец, а книги служат опорой для стола.
Ошибка номер 5. Недостаток ясных ограничений.
Если мама сегодня запретила есть конфеты, а завтра бабушка даст им под каким-нибудь предлогом, или папа пришёл с работы веселый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится. манипулировать для получения желаемого.
Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции
Родители считают, что воспитание ребенка – это обязанность детского сада и школы. У них нет времени на это, поскольку они работают, чтобы обеспечивать свое чадо.
Мотивы «плохого» поведения детей

Petr Bonek/Shutterstock.com
Помимо родительских ошибок в воспитании есть и другие причины, по которым тихий и послушный ребенок может внезапно начать вести себя неподобающе.
1. Привлечение внимания
Если родители большую часть времени проводят на работе, малыш видит их лишь по утрам и вечерам, ему не хватает ласки и внимания. В выходные дни часто дети остаются у бабушек и дедушек, пока родители заняты домашними обязанностями.
Конечно же, малыш жаждет внимания от мамочки с папочкой всеми доступными методами. И, как всё мы понимаем, самым простым и быстрым путём… —Это привлечь к себе их внимание: устраивать скандал, кричать на улице, топтать ногами, драться.
Что делать родителям:
- Чаще называйте ребёнка по имени, говорите ему добрые слова.
- При недостатке родительского внимания как причине плохого поведения ребенка лучше проигнорировать это поведение.
- Когда ребенок плохо ведет себя, отвлеките его задачей: полить цветы, протереть пыль или убрать посуду с стола. Не забудьте похвалить его за старания.
- Проводите время с ребенком, гуляйте вместе, играйте. Дайте ему ощутить себя необходимым и важным членом вашей семьи, а не обузой.
2. Стремление к власти
Многим детям, особенно во время трудных моментов, хочется, чтобы все их желания исполнялись моментально. В стремлении к самостоятельности малыш старается подчинить родителей своей воле.
Это проявляется в капризах, непослушании и упорстве в собственных решениях.
Что делать родителям:
- Учитывайте возможности ребенка, но и приучайте к ответственности. Например, мама разрешит дочке надеть праздничное платье в детский сад, но при загрязнении ей придется идти на утренник в другом платье.
- Определите допустимые действия для ребенка. Насилие в отношении родителей, взрослых и детей группы недопустимо, равно как и порча игрушек других людей или своих. Превышение этих границ влечет за собой наказание, которое следует обсудить с ребенком до совершения запрещенных действий.
- Воспитайте в ребёнке умение контролировать себя и свои эмоции, справляться с гневом и раздражением. агрессией.
3. Месть («Ты сделал мне плохо — пусть и тебе будет точно так же»)

Prostock-studio/Shutterstock.com
Иногда взрослые даже не осознают, как причиняют боль своим детям. В то время как для них это может быть незаметным или незначительным событием, у ребенка подобная ситуация может иметь серьезные последствия.
Во-первых, ребёнок закрывается, уходит в себя, а затем проявляет физическую или вербальную агрессию по отношению к взрослому, плохо ведёт себя и перестаёт слушаться родителей. В результате возможны налаживание отношений или ещё большее отдаление от них.
Что делать родителям:
- Поощряйте детей делиться своими эмоциями и ощущениями. Чаще задавайте вопросы о чувствах и настроении.
- Извинись за разногласие. если не сдержались и накричали на негоПоговорите о причинах ссоры и о том, как её предотвратить в будущем.
- Не стесняйтесь демонстрировать свои эмоции перед ребенком.
Это не умалит ваш авторитет. Вам, как и всем людям, случаются моменты грусти, обиды, стыда за совершенные проступки.
4. Избегание неудач
Этот ребенок не желает принимать участие в играх, спортивных состязаниях и массовых мероприятиях. не отвечает на урокахУченик стесняется ездить в новые места и общаться с новыми людьми, когда учитель спрашивает о том.
Взрослые полагают, что малыш капризничает и непослушен, однако истинная причина кроется глубже. — в личностном развитии и самооценке ребёнка.
Детям свойственно опасаться неудач и нехватки успеха, избегая тем самым потенциально болезненных для них ситуаций. В этом их стремлении могут играть роль и родители… требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.
Что делать родителям:
- Создавать ситуации, где ребенок сможет продемонстрировать свои способности.
- Развивать у ребенка уверенность в себе, поощрять стойкость и стремление завершить начатое.
- Научитесь мыслить о себе с позитивной стороны («я пока не умею завязывать шнурки, но справляюсь с сборкой сложных пазлов за пять минут»).
- Младенца нужно оценивать исключительно по его собственным достижениям, а не по достижениям других детей.
- Содействовать и оказывать помощь в затруднительных ситуациях, но не выполнять работу вместо .
Возрастные кризисы

H_Ko/Shutterstock.com
К трём годамРебенок стремится к самостоятельности и независимости от взрослого. Отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики. Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана. Но не стоит бояться проявлений кризиса. —Это означает, что ребёнок развивается, становясь готовым к независимости от взрослого и формированию собственных нужд и стремлений.
6-7 лет
Следующий кризисный этап в жизни ребёнка наступает в предшкольном возрасте, когда формируется его социальное Я. Как и в 3 года, дошкольник стремится принимать самостоятельные решения и требует, чтобы взрослые уважали его мнение. Дети болезненно реагируют на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют беспрекословного выполнения своих указаний.