Часто родители, воспитатели и учителя называют ребёнка непоседливым, непослушным, невоспитанным, в общем, трудным. Такие дети становятся проблемой для детского коллектива и доставляют неудобства всем: взрослым и детям. Родители уже измучались борьбой с их упрямством и само willedness, а педагоги считают дни до окончания сада или школы этим ребёнком.

В статье раскрываются причины трудного поведения детей, рассматриваются ошибки родителей и даются советы по достижению послушания.

Содержание:

  • Портрет «трудного» ребёнка
  • В чём причина того, что дети ведут себя плохо и не подчиняются?
    • Ошибки родителей в воспитании
    • Мотивы «плохого» поведения детей
    • Возрастные кризисы
    • Физиологические причины
  • Что делать с непослушным ребёнком?
    • Стоит ли наказывать?
    • Рекомендации психолога для родителей детей с трудностями.

Портрет «трудного» ребёнка

PeopleImages.com – Yuri A/Shutterstock.com

В кабинет психолога отец приводит шестилетнего мальчика. Ребенок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, он подходит к жалюзи, дёргает их и, в конце концов, ломает. Отец рассказывает, что воспитатели в детском саду не справляются с ребенком. Игнорируя требования, ребёнок продолжает свой привычный набор действий: бегает по группе, ломает игрушки, громко кричит во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети держатся от него подальше; никто не желает с ним играть и даже стать партнёром во время танца.

Это яркий пример «трудных» детей. Таковым являются:

  • не контролируют собственное поведение;
  • Не понимают собственных и чужих чувств и эмоций.
  • Не ведут себя правильно в детских садах и школах.
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • Не соблюдают правила поведения в публичных пространствах.
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.

В чем причина того, что дети ведут себя плохо и трудно управляются?

Volodymyr TVERDOKHLIB/Shutterstock.com

Ошибки родителей в воспитании

Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»

Воспитание ребёнка строится на удовлетворении всех его желаний родителями. единственный в семьеЛибо же давно ожидаемый. В итоге привыкает быть центром вселенной и не обращает внимания на любые запреты и ограничения со стороны старших.

Вторая ошибка — отсутствие в семье наказания за проступки и ответственности ребёнка за действия.

Детям прощают плохое поведение и непослушание, оправдывая это тем, что возраст ещё слишком мал для понимания своих действий.

Ошибка №3. Гиперопека

Слишком большая свобода, а также беспрестанные запреты и ограничения могут вызвать желание их нарушить. Особенно это актуально, когда лишаются возможности ребёнку быть активным, общаться и узнавать мир.

Чтобы ребёнку дать больше свободы и не ограничивать важную для него потребность, а при этом быть спокойным за его безопасность в любой обстановке, установите приложение. «Где мои дети».

Ошибка №4. Неправильный пример родителей

Вред курения и пользу чтения можно обсуждать с ребёнком без конца, однако воспитать у него эти привычки проблематично, если в семье курит отец, а книги служат опорой для стола.

Ошибка номер 5. Недостаток ясных ограничений.

Если мама сегодня запретила есть конфеты, а завтра бабушка даст им под каким-нибудь предлогом, или папа пришёл с работы веселый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится. манипулировать для получения желаемого.

Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции

Родители считают, что воспитание ребенка – это обязанность детского сада и школы. У них нет времени на это, поскольку они работают, чтобы обеспечивать свое чадо.

Мотивы «плохого» поведения детей

Petr Bonek/Shutterstock.com

Помимо родительских ошибок в воспитании есть и другие причины, по которым тихий и послушный ребенок может внезапно начать вести себя неподобающе.

1. Привлечение внимания

Если родители большую часть времени проводят на работе, малыш видит их лишь по утрам и вечерам, ему не хватает ласки и внимания. В выходные дни часто дети остаются у бабушек и дедушек, пока родители заняты домашними обязанностями.

Конечно же, малыш жаждет внимания от мамочки с папочкой всеми доступными методами. И, как всё мы понимаем, самым простым и быстрым путём… Это привлечь к себе их внимание: устраивать скандал, кричать на улице, топтать ногами, драться.

Что делать родителям:

  • Чаще называйте ребёнка по имени, говорите ему добрые слова.
  • При недостатке родительского внимания как причине плохого поведения ребенка лучше проигнорировать это поведение.
  • Когда ребенок плохо ведет себя, отвлеките его задачей: полить цветы, протереть пыль или убрать посуду с стола. Не забудьте похвалить его за старания.
  • Проводите время с ребенком, гуляйте вместе, играйте. Дайте ему ощутить себя необходимым и важным членом вашей семьи, а не обузой.

2. Стремление к власти

Многим детям, особенно во время трудных моментов, хочется, чтобы все их желания исполнялись моментально. В стремлении к самостоятельности малыш старается подчинить родителей своей воле.

Это проявляется в капризах, непослушании и упорстве в собственных решениях.

Что делать родителям:

  • Учитывайте возможности ребенка, но и приучайте к ответственности. Например, мама разрешит дочке надеть праздничное платье в детский сад, но при загрязнении ей придется идти на утренник в другом платье.
  • Определите допустимые действия для ребенка. Насилие в отношении родителей, взрослых и детей группы недопустимо, равно как и порча игрушек других людей или своих. Превышение этих границ влечет за собой наказание, которое следует обсудить с ребенком до совершения запрещенных действий.
  • Воспитайте в ребёнке умение контролировать себя и свои эмоции, справляться с гневом и раздражением. агрессией.

3. Месть («Ты сделал мне плохо пусть и тебе будет точно так же»)

Prostock-studio/Shutterstock.com

Иногда взрослые даже не осознают, как причиняют боль своим детям. В то время как для них это может быть незаметным или незначительным событием, у ребенка подобная ситуация может иметь серьезные последствия.

Во-первых, ребёнок закрывается, уходит в себя, а затем проявляет физическую или вербальную агрессию по отношению к взрослому, плохо ведёт себя и перестаёт слушаться родителей. В результате возможны налаживание отношений или ещё большее отдаление от них.

Что делать родителям:

  • Поощряйте детей делиться своими эмоциями и ощущениями. Чаще задавайте вопросы о чувствах и настроении.
  • Извинись за разногласие. если не сдержались и накричали на негоПоговорите о причинах ссоры и о том, как её предотвратить в будущем.
  • Не стесняйтесь демонстрировать свои эмоции перед ребенком.
    Это не умалит ваш авторитет. Вам, как и всем людям, случаются моменты грусти, обиды, стыда за совершенные проступки.

4. Избегание неудач

Этот ребенок не желает принимать участие в играх, спортивных состязаниях и массовых мероприятиях. не отвечает на урокахУченик стесняется ездить в новые места и общаться с новыми людьми, когда учитель спрашивает о том.

Взрослые полагают, что малыш капризничает и непослушен, однако истинная причина кроется глубже. в личностном развитии и самооценке ребёнка.

Детям свойственно опасаться неудач и нехватки успеха, избегая тем самым потенциально болезненных для них ситуаций. В этом их стремлении могут играть роль и родители… требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.

Что делать родителям:

  • Создавать ситуации, где ребенок сможет продемонстрировать свои способности.
  • Развивать у ребенка уверенность в себе, поощрять стойкость и стремление завершить начатое.
  • Научитесь мыслить о себе с позитивной стороны («я пока не умею завязывать шнурки, но справляюсь с сборкой сложных пазлов за пять минут»).
  • Младенца нужно оценивать исключительно по его собственным достижениям, а не по достижениям других детей.
  • Содействовать и оказывать помощь в затруднительных ситуациях, но не выполнять работу вместо .

Возрастные кризисы

H_Ko/Shutterstock.com

К трём годамРебенок стремится к самостоятельности и независимости от взрослого. Отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики. Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана. Но не стоит бояться проявлений кризиса. Это означает, что ребёнок развивается, становясь готовым к независимости от взрослого и формированию собственных нужд и стремлений.

6-7 лет

Следующий кризисный этап в жизни ребёнка наступает в предшкольном возрасте, когда формируется его социальное Я. Как и в 3 года, дошкольник стремится принимать самостоятельные решения и требует, чтобы взрослые уважали его мнение. Дети болезненно реагируют на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют беспрекословного выполнения своих указаний.