
Содержание:
- Какие задачи и цели ставит перед собой превентивная логопедия?
- Внедрение превентивных мер в логопедическую практику.
- Детям, которым нужна превентивная логопедическая помощь.
- Как выявить детей в группе риска
- Какие инструменты применяет логопед для развития и поддержки детей на ранних этапах?
- Где учиться на превентивного логопеда
Логопедия превентивного характера — молодая отрасль науки, возникшая в связи с ростом числа детей с речевыми отклонениями. Для предотвращения этих нарушений специалисты обращаются к детям раннего возраста, с 0 до 3 лет.
Логопед, эксперт НИИДПО и образовательной компании, поделилась информацией о том, кто такой превентивный логопед, чем он занимается и как им стать. АкадемСити, Светлана Шопина.
Какова направленность и назначение превентивной логопедии?
Логопедия возникла как раздел дефектологии, занимающийся речевыми нарушениями. Выявлять такие нарушения возможно лишь после трех лет, когда у ребенка обычно складывается фразовая речь. До этого возраста речь только формируется и говорить можно лишь о ее задержке, а не нарушении.
В период появления логопедии количество факторов, отрицательно сказывающихся на развитии детей с самого зачатия, было меньше, чем сейчас.
- Экология ухудшилась, вода и воздух стали загрязнёнными; состояние окружающей среды опасно для здоровья будущих матерей.
- Некоторые беременные женщины придерживаются образа жизни, несовместимого с ожиданием ребёнка, и не избавляются от пагубных привычек.
- Женщины сегодня сталкиваются с большим количеством источников стресса.
- Теперь есть медицинские способы поддерживать сложные беременности, помогать росту плода в случае задержки и спасать новорожденных с серьёзными болезнями.
Логопеды обычно ведут занятия с малышами от двух до трёх лет. Однако упомянутые факторы увеличивают вероятность того, что некоторые дети окажутся в группе риска уже во внутриутробном периоде или сразу после рождения. Развитие таких детей отклоняется от нормы с самого начала.
В подобных ситуациях можно предположить, что к трем годам у ребёнка могут возникнуть трудности с познавательным развитием, включая речь.
Есть два варианта:
- Рассматривается возможность ожидания трех лет, чтобы ребенок пошел в детский сад и там начал работу с логопедом по коррекции речи.
- Начав взаимодействие с малышом с рождения, можно попытаться скорректировать его развитие речи, уменьшить выраженность проблем и помешать возникновению нарушений.
Второй вариант — это превентивная логопедия, которая помогает предупредить возможные нарушения речи у малышей из групп высокого риска.
Превентивная логопедия помогает развитию ребенка и дает ему возможность избежать возможных речевых трудностей.
К сожалению, превентивные меры в настоящее время недостаточно развиты из-за того, что дети до трех лет обычно не посещают образовательные учреждения и не находятся под наблюдением логопеда. Чаще всего малышей осматривают только медицинские работники во время плановых осмотров, где врач отмечает соответствие развития ребенка нормам или его отклонение. В случае отклонения дальнейших действий не предпринимаются.
Если бы медики сотрудничали с специалистами по раннему развитию речи и советовали родителям обращаться к ним для профилактики, то это было бы действенной мерой предосторожности.
Внедрение профилактических мероприятий в логопедическую работу
Комплексный подход — ключевое требование для развития превентивной логопедии. Логопеды должны сотрудничать с врачами, консультироваться с ними и совместно отслеживать состояние каждого пациента. В настоящее время это реализуется в основном в системе здравоохранения: психоневрологических центрах и клиниках, где трудятся как медицинские, так и педагогические сотрудники. Службы раннего вмешательства могут функционировать при образовательных учреждениях и организациях социальной защиты, но их количество остается недостаточным.
Логопед в частной практике может сотрудничать с малышом раннего возраста, руководствуясь заключением врача и его рекомендациями.
В раннем возрасте справляться одному логопеду сложно. Врач — первый специалист.
Превентивный логопед обязан понимать возрастные особенности детей до 3 лет и развитие речи в этом возрасте. Родители малышей всегда сначала обращаются к врачу, даже если у ребенка проблемы развития с рождения. Родители не задумываются о том, что эти проблемы повлияют на речь в будущем. Задача врача — объяснить родителям важность посещения логопеда.
Логопед обязан владеть информацией о медицинских диагнозах, знать особенности развития маленьких детей с повышенным риском и виды возможных проблем речи. Для этого необходимы знания из неврологии и психологии раннего детства.
Кому показана превентивная логопедия?
Специалист по превентивной логопедии сотрудничает с двумя группами детей.
- В зоне риска по нарушениям в развитии. Дети с перинатальными патологиями: недоношенностью, гипоксией, родовыми травмами.
Последствия патологий заметны родителям не сразу, особенно трудны в выявлении речевые проблемы. О том, что у ребенка с речью что-то не так, родители поймут ближе к 3 годам, когда задержка станет очевидна и возможна диагностика нарушений. Врач может заранее направить родителей с младенцем к превентивному логопеду для снижения риска задержек речевого развития.
- С явными ограничениями в развитии, Записывающие данные сразу же после появления на свет. Например, дети с ДЦП или синдромом Дауна. Родители в таких ситуациях понимают, что у ребёнка будут трудности в развитии, но чтобы их преодолеть, обратятся к врачу, а не к логопеду. Врач, который лечит «тяжелого» ребёнка, может порекомендовать родителям сразу подключить превентивного логопеда для предотвращения нарушений речи и языка.
Как выявить детей в группе риска
Причины неверного развития речи у детей.
- Предвременное рождение, если ребенок появился на свет раньше 37 полных недель.
- Во время беременности женщина может заболеть вирусными инфекциями, например, краснухой или цитомегаловирусом.
- Токсины во время беременности при курении или употреблении алкоголя матерью.
- Развитие плода может нарушаться вследствие генетических отклонений или врождённых аномалий.
- Гипоксия плода во время беременности.
- Травмы, полученные при родах, такие как асфиксия.
- Масса тела новорожденного менее 2500 граммов.
При обращении к логопеду ребёнка с таким анамнезом специалист полагает, что без речевых проблем не обойтись. Начальная профилактика нарушений речи позволит свести их количество к минимуму.
Какие инструменты использует логопед для стимуляции развития у детей?
Цель превентивной логопедии — создать базу речи, соответствующую возрасту ребенка.
Выступление основано на двух областях прогресса.
- Моторное. Для правильного речи необходима подготовка артикуляционного аппарата: языковые, губные и лицевые мышцы. Детям специалисты выполняют логопедический массаж, а после года — дополнительно артикуляционную и дыхательную гимнастику.
- Познавательное. Ребенок без развитых познавательных процессов не изучает мир и речи у него нет. Логопед использует игры в своих занятиях для того, чтобы помочь ребенку понимать речь, взаимодействовать с окружающим миром и развивать предметно-манипулятивную деятельность.
Логопеду важно понимать возрастные стандарты развития малышей до трёх лет и поощрять их.
Младше ребёнок, тем более индивидуальной получается программа раннего вмешательства. С возрастом используется всё больше методов логопедической работы.
Работа прекращается, когда ребенок достигает нормативов возрастного речевого развития. При серьезных диагнозах, например ДЦП, логопедическая помощь оказывается на протяжении всего периода взросления. Раннее вмешательство снижает тяжесть речевых нарушений.
Где учиться на превентивного логопеда
Для того чтобы быть превентивным логопедом, требуется окончить классическую школу логопедии, где есть раздел по работе с малыми детьми.
Получить образование логопеда можно:
- Обучение по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» длится 4-5 лет.
- Образование по направлению «Логопедия» в колледже или техникуме длится 3-4 года.
- Продолжительность курсов профессиональной переподготовки по логопедии составляет от 250 до 1000 академических часов.
Обучение проводится очно, по системе очного и заочного обучения, а также онлайн.