Фото: img.freepik.com

17 ноября отметил свое 125-летие юбилей Льва Семёновича Выготского. Как Пушкин и Байрон, он прожил всего 37 лет и, подобно им, посвятил свою жизнь слову. Великий психолог продемонстрировал, как слово превращает ребёнка в человека, способного на разумные действия и поэзию.

Лев Выготский появился на свет в 1896 году в белорусском Орше. С года переехал в Гомель. Родители были не очень богаты, но хорошо образованны, говорили на нескольких языках. У восьми детей было мало одежды, зато семья часто посещала театры и много читала. Детям наняли домашнего учителя, применявшего метод сократических диалогов. Только с тринадцати лет Лев начал обучение в частной гимназии.

Окончив гимназию с отличием, Выготский поступил на медицинский факультет Московского университета. Для евреев в столичных вузах существовала «процентная норма»: три процента мест для окончивших классические гимназии с медалью — и выбирать можно было только между юриспруденцией и медициной. Родители посоветовали медицинский. Гуманитарий Выготский выдержал на нем месяц и перевелся на юридический. Окончив университет, он мог бы работать в адвокатуре и получить разрешение жить вне «черты оседлости».

Студент Лев Выготский

Юриспруденция не доставляла удовольствия ни уму, ни сердцу Льва. Потому параллельно он начал посещать свободные лекции историко-философского факультета Университета Шанявского. Это был необычный учебный заведение для желающих получить прежде всего знания, а не диплом. Официально признанных дипломов этот университет выдавать как раз не мог. Зато для жаждущих знаний здесь не существовало никаких процентных ставок и ограничений по социальному происхождению, национальности или вероисповеданию.

В 1917 году Выготский закончил курс юрфака университета и вернулся в Гомель, где заболел туберкулёзом, который мучил его ещё полтора десятилетия. Без антибиотиков эта болезнь была смертным приговором с отсрочкой. Его младший брат скоропостижно умер от болезни…

В Гомеле с 1897 по 1925 год проживали Выготские.

В Гомеле устанавливается советская власть, требующая новых учителей. Выготский начинает преподавать литературу в трудовой школе, психологию — в педтехникуме и на педагогических курсах, эстетику и историю искусств — в народной консерватории. Преподаёт он также в профтехшколе для печатников и металлистов, а также на курсах по подготовке дошкольных работников.
Выготский чувствует недостаток культуры в Гомеле. В городе нет постоянной театральной труппы, поэтому он решает обеспечить город спектаклями. Выготский заведует театральным подотделом Гомельского отдела народного образования и ездит по городам России, приглашая и привозя актеров и театральные коллективы в Гомель. Одновременно публикует театральные рецензии, работает редактором в издательстве и организует библиотеку.

Трудовая книжка Выготского

В свободное от работы время он создаёт два произведения: «Педагогическая психология» и «Психология искусства». Можно утверждать, что к анализу психологии человека Выготский пришёл с анализа художественных произведений — того, как в них изображаются характер и чувства людей, а также воздействия этих произведений на людей. Ещё студентом он написал монографию «Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира», а затем психологический анализ басен, рассказов Бунина. Для воспитанного на театральных постановках, книгах, в том числе древних трагедиях, юноши было очевидно, что личность человека изменяется, развивается под влиянием не только окружающей физической реальности, но и художественной. В сознании Выготского, по словам его коллеги Алексея Леонтьева, психология искусства уступает место психологии человека.

В 1924 году Выготского направили на Всероссийский съезд психоневрологов. Он был умным, обладавшим хорошо поставленной речью «низовым работником», разнарядку на которого получила гомельская ГубОНО. Чиновники сделали верный выбор: гомельский делегат произвел большое впечатление на всех присутствующих, в том числе на 22-летнего Александра Лурия, который занимал должность ученого секретаря Психологического института при МГУ. Будущий ученый с мировым именем убедил руководство пригласить на работу учителя из Гомеля.

Выготский с супругой обосновались в подвале института на Моховой улице: это был единственный вариант, который им предложили. Здесь позднее сформировалась известная в психологии группа Выготского-Лурия-Леонтьева. Лурия утверждал, что вся его жизнь делится на два периода: малый и несущественный — до знакомства с Выготским — и большой и существенный — после.

С семьей

Выступление на конференции вывело Выготского на большую орбиту. В советской психологии тогда доминировал рефлексологический подход: изучалось поведение человека с материалистической точки зрения как результат физиологических процессов. Выготский, сам себя называвший материалистом в психологии, считал такую трактовку узкой. Да, поведение живого существа — это система рефлексов, говорил Выготский, но у человека оно зависит от сознания, воплощенного в речи, то есть направленного вовне и получающего извне сигналы.

Основная работа Выготского, которая вышла после смерти автора.

В 1932 году, будучи болен туберкулезом и лишенным возможности писать самостоятельно, Выготский начал диктовать «Мышление и речь». Эта работа принесла ему мировую известность через тридцать лет после смерти в 60-х годах. В ней он описывает эксперименты, которые объясняют, как ребенок начинает мыслить, сознавать себя и управлять поведением.

Выготский умер в 1934 году.

В многочисленных биографиях Выготского встречается высказывание о том, что ему улыбнулась удача уйти из жизни до 1937 года. Нападки на него начались еще в начале 30-х. А в конце 1936 года после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» подлежало уничтожению все, что осталось от Выготского — его книги и имя. Книги изъяли из библиотек, сжигали их, а о нем нельзя было упоминать. Ученики Выготского излагали его идеи, неотделимые от психологии, без цитат и ссылок. К 50-м годам большинство советских психологов и педагогов ничего не знали о человеке, чьи теории изучали в вузах.

Забвение полного сохранялось до 1956 года, пока Лурия и Леонтьев не издали двухтомник своего коллеги и учителя. Но на одной из психологических конференций прозвучал призыв: «Постановление 1936 года никто не отменял!» И вновь о Выготском в Советском Союзе забыли — уже до начала 80-х годов, когда вышло его собрание сочинений в шести томах.

Успех имени Выготского велик; многие психологи считают его взгляды безупречными. Другие специалисты видят в этом опасность и несправедливость. «Выготский превратился в авторитетную фигуру, поэтому цитируют его вместо того, чтобы размышлять над его трудами, — говорила в одном из интервью внучка Выготского, также занимающаяся психологией Елена Кравцова. — Лучше спорить с ним, чем пользоваться цитатами. Ведь сам Выготский искал смысл во всем».

Вначале — слово

Выготский выделял в психике человека низшие, природные, и высшие, культурные функции. Первые не поддаются контролю, вторые — да. Младенец не способен управлять вниманием, памятью: обращает внимание на яркое, запоминает случайно, двигает ручками и ножками беспорядочно. Постепенно низшие психические функции трансформируются в высшие: механическая память — в логическую, импульсивные действия — в произвольные и тому подобное.

Изменения происходят благодаря общению со взрослыми. Позже присоединяются сверстники. Сначала ребенок воспринимает слово, слова, знаки взрослых. Они ведут его из мира реакций в мир мышления, в мир культуры. «Зверек», «обезьянка» — природное существо — становится человеком с помощью слов.

Ребенок учится у взрослых словам и жестам, а потом использует их для формирования собственного поведения. Например: «Сейчас на светофоре красный свет, нужно дождаться зелёного». Такой процесс усвоения чужого опыта в психологии называется интериоризацией.

Изучая процессы высших функций у детей, мы получили неожиданное открытие: каждая высшая форма поведения возникает в своем развитии дважды — сначала как коллективная форма, являясь функцией взаимодействия между людьми, затем как функция внутри человека. Мы не замечаем этого потому, что он слишком распространен и мы к нему поэтому невосприимчивы.

В возрасте от трех до пяти лет речь становится эгоцентричной. Дети, занимаясь рисованием, игрой или лепкой, постоянно говорят словно сами с собой. Пиаже, исследовавший детскую психологию в ХХ веке, полагал, что в этот период дети погружены в собственный внутренний мир, и развитие мышления происходит внутри.

Выготский отметил, что дети разговаривают сами с собой только при наличии слушателя, то есть иллюзии внимания. Оставшись одни, они замолкают. Исследования Выготского и его команды показали, что речь ребенка не отображает внутренний мир, а является средством освоения внешнего мира через общение со взрослыми. «Теперь я смешаю синюю краску с желтой, и получится зеленый». Это указание самому себе (сперва услышанное от взрослых) — согласно Выготскому, важный этап развития мышления, огромный скачок вперед по сравнению с поведением обезьян, с которыми сравнивали поведение детей в его время. Этот поворотный момент — когда мышление становится речевым, а речь интеллектуальной.

Поведение животных строится на простом принципе: стимул – реакция. У человека в этот принцип вмешивается «стимул второго порядка» – знак, слово, как считал Выготский. Благодаря им человек стал разумным, а его поведение перестало быть импульсивным. За исключением случаев, когда нет времени для размышления или ситуация требует немедленного действия, не позволяя действовать по привычкам и правилам. Например, нападение медведя или падение лавины. В остальных случаях поведение людей отличается от поведения животных из-за радикально иной структуры психики, сформированной благодаря знакам и словам.

Переход к знаковым операциям означает переход к психическим процессам более высокого уровня сложности. Это перемещение за пределы сферы естественной истории психики и погружение в область исторических форм поведения.

Мы создаем слова, и слова нас контролируют.

Зона ближайшего развития

Понятие, актуальное в наше время, было внесено в психологию Выгодским. У каждого человека, у каждого ребенка есть зона актуального развития — все, что он способен выполнить без чужой помощи. Кроме того, существует зона ближайшего развития — всё, что ребенок стремится делать, но пока может только при поддержке взрослых. Выготский утверждал, что обучение наиболее эффективно, когда ориентировано на зону ближайшего развития.

Учить ребёнка тому, чему он не способен выучиться, столь же бесполезно, как и тому, что он уже умеет сам.

Если учеба слишком трудна или слишком проста, у ребёнка резко снижается интерес к ней. В итоге все усилия оказываются бессмысленными.

Почитатели методик раннего развития много говорят о словах Выготского: «Обучение хорошо лишь тогда, когда идет впереди развития». Но насколько вперёд? Выготский считал, что признаком хорошего обучения является то, что ребенка побуждают стремиться выше своего уровня. Если ребёнок охотно прилагает усилия, то завтра сможет сделать это сам. Зона ближайшего развития переходит в зону актуального развития. Но если ребенок не реагирует или слабо реагирует на попытку взрослого заинтересовать его, значит, усилия предвременны. Попытки происходят вне зоны ближайшего развития. Научить практически кого угодно чему угодно можно с огромными временными и энергетическими затратами, но обучение будет больше напоминать дрессировку.

Психология взрослого работает точно так же.

В Высшей школе экономики создана аудитория имени Выготского.

Преодоление слепоты

В конце двадцатых — начале тридцатых годов, когда Выготского начали обвинять в отступлении от марксизма, он сосредоточился на педологии, объединяющей знания о ребенке с точки зрения разных наук. Углубленно изучать детскую психологию начал давно, ведь понять психические процессы по его мнению можно только в развитии, а у детей психика развивается наиболее интенсивно. В процессе исследования не мог обойти стороной педагогику. Связь педагогики с психологией была для него очень естественной, он считал, что каждый педагог должен строить свою работу, опираясь на эту науку.

Другая причина, побудившая Выготского к изучению детской психологии, была проще: он желал помочь детям, лишенным должного внимания. Его жалость и понимание вызывали дети с «дефектами», которым в его время строго обращались в специальных учреждениях. С ними поступали так же, как с рядовыми солдатами или бесчувственными чурбанами.

В первый год жизни в Москве Выготский становится заведующим подотделом воспитания физически дефективных и умственно-отсталых детей в Наркомпросе. В своих трудах и на съезде дефектологов он выдвинул совершенно новый взгляд на таких детей. Социальная ущербность, отношение к ним в обществе бьет по ребенку, делает его изгоем.

Ребенок с нарушением слуха по разным причинам может столкнуться с трудностями в общении. Его могут оттеснять сверстники во время игр, он будет опаздывать на мероприятия и не сможет полно участвовать в детских праздниках и разговорах. В итоге ребенок с ослабленным слухом из-за физического недостатка окажется в более низкой социальной позиции по сравнению с другими детьми.

Выготский указывает на то, что некоторые дети озлобляются и ведут себя агрессивно, другие прикрываются слабостью для получения повышенного внимания, третьи же усиленно развивают внимание, чуткость и смекалку. В отличие от первых двух вариантов фиктивной компенсации третий является реальным. Выготский призывал педагогов не наказывать детей за агрессивное поведение или нытье, а искать причины таких действий. По его мнению, это позволит помочь детям научиться компенсировать свои дефекты развитием положительных качеств характера.

Психические силы и воля к здоровью, социальной полноценности у такого ребенка оставались невостребованными. Дефект рассматривался исключительно как недостаток. Силы, которые проявляются из-за дефекта, не учитывались в воспитании.

Считали, что развитие ребёнка с ограничением зрения ведёт к полной утрате его. В действительности — к овладению миром без видимого.

Участники международной конференции, проходившей в Гомельском государственном педагогическом колледже имени Л.С. Выготского.

Многочисленные последователи продолжают разрабатывать идеи Выготского, его работы стали фундаментом для современных образовательных концепций.

В Соединенных Штатах концепции Выготского и Пиаже послужили основой для социальной теории конструктивизма, являющейся одной из главных американских теорий развития ребенка.

Среди образовательных проектов можно выделить сеть развивающего обучения дошкольников и младших школьников в Израиле, созданную Ассоциацией учителей-репатриантов (ИГУМ). Воспитатели применяют программу «Вершины», основанную на теории Выготского. В России Университет детства обучает воспитателей детских садов работе по культурно-исторической теории Выготского.