
Картинки: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
Светлана и Александр Прутченковы — педагоги, создатели проекта «Педагогического конструкторского бюро». Главная задача — через игру помогать учителям открывать новые возможности своей профессии. В интервью «Педсовету» рассказывают о своем взгляде на российское образование, дистанционное обучение и внедрение игр в учебный процесс.
О «Педагогическом конструкторском бюро»
Светлана:
В 1992 году, будучи студенткой третьего курса института, я устроилась учительницей русского языка и литературы в свою бывшую школу. В каждом декретном отпуске рождался новый педагогический проект: в 1998 году я начала заниматься репетиторством, а в 2008 году одной из первых стала преподавать удаленно, запустила онлайн-курсы и создала компанию “Дистанционный репетитор”.
Удаленные занятия раньше воспринимались как неизвестность. Позже многие учителя изъявили желание преподавать в таком формате, и я начала обучать педагогов работе онлайн. В результате при «Дистанционном репетиторе» появилась «Мастерская дистанционных уроков», а затем с Александром мы создали «Педагогическое конструкторское бюро». Мы разрабатывали увлекательные инструменты-конструкторы, помогающие учителям быстро составлять сценарии своих занятий.
Александр:
Информацию о различных возможностях общения с детьми и необходимости не ограничивать себя ролью «урокодателя» передаём педагогам. В «Педбюро» обучением преподавателей применения игровых практик в учебном процессе занимаемся и постоянно проводим испытание разработок в школах.
Александр Прутченков общался с руководителями «Российского движения школьников» из Москвы.
О геймификации
Светлана:
Традиционные методы обучения делают детей пассивными слушателями. Игра меняет этот подход, предоставляя возможность участникам активно участвовать в процессе, так как каждый из них становится действующим лицом.
Геймификация помогает выйти за рамки рутины, погрузиться в игровой мир вместе с детьми и достичь взаимопонимания. Ребенок идёт на урок с удовольствием, зная о предстоящем интересе. Такой подход формирует новые отношения между учителем и учениками — вовлечённые, доверительные и продуктивные.
Не все педагоги используют данный подход эффективно. Чтобы этого избежать, рекомендуется задать себе три простых вопроса.
- Какие задачи решает игра?
- Работает ли она на мою цель?
- Поможет ли в достижении нужного результата?
Вопросы позволят учителю грамотно и сбалансированно внедрять игровые моменты в учебу, избегая перехода к развлечению.
Александр:
Ш. А. Амонашвили, советский и российский педагог, психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии, утверждал: «Если за время урока ребенок не достиг хотя бы на минуту статуса “олимпийского чемпиона”, занятие оказалось бесплодным». Это означает, что каждый ученик должен приходить на урок с пониманием того, что достиг чего-то большего и превозмог себя.
Материал по теме:
- Использование игровых механик в образовании: возможности и риски.
О преподавании онлайн
Светлана:
Удаленная работа показала преподавателям важность использования игровых технологий. Дистанционные уроки требуют новых подходов.
Когда педагоги находятся в аудитории, легко считывают настроение ребенка, но онлайн это невозможно. Передать эмоции привычным способом через монитор не получится. В онлайне для этого есть другие методы. Триггеры — речевые формулы, заставляющие прислушаться, присмотреться и выполнить действие, помогают вызвать реакцию по ту сторону экрана. Простые задания: нарисовать свою реакцию карандашом на бумаге, а не просто поставить смайлик в чате, также эффективны.
Теперь доступ к интерактивным технологиям стал простым делом для любого педагога: достаточно лишь попробовать.
Можно и нужно просить помощи у детей. Такое взаимодействие улучшит контакт и поможет преподавателю справиться с трудностями. Надо воспринимать учеников не как врагов, а как помощников, которым можно честно сказать: «Помогите мне разобраться в новой компьютерной программе».