
Изображение: Pixabay / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Согласно исследованиямУ примерно 10 процентов детей в мире диагностирован СДВГ (от 3 до 15 процентов по разным данным). Характерными симптомами нарушения являются сложности с концентрацией внимания, выполнением учебно-рабочих задач, импульсивность, гипермобильность и т.д. Обнаженные сердцаПредложили педагогам советы по поддержке ребенка с СДВГ в учебной обстановке.
1. Сотрудничайте с родителями
Многие родители переживают стресс и опасаются, что «сложного» ребёнка попросят забрать из школы или будут упрекать в ненадлежащем воспитании, поэтому заранее готовятся к защите. Поэтому ведите общение с семьёй ученика тактично.
В сложившихся обстоятельствах целесообразно способствовать сотрудничеству родителей и учителей, которые хорошо знают особенности ребенка, для формирования благоприятной учебной среды.
Описывайте поведение ребенка как можно более конкретно, например: «Трудно усидеть неподвижно во время фронтального занятия, отвлекается при работе в тетради». Избегайте оценочных суждений, таких как «не справляется, мешает и т. д.».
Что именно замечают родители в поведении ребенка дома? Как им удаётся это регулировать? Какие методы мотивации оказываются эффективными? Какие ещё способы и занятия могут быть полезны?
Чем больше вы знаете о ребенке, тем проще взаимодействовать с ним во время урока.
Сделайте всё возможное, чтобы родителям показали, что доверие и совместная работа выгодны всем. Вероятно, уже применяют способы, помогающие ребенку сосредотачиваться или вести себя определённым образом. Узнайте, какие это методы, как они действуют на ребёнка. Расскажите о тех приёмах, которые успешно применяются в школе для данного ребенка. Возможно, у родителей есть ценная информация, которую с радостью предоставят вам.
2. Запланируйте свободную/плавающую рассадку
Для лучшей концентрации ученика с СДВГ разместите его за первой партой: так меньше отвлекающих факторов, а контроль легче осуществлять. Дополнительно предусмотрите место в конце класса для коротких физических разминок. Психологи рекомендуют не пересаживать ребенка на глазах у всех и не делать специальной рассадки демонстративно.
Специалисты советуют избегать посадки учащихся с СДВГ постоянно одному за партой для акцентирования внимания на их особенностях. Лучше организовать ротацию для всех детей, преобразуя процесс в увлекательную игру или сюрприз.
3. Устраивайте физкультминутки
Исследования Физическая активность необходима для продуктивной учебы школьников. Дети с СДВГ в особенности выиграют от регулярных физкультминуток. Это помогает им успокоиться и сосредоточиться на заданиях, требующих внимания.
Примеры подобных «разминок» можно найти в педагогической литературе. Различаются интенсивностью и подбираются с учетом возраста детей. Физическая разминка полезна всем учащимся, но её можно проводить индивидуально по таймеру лишь для некоторых.
Время работы за столом между занятиями физкультурой существенно варьируется у разных детей. Некоторые могут усидеть 20 минут, а другим будет сложно справиться даже с пятиминутным периодом. Если по каким-либо причинам физическая активность в классе не проводится достаточно часто, разрешите ребенку держать мячик или мять что-то сидя за партой.
4. Следите за чувством голода
Поговорите с родителями о том, проявляет ли ребёнок с СДВГ излишнюю эмоциональность, когда голоден. Возможно, нужно попросить родителей давать ему любимую еду на время учёбы, чтобы избежать этого. Отследите, как часто и что ребёнок ест в школьной столовой, и обсудите это с родителями.
5. Поощряйте хорошее поведение
Многие родители детей с СДВГ и взрослые с этим расстройством говорят о том, что таких детей критикуют чаще, чем хвалят.
Поощряйте ребенка за выполненные действия качественно, своевременно и верно. В общении с родителями придерживайтесь конкретики и нейтральной лексики. Вместо фразы «ребенок плохо себя вел и всех раздражал» скажите: «Сегодня (в какой момент/во время урока) ребенок много отвлекался и часто путался в ответах».
В разговоре с родителями о ребёнке полезно упоминать и его успехи, прежде чем переходить к трудностям.
Не разговаривайте о проблемах и программе помощи ребенку в присутствии других детей.
Многие дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности посещают психолога и/или принимают назначенные лекарства. Даже если вы хотите напомнить ребенку принять лекарство, лучше делать это не при присутствии других. Помощь, получаемая ребенком вне школы — это личное дело его и семьи.
Обсуждение таблеток или психолога может вызвать стигматизацию ученика с СДВГ в глазах одноклассников.
Более подробно о синдроме дефицита внимания и гиперактивности можно узнать из сезона подкаста «». Инклюзия и жизнь» или ознакомьтесь с материалами на информационной платформе nakedheart.online.
Материалы по теме:
- Что делать педагогу, когда в классе есть ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности?
- Особенности поведения детей с СДВГ в учебном заведении.
- Работа учителя с детьми, имеющими СДВГ.