
Фото с официального сайта РАМТ / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Спектакли о школьной жизни трогают взрослых и интересны детям. В Москве можно найти постановки о учениках, учителях, поиске себя, взрослении и первой любви.
1. «Я хочу в школу»

Фото Сергея Петрова с официального сайта театра
ТеатрРоссийский молодёжный академический театр.
Режиссер: Александр Баркар
Премьера: 15 июня 2017 года
Возраст: 12+
Повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак можно назвать фантастической, потому что ученики школы № 34 обожают её и проводят там время даже по выходным. В экспериментальной школе нет предметов и параллелей, зато есть проекты, экскурсии, походы, полеты на воздушном шаре, лаборатории для проведения опытов и единомышленники.
Герои заявляют, что учеба должна быть интересной, а не трудной.
Однажды поступает известие о закрытии школы и распределении учеников по обычным классам. Школьники должны будут противостоять установленным взрослыми правилам, чтобы сохранить право на обучение по своему желанию.
Редкой постановкой привлекают подростки, обычно не посещающие театр, так как для них мало создано пьес. Погруженная в флешмобы и отсылки к школьной жизни, она увлекает зрителей не хуже рок-концерта, но одновременно заставляет взрослых задуматься о проблемах образовательной системы.
Андрей Жвалевский:
Первую половину первого отделения я растерянно наблюдал: публика молчала. Играть отлично, постановку грамотно продумали, но всё же… Потом зритель ожил, засмеялся, стал хлопать – и я успокоился. Далее началась вакханалия, а главной звездой (неожиданно, но вполне закономерно) стала учительница Злыдня. Дети и взрослые узнали в ней свою „любимую“ училку, реагировали напрямую. Когда актриса металась по сцене, пытаясь остановить флешмоб (одна из фишек спектакля – прим. ред.), зрители мстительно аплодировали, не желая успокаиваться.
2. «Самое важное»

Фото с официального сайта театра
Театр: Мастерская Петра Фоменко
Режиссер: Евгений Каменькович
Премьера: 11 ноября 2006 года
Возраст: 16+
Этюды и импровизации по роману «Венерин волос» Михаила Шишкина длятся почти четыре часа, но время пролетает незаметно. Ответить на привычный вопрос «о чем спектакль?» сложно, потому что спектакль затрагивает множество тем.
В зрительном зале пройдёт повествование о Тристане и Изольде, Дафнисе и Хлое, эллинах и гимназистах. Там же будет представлена нелепая школьная учительница Гальпетра и беженцы из Чечни. Название спектакля полностью соответствует действительности: покидая зал, у зрителя возникает ощущение обретения чего-то «самого важного» с возможностью его формулирования в будущем.
Евгений Каменькович, режиссер, не боится ставить сложные многогранные произведения. Чающие движения водыПо Николаю Лескову. «Венерин волос» в старой Мастерской стал одним из первых и, возможно, самых завораживающих экспериментов.
Евгений Каменькович:
Переполняла тревога при известии о приезде Шишкина на «Самое важное». Стыдно было бы, если бы он оказался простым человеком. А вот нет! Он — мой учитель, ведь прежде преподавал в школе. Человек удивительно тонкой организации! Если спросите меня о главном событии в моей жизни за последнее время, отвечу: встреча с настоящим Автором.
3. «Наш класс»

Фото Валерия Мясникова с официального сайта театра
ТеатрТеатр имени Евгения Вахтангова.
Режиссер: Наталья Ковалева
Премьера: 14 октября 2016 года
Возраст: 18+
Учащиеся спектакля «Наш класс» строят большие планы на жизнь, делятся надеждами и мечтами. Но это происходит накануне Второй мировой войны. Пока еще не зазвучали эвакуационные сирены и раскаты бомбежек, одноклассники будут любить и ненавидеть, дружить и предавать, но неизменно верить в счастливое будущее.
Драматург Тадеуш Слободзянек в своей пьесе предлагает переосмыслить уроки истории через судьбы польских и еврейских мальчиков и девочек с 20-х годов прошлого века до настоящего времени. Десять героев имеют реальных прототипов, а события происходят в польском городке Едвабне.
Наталья Ковалева:
По моему мнению, о трудных исторических уроках стоит говорить языком театра. Такой способ – простой и понятный: на сцене перед живым зрителем актер за несколько часов проживает целую жизнь, показывая скрытые механизмы судьбы человека – связь прошлого, настоящего и будущего.
4. «Ромео и Джульетта на задней парте»

Фото с официального сайта театра
Театр: «Домик Фанни Белл»
Режиссер: Анна Галинова
Премьера: ноябрь 2020 года
Возраст: 9-14 лет
Авторы постановки стремятся рассказать подросткам о любви, сложном чувстве, которое понятно не всем, понятным для них языком, используя самую известную пьесу Шекспира. Для этого применяются приемы блогеров, которые современные школьники — пользователи гаджетов и социальных сетей — понимают и принимают с энтузиазмом.
История разворачивается как непринужденный диалог на уроке литературы. В обычной школе такой формат редки, а театр – место свободы и эксперимента.
«Домик Фанни Белл»:
Герои нашего спектакля — обычные школьники, как зрители в зале. Они учатся, общаются и влюбляются. Задания по учебе у них много, а ответов на вопросы ещё предстоит найти.
5. «Дорогая Елена Сергеевна»

Фото с официального сайта театра
Театр: «Сатирикон»
Режиссер: Владимир Жуков
Премьера27 марта 2020 года — в формате онлайн, 8 октября 2020 года — офлайн.
Возраст: 16+
Встреча в классе учеников старших классов преподносится как поздравление учителя с днем рождения. В действительности же их цель — добыть ключ от сейфа, где хранятся неудовлетворительные контрольные работы. Отказавшись поменять оценки, учительница сталкивается с угрозами, запугиванием и шантажом со стороны учеников, которые используют самые непристойные методы.
Пьеса Людмилы Разумовской разрушает идеалы совести и морали, ставит под сомнение авторитет педагога и стремление подростков к светлому будущему. фильмФильмы Эльдара Рязанова получили всероссийскую известность.
Владимир Жуков:
В наше время Елена Сергеевна кажется уже архаичной фигурой, а те, кто победил, оказались правы. Возникает вопрос: что делать дальше, куда нас привело это всё и как теперь жить? Сегодня попытаемся разобраться, где проходит современная черта нравственности. Что есть подлость? Кому нужно благородство? Какие такие люди, как Елена Сергеевна, для которых принципы — смысл жизни? Идеалисты, декабристы, праведники, хранители породы, верующие в честь как высшее благо… Может быть, просто чокнутые лузеры?