Эта статья пригодится родителям детей до школы и учеников начальной школы.
Согласно статистике, более половины учеников начальных классов пропускают буквы при написании слов. Ребенок понимает правильное написание, но пишет с ошибками. Обычно таким детям советуют много писать и упражняться в навыке. Но эффект оказывается противоположным: ребенок не может исправлять ошибки самостоятельно, допускает их всё чаще. В итоге занятия письмом становятся для него неприятными.
Если пропуски букв систематичны, повторяются, хотя ребёнок понимает, что это ошибка, и всё равно пишет неправильно, скорее всего, у него дисграфия. Ошибки такого ребёнка специфичны и не связаны с правилами правописания. Например, ребёнок без навыков правописания напишет слово «доска» как «даска». Ребёнок с дисграфией может написать «дска».
Дисграфия — это нарушение письма, которое не связано с интеллектом. Проявляется она в трудностях обучения грамоте. Другими словами, это расстройство письма. Это не признак умственной отсталости и корректируется занятиями с логопедом совместно с домашними упражнениями.
Факторы риска у детей. Что важно знать на ранних этапах развития?
Дети, испытывающие трудности с письмом, часто сталкиваются с проблемами развития речи.
- Речевое развитие отстает у ребенка, который до четырех-пяти лет не говорит или говорит недостаточно хорошо.
- Ребенок неправильно произносит звуки, меняя местами или пропуская буквы.
Это происходит потому что у ребёнка пока не полностью сформировались в мозге связи, ответственные за восприятие и передачу информации, а также за работу мелкой моторики.
В. Маяковский, М. Монро и А. Эйнштейн страдали от дисграфии.
Профилактика дисграфии полезна всем детям дошкольного и начального школьного возраста. В этом помогут лепка, рисование, игры в лабиринты, совместное чтение, решение логических задач, изготовление поделок и физические упражнения под музыку.
Признаки дисграфии
- Ребенок опускает некоторые буквы при написании слов, например, вместо «красивый» пишет «крсвый».
- Сбивается с ударений при написании слов, например, «кровОть» вместо «кровАть».
- Мешает правильно произносить слоги, например, «тегела» вместо «телега».
- Изменяет буквы, например, «марафоМ» вместо «марафон».
- Пишет букву не полностью, например, «сарафа» вместо «сарафан».
- Обрабатывает буквы по принципу зеркального отражения.
Дети с дисграфией усердно трудятся над процессом письма, но всё же пишут медленно, небрежно и плохо: строки могут скатываться вниз, буквы иногда выходят за границы поля страницы. Ребенку трудно переносить слово правильно, а слова в предложениях пишутся слитно. Можно также заметить неестественную позу при письме (онемение, напряжение), неудобный хват ручки и чрезмерную усталость от самого процесса письма.
Без занятий до 1-2 класса у ребенка могут возникнуть сложности со склонением и согласованием слов в предложении. Например, ребёнок будет писать «ударить по стол» вместо «ударить по столу», «цветочковый» вместо «цветочный» и так далее.
Младший опускает некоторые буквы. Нужно ли беспокоиться и как поступить?
Длительность коррекции дисграфии у разных детей может различаться: некоторым хватает 6-8 занятий, а другим требуется больше времени. Родители должны помнить об этом.
- Не стоит бояться: дисграфия – это логопедический дефект, который можно исправить.
- Логопед осуществляет коррекцию дисграфии. Необходимо подобрать квалифицированного специалиста с опытом работы в данном направлении. Специалист проведёт диагностику и при необходимости посоветует обратиться к педиатру, лору, неврологу или другим узкопрофильным специалистам.
Для исправления дисграфии важно устранить недостатки произношения звуков, увеличить словарный запас, развивать мелкую моторику и работу над связной речью.
При наличии у ребёнка органических нарушений врачи назначают лекарства совместно с массажем, лечебной гимнастикой и физиотерапией.
Без помощи специалиста решить проблему не получится: нельзя надеяться, что ребенок сам «перерастет» её и начнет правильно писать. По статистике, дети с дисграфией к средним классам допускают всё больше ошибок при письме. Учителя считают их невнимательными и ленивыми, но проблема кроется глубже.
Как решить проблему дисграфии
Коррекцию дисграфии следует проводить квалифицированный логопед.
Лучший эффект достигается, если родители приходят с ребенком на занятия и дополнительно занимаются дома, выполняя упражнения.
Методы и стратегии обучения:
- Чтобы ребенок не испытывал напряжения и усталости в руках во время письма, важно следить за его посадкой и правильным хватом ручки или карандаша.
- При работе над письмом применяйте большие поверхности: листы ватмана на мольберте или доски с маркерами. Преподаватели со стажем утверждают, что именно крупные, пусть и неровные, буквы являются основой решения данной задачи. Пунктуальность и изящество появятся позднее.
- Развивайте речевые способности ребёнка: общайтесь с ним, задавайте вопросы, поощряйте беседы, регулярно читайте вслух, рассказывайте о качествах окружающих предметов и явлений.
- Развивайте мелкую моторику с помощью занятий с крупами, кинетическим песком, лепкой, бисероплетением, играми с конструктором и мозаикой.
Упражнения для работы дома
«Почувствуй букву»
Специалисты утверждают: отсутствие тактильных впечатлений может ухудшать ситуацию. Потому важно проводить занятия, направляющие внимание на ощущения, а не на правильность написания буквы. Например, попросите ребенка закрыть глаза, а затем проведите пальцем букву по его животику или спине. Предложите ему повторить букву на вашей спине или на бумаге.
«Найди звук»
Пусть малыш выберет звук, например «а». Затем называя различные слова, ребенок должен постучать или топнуть ногами, услышав свой звук: например, груша, телевизор, машина (постукивание), фонарь.
«Найди предмет»
Учите ребенка находить предметы, которые начинаются с определённого звука.
Например, звук «К»: ковер, кровать, каталка.
«Барабанщик»
Предложите ребенку разобрать предложение «папа сделал машину» по слогам: па-па сде-лал ма-ши-ну». После этого попросите его записать предложение в виде пунктирной линии, заменив каждый слог черточкой.
«Разбери слово»
Пусть ребёнок выберет слово, например «окно». Затем установите категорию: фрукты, овощи, растения, животные или вещи. Дети должны найти по одному слову из категории на каждую букву в выбранном слове.
«Слепи букву»
Растите вместе с малышом буквы из пластилина, массы для лепки или глины.
«Зачеркни букву»
Возьмите книгу с большим шрифтом. Дети должны за 4-5 минут зачеркивать в ней обозначенные буквы. Начать лучше с той, которую пропускают чаще всего. Самые трудные обычно парные: У-Ю, Г-Д, М-Л.
«Лабиринт»
Тренировки с лабиринтами способствуют преодолению дисграфии. Подходят любые типы лабиринтов: игровые и нарисованные на бумаге. Можно купить каркасные лабиринты из ткани или построить тоннели из стульев и покрывал. Также применяются пособия или картинки, найденные в сети.
Выводы
- Частые пропуски букв ребенком могут указывать на дисграфию — нарушение речи и письма.
- Дисграфия не свидетельствует об отсталости в умственном развитии и не зависит от интеллекта.
- Дети с трудностями в развитии речи относятся к группе риска.
- Дисграфия проявляется в пропусках букв, путанице и перестановке слогов, а также в дублировании, недописывании и отзеркаливании букв.
- Дисграфия — это логопедический дефект, коррекцию которого проводит логопед.
- Для лучшего результата при преодолении дисграфии у ребёнка важное значение имеют совместные занятия родителей с ребёнком на дому и выполнение домашних заданий, назначенных логопедом.