Зима – время не только длинное, но и наполненное возможностями для интересных занятий. С ребёнком можно провести эксперименты со снегом и льдом, познавая основы физики и химии.

Предложите детям проводить эксперименты со снегом и льдом из представленного списка, чтобы вместе поразиться, любоваться и открывать что-то новое. Некоторые эксперименты доступны даже без снега в вашем городе.

Содержание:

  • Научные забавы с снегом на улице для детей
  • Эксперименты с льдом и снегом, направленные на творчество и получение новых знаний.
  • Самые эффектные и необычные опыты

Игры с снегом на свежем воздухе для детей разных возрастов.

Объясните ребенку свойства снега и льда во время обычной прогулки.

Опыт с снежинками. Что такое на самом деле снежинки?

Для дошкольников и младших школьников.

В ходе эксперимента предлагается познакомить ребёнка с различными видами снежинок. Сравнивая формы и размеры, можно понять, что каждая снежинка неповторима.

Проводим опыт:

  1. Выбирайте для прогулки день, когда будет небольшой снег и не очень холодно.
  2. Для эксперимента подготовьте лупу, лоскут тёмной ткани или бумаги, телефон для фотографий.
  3. Предложите детям игру: пусть поймают на ткань или бумагу как можно больше снежинок.
  4. Во время эксперимента рассмотрите снежинки под увеличительным стеклом и убедитесь, что невозможно отыскать две совершенно идентичные снежинки.
  5. Сфотографируйте снежинки, чтобы потом дома рассмотреть их внимательнее.

В конце опыта расскажите детям о том, что неповторимость снежинок доказал американский ученый Кеннет Либбрехт. Собрав самую большую в мире коллекцию снежинок, он не обнаружил среди них двух одинаковых. Либбрехт также выяснил, что у большинства снежинок шесть углов, реже — три, а иногда и двенадцать. Четыре, пять или восемь углов у снежинок быть не может, и вы сможете убедиться в этом сами, рассмотрев получившиеся фотографии.

Посмотрим, чему укажут градусы под снегом.

Для дошкольников и младших школьников.

Попросите ребёнка сравнить температуру воздуха зимой на улице с температурой под слоем снега. Это поможет понять, как некоторые растения сохраняют жизнь под снегом.

Проводим опыт:

  1. Возьмите на прогулку градусник и толстую, плотную нить.
  2. Понаблюдайте за показаниями термометра вместе с малышом.
  3. Вставьте термометр в снег ненадолго, проверьте, чтобы температура на снежной поверхности совпадала с наружной температурой.
  4. В поисках большого сугроба, примерно тридцать сантиметров высотой, прикрепите нить к термометру и погрузите его в снег максимально глубоко.
  5. Через полчаса из снежного плуга вытащите термометр и проверьте температуру – она окажется заметно большей, чем снаружи.
  6. Объясни ребенку, от чего меняется температура на поверхности и в глубине снега.

Взвейтесь воздушные хрустальные шары из пены.

Для любого возраста.

Опыт демонстрирует, как на морозе превращаются в лед мыльные пузыри.
Объяснение для ребёнка: это происходит потому что внутри пузырей находится вода.

Проводим опыт:

  1. Для успешного проведения эксперимента необходим морозный день с температурой воздуха не выше -10 °C.
  2. Во время прогулки дайте малышу возможность надувать мыльные пузыри.
  3. Покажите ребёнку, как маленькие кристаллики образуются на поверхности пузыря сразу же, а весь пузырь замерзает лишь спустя несколько секунд.
  4. Ребёнку старше семи лет можно сказать, что узоры на пузыре — это кристаллизация. Младшим детям достаточно объяснить, что в пузырях вода, и на холоде она замерзает.

Эксперименты с льдом и снегом для развития творчества и познания.

Эксперименты направлены на знакомство ребёнка с характеристиками снега и льда, используя его фантазию и превращая изучение этих явлений в творчество.

Можно проводить эксперименты дома, а также на занятиях в детских садах и школах.

Где уходит снег? Простой пример поможет разобраться с понятием плотности вещества.

Для дошкольников.

Эксперимент призван продемонстрировать детям, как меняется объем снега в различных формах.

Проводим опыт:

  1. Наполните банку снегом.
  2. Чтобы лучше увидеть результат, можно измерить массу собранного снега.
  3. Закройте банку, пусть снег нагреется при комнатной температуре.
  4. Когда снег сойдет, демонстрируйте ребенку, что в банке всего немного воды.

После эксперимента можно просто объяснить ребёнку понятие плотности вещества. Снежинки, составляющие снег, содержат много воздуха, благодаря чему плотность снега мала: снег лёгкий и при таянии теряет много веса.

Эксперименты со снегом хорошо потому, что их легко наблюдать. Этот эксперимент демонстрирует, что вода от тающего снега мутная, поэтому не стоит облизывать сосульки.

Как ускорить таяние снега? Раскрываем особенности снега.

Для дошкольников и младших школьников.

Цель эксперимента — изучить зависимость скорости таяния снега от его плотности.

Проводим опыт:

  1. Пусть ребёнок поместит снег в одну ёмкость после того, как сформирует из него плотный ком.
  2. В отдельную посудину насыпьте приблизительно столько же снега, не формируя его в определенную форму.
  3. Вместе с ребёнком посмотрите, в какой посуде снег растает раньше.
  4. Скатанный ком снега тает медленнее потому что воздух внутри него утрачен при сжатии, и тепло проникает труднее.

Чистый лёд. В чём секрет его чистоты?

New Africa/Shutterstock.com

Для дошкольников и младших школьников.

Эксперимент призван доказать, что лед не изменяет вкус при взаимодействии с другими веществами.

Проводим опыт:

  1. В одном сосуде смешайте воду с сахаром, в другом — с солью.
  2. Заморозьте воду в морозилке.
  3. Поинтересуйтесь у детей, как поменяется вкус льда – вероятнее всего, малыши ответят, что он станет сладким и соленым.
  4. Попросите детей попробовать и оценить вкус кубиков.
  5. Кубики остались пресными, потому что лёд не принимает посторонние вещества. Из-за этого лёд в Северном Ледовитом океане чистый, даже будучи окружённым соленой водой.

Снег в ярких тонах. Добавляем цвет снегу.

Для старших дошкольников и школьников.

Цель эксперимента — выяснить, возможно ли окрашивать снег.

Проводим опыт:

  1. Подготовьте снег и краски для работы.
  2. Попросите малыша сначала разукрасить снег одним цветом, а потом несколькими.
  3. Для ребёнка можно сказать, что снег рыхлый и хорошо впитывает краску. Школьнику стоит объяснить, что краска горячее снега, поэтому она быстро впитывается.

Изготавливаем лед своими силами. Видим, как простая кружка становится ледяной.

Для старших дошкольников и школьников.

Эксперимент направлен на изучение взаимодействия льда и соли при обычной температуре.

Проводим опыт:

  1. Нарежьте продукты на поверхности, как на разделочной доске.
  2. В чашку поместите лед, например, приготовленный заранее в морозилке, или снег, и насыпьте соль.
  3. Подождите пять минут, за это время под чашкой появится ледяной слой, и отсоединить чашку от поверхности будет невозможно.

Видеоинструкция:

Поскажи ребенку, что соль и лед (или снег) сами остужаются, когда смешиваются. Поэтому лед в чашке, даже если он от тепла немного тает, все равно старается оставаться холодным.

Обычный и солевой снег. Исследуем скорость таяния.

Для школьников.

Эксперимент направлен на выявление влияния соли на процесс таяния снега.

Проводим опыт:

  1. Для эксперимента нужны: две идентичные чашки, снег из снега или морозилки, соль и две небольшие бутылочки с водой.
  2. В первый сосуд насыпьте снег, во второй — смесь снега и соли.
  3. Поместите бутылочки с водой в чашки, через 30 минут проверьте результаты.
  4. Если поместить бутылку с водой в снег с солью, то вода замерзнет. Это показывает, что снег и лед – холодный состав, который сам по себе охлаждается.

Видеоинструкция:

Предлагаем интересные занятия для детей и посылая их вам ежемесячно по электронной почте. Подписывайтесь на нашу рассылку и всегда знайте, чем занять ребёнка.

Самые эффектные и необычные опыты

Эксперименты с льдом и снегом так занимательны, что детям долго останутся в памяти.

Цветная волшебная сосулька: поделка своими руками

Детям всех возрастов, как дошколятам, так и младшим школьникам нужна помощь взрослых.

Наблюдение за образованием сосулек и превращением воды из жидкого состояния в ледяное.

Инструкция:

  1. Эксперимент следует проводить на открытом воздухе при температуре не выше минус пять градусов Цельсия.
  2. Снимите горлышко с пластиковой бутылки и сделайте одно или несколько отверстий в её дне.
  3. В каждое отверстие введите толстую нитку, увлажненную водой – вода ускорит замерзание.
  4. Вынесите за пределы дома подготовленную бутылку и необходимые предметы: сосуд с холодной водой, несколько пластмассовых емкостей, заполненных водой с добавками красок.
  5. Закрепите бутылку с нитками на улице выше, предусмотрев возможность доливать воду — к примеру, на дереве или лестнице.
  6. Установите контейнеры с водой на землю, под бутылками расположите концы ниток из бутылки в контейнерах.
  7. Налейте в бутылку с нитками прохладную воду и добавьте краситель. Вода не должна быть теплой, чтобы лёд не расстаял (можно использовать шприц для медленного заливания воды).
  8. Внимательно наблюдайте, как на нитях образуются разноцветные капельки, время от времени пополняя водой и вводя пигменты различных оттенков.

Пингвины и зимние температуры. Как эти птицы переносят холод?

Для дошкольников и младших школьников.

Опыт демонстрирует детям причину того, как пингвины, а также белые медведи и моржи, обитающие в Арктике и Антарктике, сохраняют тепло даже при сильных холодах.

Проводим опыт:

Пусть ребёнок вырежет пингвинов из картона (можно воспользоваться шаблоном ниже) и раскрасит обе стороны готовых фигурок восковыми мелками.

  • Снег соберите на улице или достаньте его из морозилки, поместите картонных пингвинов в снег.
  • Когда снег растает, пусть ребёнок осмотрит фигурки пингвинов на предмет влаги.
  • Когда малыш увидит, что игрушки остались сухими, скажите, что у настоящих пингвинов около хвоста находятся железы, производящие масло, которым пингвины смазывают себя. Благодаря этому пингвины не мерзнут и не мокнут (в нашем опыте функцию масла выполняют восковые мелки).
  • Красим холодный стаканчик. Исследуем особенности льда.

    Для дошкольников и младших школьников.

    Цель эксперимента — наблюдать за взаимодействием льда, соли и красок.

    Проводим опыт:

    1. До заморозки поместите воду в пластиковый стаканчик.
    2. Посолите стаканчик и дайте ребенку разукрасить льдом покрытый стакан.
    3. Когда соль встретилась с льдом, образовались трещины из-за того, что тепло начало его таить. Краска заполнила эти трещинки на стакане, создав красивые разводы.

    Создадим цветной снежный вулкан снаружи или внутри.

    Для школьников.

    Цель опыта — изучить взаимодействие различных веществ.

    Проводим опыт:

    • Долейте в бутылку воду, краситель и жидкое мыло, затем взболтайте содержимое.
    • Из снега сформируйте вулкан.
    • В углубление вулкана насыпьте соды, лимонной кислоты и содержимое бутылки – получится цветной извергающийся вулкан.

    Видеоинструкция:

    Снеговик из искусственного снега, который шипит. Научимся делать снег самостоятельно.

    Для школьников.

    Опыт направлен на помощь ребенку в экспериментировании с различными веществами и наблюдении за их взаимодействиями.

    Проводим опыт:

    1. Смешайте соду, крахмал, жидкое мыло и воду для получения сухого искусственного снега.
    2. В отдельной таре соедините воду и лимонную кислоту.
    3. Из сухого снега сформируйте снеговика.
    4. Кинув несколько капель смеси из воды и лимонной кислоты на снеговика и остатки снега с помощью пипетки, вы заметите, что он начнет шипеть и пениться.

    Видеоинструкция:

    Проведите с детьми увлекательные эксперименты со снегом и льдом до окончания зимы. Взаимодействуя в ходе таких опытов, ребёнок расширит знания о мире и может обнаружить интерес к физике и химии.