Большую часть времени современные дети проводят в школе. С кем дружат и как себя чувствуют — лучше знает учитель. Дома общение с родителями зачастую ограничивается проверкой оценок и уроков — до разговоров по душам дело не доходит. Но выслушать и поддержать может педагог. Как это делать правильно и как завоевать доверие, рассказал основатель образовательного центра «Объясни» и участник всероссийского движения «Вдохновители» Игорь Даниленко.

Ошибки учителей в общении с детьми

Для того чтобы стать уважаемым взрослым, недопустимо обращаться к ученикам без должного уважения.

  • использовать эмоциональное давление;
  • Говорить о детях нехорошо и смеяться над ними.
  • выносить вердикты, например: «С таким подходом вы не сдадите экзамены»;
  • Формировать занятия, руководствуясь своим расположением духа.

Следует помнить о необходимости профессионализма вне зависимости от прошедшего дня и педагогического совета.

Как выстроить доверительные отношения с учениками

Для начала нужно начинать общаться. Качественное общение возможно при соблюдении трех условий.

1. Равенство

Для укрепления доверия учеников к педагогам мы ставим преподавателей в более сложные условия: стулья тверже, столы меньше, форма обязательна, а у детей свободный стиль одежды. Равенство не предполагает приятельских отношений, оно позволяет видеть в учителе человека и не бояться его.

2. Профессионализм и последовательность

Профессионализм формируется знанием предмета. Каждый может ошибаться — даже учитель. Важно, чтобы был готов повторять материал и отвечать на вопросы учеников — от простых до сложных, без упреков.

Учитель должен предъявлять к ученикам те же требования, которые предъявляет к себе. Если, например, действует правило о том, что разрешен только печатный словарь, то учитель не должен пользоваться интернет-источниками.

Строительство границ следует начинать с собственного «я».

3. Честность

От педагогов сейчас ожидают умения шутить и иметь самоиронию. Многие из них пытаются соответствовать этому ожиданию, но поскольку это не им свойственно, выглядит неестественно. Особенно это заметно в учительских роликах в соцсетях, которые вызывают испанский стыд у детей.

Формируйте индивидуальный имидж на высоком уровне и занимайтесь лишь тем, что соответствует вашей сущности, не подражая чужим примерам.

6 правил общения с подростками

  • Обращайте внимание на то, что говорит ребёнок, и на его настроение.
  • Уважать его опыт и решение важно. Каждый заслуживает почтения.
  • В разговоре не обращайте внимание на сторонние раздражители. В случае необходимости прервите общение, сказав: «Дай мне пять минут, я сейчас вернусь».
  • Во время беседы оставайтесь открытыми. Важно не только выражать эмоции, но и демонстрировать это жестом. Например, можно перестать скрещивать руки и смотреть ребенку в глаза.
  • Делясь опытом, готовьтесь отвечать на возможные вопросы юных слушателей, которые могут оказаться не совсем комфортными из-за их возраста.

Расскажите о своих чувствах и переживаниях, чтобы показать свою ценность. Люди хотят знать вас как личность.

  • Не ставьте особенных детей в положение «любимчиков». Прочие дети всё равно будут ценить ваше внимание, если вы обратитесь к другим. Если же вы будете уделять больше внимания кому-то одному, это заметит каждый и все отстранятся — и от вас, и от вашего избранника.

Материалы по теме:

  • Семь способов завоевать доверие учеников.
  • 5 заповедей классного руководителя