Фото: img.freepik.com

Фотографии: Викисклад. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.

Произведения Достоевского могут быть сложны для восприятия старшеклассниками. исключить Можно ли через изучение сочинений писателя из школьной программы провести серьёзный анализ с учениками, не перегружая их? ПодковыркинаУчитель русского языка и литературы гимназии «Корифей» из Екатеринбурга уверенно отвечает утвердительно. В день 200-летия со дня рождения Достоевского она делится советами по адаптации романа «Преступление и наказание» для понимания современных подростков.

Обращаться к биографии Достоевского

Главные мысли и происшествия романа отражают жизнь и внутренний мир автора. Во время беседы о «Преступлении и наказании» я регулярно обращаясь к им, чтобы студенты могли сравнивать текст с этими эпизодами.

Молодой Достоевский состоял в кружке Петрашевцев, которые хотели поджечь Петербург и устроить бунт во имя Христа. Тайные планы стали известны властям, и заговорщиков сурово наказали. Достоевского и его товарищей приговорили к казни, но в последний момент ее заменили каторгой. В результате писатель четыре года провел в сибирском остроге, откуда вышел уже не прогрессивным западником, а глубоко религиозным славянофилом.

Идея поджечь город — мысль, достойная Раскольникова. Тюремное заключение — реальность, которая сближает автора с персонажем. Духовное возрождение героя, намекаемое в финале, напоминает религиозные преобразования Достоевского.

В романе описано Евангелие, подаренное автору женками декабристов в 1850 году на каторге. Книжка появляется во время сцены первого визита Раскольникова к Соне Мармеладовой. Притча о Лазаре, которую героиня читает в этом же эпизоде — метафора перерождения, которое испытал Достоевский. Своё перерождение автор ведет и своего героя.

«Преодолевать» описательность

В романе много описаний, которые детям обычно сложно читать, так как они упускают детали и больше следят за развитием сюжета. Чтобы ученики обратили внимание на художественное пространство текста, я предлагаю им вспомнить биологию. Прошу их назвать рецепторы, с помощью которых мы воспринимаем мир, а потом определить, какие из них «задействованы» в описаниях из первых двух глав. Дети ищут в тексте подходящие цитаты и записывают их в схему на доске.

Во время мини-исследования обнаруживается преобладание желтого, черного, грязных оттенков в визуальных образах. В обонятельных описаниях присутствует кислый, испорченный, спиртовой запах. Звуковые ощущения представлены лишь топотом лошади по мостовой. Вкус отсутствует — персонажи Достоевского обычно не имеют возможности вкушать что-либо.

Предлагаю детям задуматься: может ли обычный человек существовать в таких обстоятельствах? Герои живут в нормальном или измененном состоянии сознания? Начнем с того, что роман первоначально назывался «Пьяненькие» и задумывался как изображение жизни городской бедноты. В «Преступлении и наказании» перешла линия семейства Мармеладовых. Таким образом, от среды плавно переходим к рассмотрению самих героев.

Составлять карту персонажей

Цель — помочь ученикам разобраться в персонажах: в их взаимоотношениях и отношении к себе. Объяснить поступки, мировоззрение каждого героя и показать его место в произведении. Для этого предлагаю детям составить карту главных героев с обозначением связей между ними.

Составим схему, начиная с семьи Мармеладовых. С ними первым контактирует Раскольников. Остальных персонажей добавляем по мере развития повествования, чтобы не уйти от сюжета. В завершение дети анализируют Раскольникова и его внутренний мир.

Я не навязываю детям своё «экспертное мнение», не проверяю их записи – лишь уделяю внимание ключевым деталям.
Анализ персонажей – это их личное исследование, повод для размышлений, проведения параллелей с современностью и собственным опытом.

Я прошу учеников перечислить чувства героев друг к другу, определяющие их отношения. Выяснилось, что в семье Мармеладовых преобладает жалость. Семен Захарович женится на Катерине Ивановне из этого чувства и требует его для себя. Не получая желаемого, он пьет. Соня идет на проституцию из жалости к детям Катерины Ивановны. Я спрашиваю у класса: почему именно жалость доминирует в семье? Жалость — это плохо или в ней есть созидательное начало? Каждый ученик высказывает свое мнение.

Открытые вопросы — мой любимый инструмент для того, чтобы помочь детям вжиться в роль персонажа.

  • Какое отношение Катерины Ивановны к прошению мужа о милости?
  • В чём причина того, что Мармеладов год устоял, а затем начал пить?
  • Вместо слова «любовь» Достоевский часто использует «жалость».
  • А вам самим жалко Мармеладова?

При отсутствии взаимодействия или ощущении утомления и недопонимания в классе применяю драматизацию. Например, делю рассогласившихся на две группы, размещаю их в разных частях кабинета и предлагаю им задание: «переманить» к себе учеников, еще не определившихся с мнением. В случае сильной усталости можно отложить обсуждение и сыграть в мафию. по-достоевски — с персонажами из «Преступления и наказания».

Объяснять культурный код

На занятиях часто встречаю отсутствие у учеников знания христианских образов и сюжетов, используемых Достоевским. Текст воспринимается в целом, без внимания к скрытым смыслам. Тогда обращаюсь к истокам: объясняю сюжеты Евангелия, отдельные слова, фразы, смыслы христианской мифологии.

Чтобы вложить образ в контекст многообразных связей, например, разъясняя значение фразы «нести свой крест», обращаюсь к стихотворению Александра Блока «Россия»: «Тебя жалеть я не умею,\ И крест свой бережно несу…». В этом примере показываю: герой принимает свою судьбу и объединяет ее с судьбой родины.

Мой интерес в том, чтобы у ребенка на уроке появилось понимание — вот что я обнаружил! Сначала не сообщаю об аллюзиях, даю возможность выдвигать собственные догадки. Например, спрашиваю: почему Раскольников целует ноги Соне и говорит о поклонении всему страданию человеческому? Дети высказывают свои мнения, а потом получаю ссылку на текст евангельской притчи об омовении ног. Когда ученики сравнивают оба текста и открывают для себя смысл сцены — у них возникает чувство гордости за своё открытие.

Число 30 встречается в романе в контексте денег. Соня приносит домой 30 рублей после первого выхода на панель, отдает Мармеладову 30 копеек на похмелье, а жена Свидригайлова выплачивает 30 тысяч за выкуп мужа. Это намек на библейский символ предательства — 30 серебренников. На уроке я не сразу об этом говорю, даю возможность ученикам обнаружить это самостоятельно. Ведь лучший урок — тот, где учитель говорит как можно меньше.

Проводить параллели с современностью

Объяснение мотивов и взглядов героев становится для учеников легче, когда сравнивают реальности, сюжеты и события романа с ситуациями из своей жизни.

«Евгений Онегин» — руководство по расставанию с возлюбленным за десять дней. «Мертвые души» — пособие по ведению переговоров. «Преступление и наказание» — учебник по психологии, включая психологию преступников.

В сюжетной линии с женитьбой Лужина Достоевский демонстрирует поведение абьюзера, манипулятора или домашнего тирана.
У него желание властвовать над Дуней, и он прилагает все усилия для его осуществления. Иногда проявляется вниманием, иногда холодом, иногда манипулирует, заставляя ее выбирать между собой и братом, притворяясь жертвой. Дуня — типичный спасатель по треугольнику Карпмана, а Свидригайлов использует ее слабость, изображая жертву своей супруги. Даже после смерти жены, встречаясь с девушкой в Петербурге, он изображает несчастного, пытаясь вызвать ее любовь.

Лизавета – добрый человек, никогда не отказывает. В то же время, окружающие пользуются её добротой в своих интересах.

Сюжеты предлагают возможность вернуться к жизненному опыту учащихся.

  • Что бы вы сделали, если бы ваш брат или сестра не одобрили вашего партнера?
  • Вы всегда поступаете так же, когда дело касается добра других?
  • Как распознать манипулятора?

Если останется время, можно посвятить отдельному уроку одному из таких вопросов.

«Отдыхать» от текста

В определенный момент юные читатели теряют интерес к детальному изучению романа. Вместо продолжения чтения мы с ними смотрим сериал 2007 года. Несколько эпизодов хорошо расширяют содержание текста и наглядно демонстрируют его нюансы.

Порой ученики десятых классов испытывают трудности с пониманием монолога Порфирия Петровича, адресованного Раскольникову. киноинтерпретация.

На уроке я демонстрирую ещё одну сцену из сериала — первое знакомство Сони с Дуней и матерью Раскольникова. В этой сцене есть тонкий драматургический нюанс: когда Пульхерия Александровна смотрит на Соню, она прищуривается, что выдает её отношение к ней. Чтобы «прочувствовать» это отношение, прошу детей посмотреть на соседа по парте с прищуром. Затем мы обсуждаем ощущения от такого взгляда, и я спрашиваю: а как бы вы поступили на месте матери главного героя?

В ходе разбора портрета Раскольникова детям показываю его образ из сериала. Задаюсь вопросом: не напоминает ли ему кто-то известный? Дети чаще всего видят сходство с Христом, и мы обсуждаем, что хотел этим сказать режиссер, а также правомерность такого расширения смысла первоисточника.

5 принципов увлекательного урока

  1. Чем меньше учитель говорит — тем лучше.
  2. Открытие, которое делает каждый ребенок при анализе текста, важное событие. За это благодарим и хвалим его.
  3. Позвольте использовать опыт ученика, чтобы углубить анализ текста.
  4. Открытые вопросы провоцируют на размышление.
  5. Драматургия урока затронет детей.