Традиционная культура встречает каждого с самого рождения: малышей успокаивают колыбельными и прибаутками, а более старшие знакомятся с обычаями, праздниками и сказками.

В сборнике представлены короткие русские народные сказки, подходящие для детей разных возрастов.

Содержание:

  • Что скрывают русские народные сказки?
  • Какова польза народных сказок для детей в наше время?
  • Русские сказки с поучительным содержанием для малышей 3-4 лет.
    • Курочка Ряба
    • Репка
    • Пузырь, соломинка и лапоть
  • Сказки из России для детей пяти-шести лет.
    • Петушок — золотой гребешок
    • Петушок и бобовое зёрнышко
    • Колобок
    • Никита Кожемяка
    • Белая уточка
  • Русские народные сказки для детей 6–7 лет
    • Арысь-поле
    • Вершки и корешки
    • Курочка, мышка и тетерев
    • Жихарка
    • Рукавичка
  • Где можно приобрести сборники русских народных сказок?

Что скрывают русские народные сказки?

ViDI Studio/Shatterstock.com

В славянской культуре сказки служили прежде всего средством передачи детям знаний о мире, природе и важных жизненных событиях.

Важно понимать, что сегодня и функция сказкиВложенный смысл претерпел существенные изменения. Современные взрослые понимают серьёзные психологические различия не только между ребёнком и взрослым, но и между детьми разного возраста. По этой причине нынешние истории для малышей учат дружбе, верности, честности и щедрости. Другими словами — тем качествам, которые мы сегодня считаем важными и полезными.

В восприятии традиционных русских народных сказок произошли изменения. Современники вкладывают в фольклор новые смыслы и морали, которых не было изначально. Некоторые эпизоды исключаются или переписываются по причине того, что по современным меркам кажутся слишком жуткими и жестокими.

Многим известно, что раньше в колыбельных мамы желали малышам разных бед и даже смерти. В песенках на ночь любящие родители описывали, как положат ребёнка в гроб. Современному человеку такой подход кажется безумным. Однако предки таким образом защищали младенцев от ранней погибели. На Руси верили: Смерть, услышав, что в доме готовят ребёнка к погребению, обманется. Решит, что здесь забирать больше некого, и уйдёт.

Сказки тоже претерпели изменения в восприятии. Например, современные дети и взрослые видят Бабу Ягу как злобного и страшного персонажа. На самом деле Яга мудрая и знающая героиня. Статус «бабы» получали замужние женщины с ребёнком. У неё одна нога костяная, потому что Баба Яга — посредник и проводник между миром живых и миром мёртвых. Костяной ногой она стоит в загробном мире. Именно поэтому сказочные герои обращаются к ней за помощью в трудную минуту.

Многое из действий героини — аллюзия на традиции и верования предков. Она готовит Ивана к путешествию в мир мёртвых, а значит, к смерти, пусть и временной. Например, Яга обязательно купает Ивана — многие эксперты считают это отсылкой к омовению покойных. Кроме того, в некоторых сказках Баба Яга отправляет персонажей в печь: то всё того же Ивана, то разных малышей. Это связано с ещё одним ритуалом славян — «допеканием». Слабых, больных младенцев действительно клали в печь, чтобы как бы допечь их, как сырой хлеб. Считалось, что это помогает добрать жизненных сил и преодолеть немощь.

Читайте больше об этом в статье: Значение сказочных персонажей для знакомства детей с русской культурой ?

В чём актуальность народных сказок для детей в современном мире?

Przemek Klos/Shutterstock.com

Современным россиянам первоначальные значения многих сказок кажутся пугающими и неподходящими для детей. Но в них всё же сохранилось то, что полезно для юного поколения. Ведь сказки учат не только обращению с мистическим, которое определяло жизнь славян. Сказочные истории знакомят ребёнка с понятиями добра и зла, дружбы и любви, верности слову и силы воли.

Каждая старая сказка может быть полезна малышу, даже если вы не собираетесь рассказывать ему о мифических существах и обычаях. Народное творчество учит важных качеств и навыков, необходимых в жизни. Например, не сдаваться перед трудностями, трудиться усердно и с уважением относиться к мудрым людям.

Сказки остаются простым и доступным средством для знакомства с устройством мира и сегодня. С ними можно знакомить ребёнка любого возраста, если у него есть к этому интерес. Самым маленьким могут быть интересны картинки в книге, а не рассказ — это тоже хорошо начало изучения фольклора.

Замечательные русские сказки для малышей 3-4 лет.

В этом возрасте малыш ещё не готов к длинным рассказам. Ему не знакомы сложные, «взрослые» переживания и чувства, такие как смирение или любовь. Лучше выбрать короткую сказку о том, что ребёнок уже успел испытать на себе. Вот несколько подходящих вариантов.

Курочка Ряба

Жили себе дед да баба,

И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое,

Золотое.

Дед бил, бил — Не разбил;

Баба била, била — Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула:

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут;

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое.

Репка

Посадил дед репку и говорит:

Врастай, репка, крепкой будь, вкусной же.

Репа выросла сладкой, крепкой и очень большой.

Старик начал рвать репку, старался и тянул, но вырвать не смог.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут — и вытянули репку.

Пузырь, соломинка и лапоть

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.

Пошли в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как её перейти.

Лапоть говорит пузырю:

— Пузырь, давай на тебе переплывем!

Лучше пусть соломинка перетянется через реку, мы по ней пройдем.

Соломинка провисла между берегами. По ней прошёл лапоть, и та сломалась. Лапоть опустился в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Не волнуйтесь о малыше во время посещения детского сада, занятий в секции или прогулки — одейте ему детские GPS-часы PingoЧтобы всегда быть уверенным в его благополучии и происходящем. При покупке часов Pingo сейчас лицензия приложения достанется вам в подарок!

Сказки русской классики для детей пяти-шести лет.

fizkes/Shutterstock.com

Дети пяти-шести лет могут уделять внимание продолжительным рассказам, но сюжет должен быть простым и понятным. Сказки, связанные с их жизненным опытом, будут наиболее восприимчивы для малышей. Дошкольникам легче воспринимается ритмичная речь, поэтому подойдут истории с рифмами, например «Колобок».

Хорошим выбором также могут быть сказки с повторяющимися фразами. Такое повторение заменит собой рифму. Вот примеры.

Петушок — золотой гребешок

В лесу жили кот, дрозд и Петушок — Золотой гребешок. В избушке проживали все вместе. Кот и дрозд ходили в лес рубить дрова, а Петушку одного оставили.

Уходят — строго наказывают:

Мы уйдём подальше, а тебе нужно будет оставаться дома и молчать; когда появится лиса, не выглядывай в окно.

Услышав, что кот и дрозд ушли, лиса подошла к избушке, уселась под окошком и запела.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Петушок выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору. Петушок закричал:

Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..

Кошка и дрозд услышали, поскакали за лисой и забрали петушка.

В другом случае кот с дроздом поехали в лес для рубки дров и вновь были наказаны.

— Хватит тебе смотреть в окно, петушок, уйдём подальше, чтобы не слышать твой крик.

Ушли, а лиса снова подбежала к избушке и заскулила.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Петушок молчит. Лиса же снова…

Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса крепко сжала добычу своими когтями и унесла её в свою нору, прямь к темным лесам, по бурным рекам, через высокие горы.

Несмотря на то что петух много кричал и звал, кот и дрозд его не услышали. Когда вернулись домой — петуха больше не было.

Кот и дрозд побежали по следам лисы. Кот мчался, а дрозд летел. Дошли до нор лисы. Кот настроил свои гусельки и начал играть музыку.

Трень, брень, гусельцы,
Золотые струночки…
Ещё дома ли Лисафья-кума,
Во своём ли тёплом гнёздышке?

Лисица слушала и слушала, а потом подумала: «Надо посмотреть, кто так удачно играет на гуслях и наигрывает такие песни».

Вы Crawl out of the hole and got caught by a cat and thrush — started beating her up. Beat her until she ran away.

Взяли петушка, посадили в лукошко и принесли домой.

И с того времени до сих пор живут.

Петушок и бобовое зёрнышко

Жил-был петушок и курочка. Петушок спешил, спешил, а курочка говорила себе:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Петушок клевал бобовые зерна, вдруг подавился. Задыхался, не дышит, не слышит, лежит без движения. Курочка перепугалась, бросилась к хозяйке и кричит.

— Ах, хозяйка, принеси скорее масла, чтобы смазать горло петушку: подавился он горошиной.

Хозяйка говорит:

Спеши к корове, попроси молока у неё, а я уже сделаю масло.

Бросилась курочка к корове:

— корочка, голубушка, отдай скорей молочко, хозяйка из него масло сбьет, маслом петушку горлышко помажешь: застревал петушок зернышком бобов.

Иди побыстрее к владельцу и скажи ему, чтобы принёс мне свежего сена.

Бежит курочка к хозяину:

— Хозяин! Хозяин! Подавай коровушке свежей травы, она даст молочка. Из молочка хозяюшка собьёт маслица. Маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

— Поспеши к кузнецу за серпом, — говорит хозяин.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

Кузнец, кузнец, дай скорее хорошую косу хозяину. Хозяин даст коровушке траву, корова даст молоко, хозяйка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

Кузнец выковал новую косу для хозяина, тот напоил свежей травой корову, которая дала молоко. Хозяйка сбила масло из молока и дала его курочке. Курочка смазала петушка маслом горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил живым и запел во всё горло.

— Ку-ка-реку!

Колобок

Зимой жил старик с бабушкой. Старик просил…

— Испеки мне, старая, Колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

Ах, бабушка! Оглядись в амбаре, подними всё до последней крошки — так и наберется.

Женщина поступила так, как говорилось: собранные травы помолила, наскреб горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала Колобка, обжарила в масле и оставила на окне остужаться.

Колобка стало лежать не по себе: он покатился с окна на лавку, с лавки на пол и к двери, прыгнул через порог в сенy, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

По дорожке катится Колобок, и вдруг навстречу ему заяц.

— Колобок, Колобок! Я тебя съем!

— Не кусай меня, серый, лучше послушай мою песню.

Заяц уши поднял, а Колобок запел:

Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца,
Не хитро уйти.

Дальше укатился Колобок, его видел лишь заяц.

По тропинке в лесу мчится Колобок, и навстречу ему выходит Серый Волк.

— Колобок, Колобок! Я тебя съем!

— Не вкушай меня, Серая Волчица: песню тебе спеть готов.

И Колобок запел:

Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл.
От тебя, волка,
Не хитро уйти.

Колобок скатился дальше, его никто кроме волка не замечал.

По лесу катится Колобок, а навстречу ему идет медведь, ломая хворост и сжимая кусты к земле.

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Куда же мне тебя, косолапому, съесть? Лучше послушай мою песню!

Колобок запел, а Миша и уши развесил:

Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь,
Полгоря уйти.

И пошёл Колобок, а медведь смотрел вслед.

Катится Колобок, а навстречу ему лиса:

— Привет, Колобок! Какая ты замечательная, румяная!

Рад Колобок хвалебным словам и задорно распевает песню, в то время как лиса внимательно прислушивается, всё больше приближаясь.

Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.

— Насколько прекрасная мелодия! — произнесла лиса. — Только вот беда, малыш, старость добра не делает — плохо слышу. Присядь ко мне на носик и исполни еще раз.

Радостный от похвалы за свою песенку, Колобок подпрыгнул к лисе и стал петь.

Я Колобок, Колобок!..

А лиса его — гам! — и съела.

Никита Кожемяка

Рядом с Киевом в давние времена появился страшный змей. Он забрал много людей из Киева к себе в пещеру, съел их и увёл царскую дочь в свою берлогу. Змей не съел её, а заточил в своей норе. Из дома маленькая собачка последовала за царевной. Когда змей летал на охоту, царевна писала записку отцу и матери, привязывала её к шее собачке и отправляла домой. Собачка разносила записки и приносила ответы.

Царь с царицей приказали царевне узнать у змея, кто его сильнее.

Змей говорит: — В Киеве Никита Кожемяка сильнее меня.

Уйдя на промысел, змей оставил царевну. Та написала отцу и матери записочку: в Киеве живёт Никита Кожемяка, единственный сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Царь Никиту вместе с царицей искал и просил помочь освободить их дочь из плена. В то время Кожемяка обрабатывал двенадцать воловьих шкур.
Увидев царя, Никита испугался: руки его затряслись, и он порвал все двенадцать шкур. Разгневался Никита на того, что его испугали и нанесли ему убыток, и, сколько ни упрашивали его царь с царицей помочь освободить царевну, не пошел.

Царь со царицей решили собрать пять тысяч малолетних сирот, лишенных родителей страшным змеем, и послали их к Кожемяке с просьбой избавить русскую землю от беды. Кожемяка пожалел детей, сам залюбовался слезами. Взял он триста пудов пеньки, просмолил её смолой, всё обмотался пенькой и пошёл.

Никита подходит к логовищу змей, но змея заперлась, завалив вход бревнами, и к нему не выходит.

— Лучше выходи на открытое место, иначе разрушу твою нору целиком! — сказал Кожемяка и начал расставлять брёвна руками.

Змей предчувствует неизбежную беду и прячется на чистом поле от Никиты.

Долго ли, коротко ли бились, только Никита повалил змея на землю и хотел его задушить. Тут стал змей молить Никиту:

— Не убивай меня, Никита! Никого сильнее нас не существует. Поделимся миром напополам: тебе одна часть, мне другая.

— Хорошо,— сказал Никита.— Лучше сначала всё оговаривать, чтобы потом разногласий не возникло.

Никита соху создал весом в триста пудов, запряг в неё змея и начал прокладывать между реками каналы, вспахивая землю; глубина этой борозды составляла две сажени с четвертью. Никита вырыл борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

Разделим море, чтоб в будущем не было ссор из-за воды между нами.

Разделив воду, Никита загнал змея в Черное море и утопил его.

Выполнив благое дело, Никита вернулся в Киев и вновь занялся выделыванием шкур, но ни разу не брал плату за свою работу. Принцесса вернулась к родителям.

Говорят, что борозда Никитина кое-где по степи всё ещё видна; стоит она валом шириной в две сажени высотой: оставляют её на память о Никите Кожемяке.

Белая уточка

Князь женился на прекрасной княжне и ещё не успел насытиться её красотой, расспросить её о жизни, послушать её рассказы, а уже пора ему уезжать в дальний путь, оставляя жену на чужих руках. Что же делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Княгиня сильно плакала, князь умолял её, приказывал не покидать высокий терем, не ходить на беседу, не общаться с дурными людьми, не слушать худых слов. Княгиня пообещала выполнить всё.

Князь ушёл, и она закрылась в своей комнате.

И вот наконец-то пришла к ней женщина, которая казалась простой и доброй.

— Ты тоскуешь, говоришь? Хочешь взглянуть хотя бы на небо, пройтись по саду и развеселить себя.

Княгиня долго сопротивлялась, затем, решила: прогулка по саду не повредит, и отправилась туда.

Ключевая вода журчала в саду, искрясь словно хрусталь.

— Раз такой жары день, солнце печет, а водичка такая холодная так и играет, неужели не стоит искупаться тут?

— Не хочу! — Потом решила: купаться не проблема!

Сбросила платье-сарафан и прыгнула в воду. В тот же миг другая женщина ударила её по спине.

— Плыви ты, — говорит, — белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма сразу же переоделась в её платье, причесалась, накрасилась и заняла место, ожидая князя.

Только щенок залаял, колокольчик звенел — уже бежит навстречу, бросается к князю, целует, ласкает. Князь обрадовался, сам руки протянул и не узнал ее.

Белая утка снесла яйца, вывела птенцов: двух здоровых, а третьего — слабым. И птенцы ее выросли — малыши.

Вырастила её, пошли по речке, рыбки золотые ловили, лоскутки собирали, кафтанчики шили, и вылетали на бережок, глядя на лужок.

— Не идите туда, детки! — говорила мать.

Дети не слушали. Сегодня играли на траве, завтра бегали по муравьишке, а потом и вовсе забрались на княжеский двор.

Ведьма чуем распознала, зубами заскрипела. Позвала деток, накормила-напоила и спать уложила, а затем велела разложить огонь, навесить котлы, наточить ножи.

Два братака легли и уснули; а заморозко, чтобы не простудиться, велела матери их носить у себя под мышкой, — заморозок всё слышит, всё видит.

Вночь прилетела ведьма к двери и спросила:

— Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:

Меж сном и явью размышляем о том, что желают нам всем навредить. Огни зажигают из костры, котлы дымят, а ножи заточенным лезвием блестят.

— Не спят!

Ведьма ушла, немного прошла, снова подошла к двери.

— Спите, малыши, или нет? Заморышка вновь повторяет то же самое:

Мы сомневаемся, можем ли спать, постоянно размышляя о том, что хотят всех нас перерезать. Огни зажигают калинковые, котлы подвешивают с кипящей в них жидкостью, а ножи точат из булата!

«Что же это всё одним голосом?» — подумала ведьма, приоткрыла дверь, увидела: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мёртвой рукой — и умерли.

Белая утка поутру позвала птенцов, но те не пошли. Чувствуя тревогу в сердце, она затрепетала и помчалась к княжескому двору.

На княжьем дворе, белые как платки, холодные как листья, лежали братья рядышком.

Она побежала к детям, бросилась к ним, распустила крылья и объятиями обняла их, вскрикнула материнским голосом.

— Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Я нуждой вас выхаживала,

Я слезой вас выпаивала,

Тёмну ночь недосыпала,

Сладок кус недоедала!

— Супруга, обращай внимание, дивное дело! Паскудная птица изрекает слова.

Это тебе привиделось! Заставь гуся с двора уйти!

Её прогонят, она облетит да опять к деткам:

— Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Погубила вас ведьма старая,

Ведьма старая, змея лютая,

Змея лютая, подколодная;

Отняла у нас отца родного,

Отца родного — моего мужа,

Потопила нас в быстрой реченьке,

Обратила нас в белых уточек,

А сама живёт-величается!

«Эге!» — подумал князь и закричал:

— поймайте мне белую уточку! Все бросились, а белая уточка летает и никому не даётся; князь сам выбежал, она к нему на руки пала. Он взял её за крылышко и говорит:

Превратись белой березой за мной и красной девицей впереди!

Белая берёза возвысилась позади него, а перед ним расположилась красная девица, и князь узнал в ней свою молодую княгиню.

Немедленно поймали сороку, привязали к ней два пузырька и велели в один набрать живой воды, в другой — говорящей. Сорока улетела, принесла воду. Сбрызнули деток живой водой — они зашевелились, сбрызнули говорящей — они заговорили.

У князя образовалась большая семья, и все стали жить счастливо, делать добро и не вспоминать о зле.

Ведьму привязали к хвосту лошади и разгоняли по полю: на месте ноги стала кочерга, на месте руки — грабли, а на месте головы — куст с колодой. Прилетели птицы — мясо поклевали, поднялись ветры — кости разметали, и от неё не осталось ни следа, ни памяти!

Создание детской библиотеки — это значительная возможность… прививании ребёнку любви к чтениюМногие книги можно найти в интернете безвозмездно, не покупая бумажную версию. Но малышу важно тактильное взаимодействие с книгами. Кроме того, благотворно скажется на ребёнке осознание владения собственностью: ребенок будет знать, что эти книги на полке принадлежат ему лично. Он сможет выбирать, какую из них читать сейчас, с кем поделиться и как расставить их на отведённом месте.