
Содержание:
- Как функционирует вестибулярная система и что это значит для речи?
- Влияние нарушений вестибулярной системы на развитие речи.
- Что представляют собой вестибулярные пластинки
- Виды вестибулярных пластинок
- Назначение вестибулярных пластинок в работе логопеда.
- Противопоказания к использованию вестибулярных пластинок
- Использование вестибулярной пластины
В логопедической практике всё чаще используют дополнительные аппараты для коррекционной работы, например, вестибулярные пластинки.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории рассказала о том, кому нужны вестибулярные пластинки и как их применять. Ирина Чугунова.
Что представляет собой вестибулярная система и как она связана с речью?
Вестибулярная система входит в состав внутреннего уха и центральной нервной системы. Её функции: равновесие, координация движений и ориентация тела в пространстве. К ней также относятся поза, контроль мышечного тонуса и развитие речи.
Говорение — это сложный процесс, управляемый двигательными способностями. Для точного воспроизведения звуков требуется согласованная деятельность мышц губ, языка, мягкого неба, гортани и органов дыхания.
В таблице показано влияние вестибулярной системы на речевое развитие.
На что влияет |
Как влияет |
Постуральный контроль |
Способствует поддержанию головы, туловища и созданию основы для движений при речи. |
Оральный праксис |
Обеспечивает возможность запланировать и осуществлять вербальные действия. |
Пространственная ориентация |
Позволяет установить и осмыслить расположение языка, губ, челюсти. |
Модуляция мышечного тонуса |
Влияет на настрой голоса, контролирует равновесие между напряжённостью и расслаблением мышц. |
У детей системные нарушения речи часто связаны с недоразвитием или нарушением работы вестибулярного аппарата. Если ребёнок плохо координирует движения, испытывает ощущение неустойчивости и проблемы с равновесием, ему трудно управлять речью.
Влияние нарушений вестибулярной системы на речевое развитие.
Нарушения работы вестибулярной системы не сводятся только к проблемам с равновесием и ходьбой, также глубоко влияют на развитие речи.
Склонность к неровному балансу во время сидения и ходьбы. Ребенок плохо удерживает вертикальное положение, опирается на стол, падает в сторону, часто меняет позы.
Трудно управлять движениями, в том числе точными и говорить. Ребенку трудно выполнять последовательные и точные движения в речи.
Сниженное напряжение мускулатуры лица, некорректный прикус. Открытый рот в состоянии покоя, разглаженные носогубные складки и безжизненные щеки — частые признаки этого состояния. Дети с трудом удерживают слюну во рту, не умеют смыкать губы, артикуляция их нечеткая. Вследствие этого развивается открытый прикус, нарушается носовое дыхание, что еще больше затрудняет речь.
Плохое чувство положения языка во рту. Ребенок с трудом определяет положение своего языка: лежат ли кончик, поднят ли он или касается зубов. Из-за этого звуки произносятся искаженно, язык выдвигается вперед, не поднимается к альвеолам, возникает межзубная артикуляция.
Нарушения дыхания и глотания. Преобладает дыхание через рот, у ребенка не развит правильный рефлекс глотания. Во время речи дыхание нарушается, голос звучит тихим, фраза прерывается. Во время глотания ребенок может откидывать голову назад, выдвигать язык или прижимать его к зубам.
Задержка речевого развития. Ребенок с нарушенным вестибулярным контролем позже начинает лепетать и переходить к членораздельной речи, пропускает этапы звукоподражаний. Может долго использовать односложные слова, не связывая их в предложения. Повторение звуков и слогов представляет трудности.
Эти нарушения оказывают влияние на весь процесс развития речи: от формирования артикуляционной базы до достижения речевой автоматизации. Недостаточная работа лицевой мускулатуры, неверное положение языка, дыхание через рот, слабый контроль артикуляции — всё это следствия сенсомоторных нарушений, которые напрямую влияют на формирование речи.
Что представляют собой вестибулярные пластинки
В логопедии подобные проблемы нуждаются в комплексном подходе, включающем коррекцию речи и основных физических функций: тонуса, осанки, дыхания, глотания и контроля над полостью рта.
Эффективный инструмент способен одновременно задействовать мышцы лица, нормализовать положение языка и простимулировать сенсомоторную чувствительность — вестибулярные пластинки. Вестибулярные пластинки работают не с речью напрямую, а с ее мышечным и нейрофизиологическим фундаментом.
Вестибулярные пластинки — съемные силиконовые устройства, используемые в логопедии и ортодонтии. Их помещают во vestibule рта ребенка между внутренней частью губ и щек, а также наружной стороной зубов, располагая на уровне передних зубов.
Пластинка формирует мягкий, однако прочный барьер между мускулатурой лица и зубами. Этим создается возможность задействовать мышцы в области рта и скорректировать неверные привычки движений.
Вестибулярная пластинка обычно состоит из:
- Рабочая часть изготовлена из гипоаллергенного силикона или термопластика и плотно облегает зубы и десны.
- элементы фиксации в виде выступа или ограничителя.
- Дополнительно можно использовать элементы, такие как язычок для тренировки мышц языка или ребристый элемент для массажа слизистой оболочки.
Выбор размера и формы пластинки осуществляется с учетом возраста ребенка, особенностей его челюсти и поставленных задач.
Вестибулярные пластинки имеют несколько функций.
- Нормализуют мышечный тонус губ, щек, подбородка.
- Создают правильное положение языка в состоянии покоя на небосклоне.
- Помогают избавиться от пагубных привычек в полости рта, учат ребенка не засовывать пальцы во рот, не облизывать губы, не выталкивать язык.
- Управляют дыханием и помогают перейти от устного к носовому.
- Подготавливают артикулятор к произношению звуков.
- Помогают формировать физиологический прикус.
- Уменьшают обильное слюноотделение путем активации мышцы рта и восстановления правильного положения языка.
Вестибулярные пластинки оказывают комплексное влияние на мускулатуру, дыхание, положение языка и прикус, формируя основу для эффективной речитерапии. Пластинки не замещают логопеда, но существенно повышают результативность его работы.
Виды вестибулярных пластинок
В зависимости от назначения различают разные варианты вестибулярных пластинок.
Вид пластинки |
Когда используется |
Как помогает |
Базовая (классическая) |
При:
|
Вернет первоначальное положение губ и обеспечит формирования корректных устных навыков. |
С козырьком |
При:
|
Дополнительный выступ способствует давлению на верхнюю губу, побуждая ребенка к более активному ее использованию и стимулируя рост нижней челюсти. |
С заслонкой (экраном) |
При:
|
Заслонка выступает преградой для языка, не позволяя ему выдвигаться между зубами и способствуя правильному положению языка в состоянии покоя. |
С бусинкой |
Результат измерений зависит от положения диска.
|
Бусинка находится в середине пластинки и действует на корень или кончик языка, активизируя его работу. |
Цели применения вестибулярных пластинок в работе логопеда.
Пластинки оказывают положительный эффект при миофункциональных нарушениях, проявляющихся в пониженном или повышенном тонусе мышц, отвечающих за жевание и мимику. Этим нарушениям предшествуют проблемы с функциями зубочелюстной системы: речи, жевания, глотания, дыхания.
В логопедии вестибулярные пластинки используют для:
- Артикуляция звуков между зубами, у зубов и сбоку.
- гипотонусе и гипертонусе губ и языка;
- открытом рте, когда губы не смыкаются;
- ротовом дыхании;
- нарушениях глотания;
- задержке речевого и фонетико-фонематического развития;
- заикании и нарушениях плавности речи;
- стертой или выраженной дизартрии.
Аппарат применяют также у детей, которые кусают губы, проталкивают язык между зубами и сосут палец.
Во время ношения ребенком вестибулярной пластинки.
- Губы сжимаются, напрягается круговая мышца рта.
- Мышцы лица действуют согласованно, контроль речи становится точнее.
- Снижается количество нецелесообразных действий, улучшается четкость произношения.
- Ребенок тренирует своё восприятие лица и рта, чего важно для сенсомоторных нарушений.
Вестибулярная пластинка – приспособление для нейромышечной коррекции, активизирующее базисные механизмы речевой организации: осанку, дыхание, мышечный тонус, проглатывание и чувствительность.
Противопоказания к использованию вестибулярных пластинок
Несмотря на широкое применение, существуют противопоказания к использованию вестибулярных пластинок.
- Сильный рвотный рефлекс, при котором ребенок отталкивает чужеродный объект из рта.
- Воспалительные заболевания полости рта и глотки.
- Увеличение риска судорог и эпилепсии допустимо только после заключения невролога.
- Серьезных расстройств поведения, при которых ребенок категорически отвергает любые действия с его полостью рта.
- Кожных заболеваниях, герпетических высыпаниях.
Перед использованием пластинок консультация у логопеда, ортодонта и невролога обязательна для родителей.
Использование вестибулярной пластины
Вестибулярную пластинку применяют каждый день: два-три раза по 10–20 минут. Необходимо постепенно увеличивать время контакта с пластинкой, начиная с 30–60 секунд и доходя до полной тренировки. При выраженных нарушениях допустимо дополнительно носить пластинки ночью для закрепления результата. Продолжительность курса занятий составляет от одного до шести месяцев. Подробное описание логопедической работы с вестибулярными пластинками представлено в трудах Тисовской Ю.А.
Таблица описывает методы работы с вестибулярной пластинкой.
Методы |
Как использовать |
Артикуляционные упражнения |
|
Миогимнастика и дыхательная коррекция |
|
Работа перед зеркалом |
|
В обычный комплекс артикуляционной гимнастики можно включать вестибулярную пластинку. Упражнения в игровой форме помогут ребёнку расслабиться, поверить специалисту и дать ему возможность проводить манипуляции с аппаратом.
Подробнее
Результат тренировок с гантелейми связан с фактором…
- С какой периодичностью и точностью выполняются упражнения.
- Чем меньше ребёнку лет, тем быстрее проявляется эффект в раннем возрасте.
- как выражены речевые и моторные нарушения;
- участвуют ли родители в процессе коррекции.