
Функции современного урока определены ФГОС.
Представление обучающихся обучению, развитие учебного интереса и понимание ими смысла учебных задач.
Формирование обучающей среды осуществляется посредством специально разработанных задач, направленных на достижение результата, изложенного в условиях самих задач. Решение этих задач способствует реализации фундаментальности и межпредметной связи.
3) обеспечение учебной рефлексии;
4) обеспечение контроля результатов обучения.
Контроль приобретает значение лишь тогда, когда трансформируется в самоконтроль.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано, что система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна…
Установить главные задачи и цели оценочного процесса в сфере управления образованием, продемонстрировать предмет и суть оценки, критерии, порядок и набор инструментов оценки, способы представления данных, а также определить рамки и условия применения оценивающей системы.
Направлять образовательный процесс на духовно-нравственное развитие учеников и выполнение требований к итогам изучения основной образовательной программы основного общего образования.
Обеспечивать комплексный анализ усвоения основной образовательной программы основного общего образования для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов.
Отслеживать прогресс каждого ученика при изучении базовой образовательной программы среднего общего образования.
Методы и формы обучения должны быть разнообразными и взаимодополняющими: от стандартизованных письменных и устных работ до проектов, практических заданий, творческих созиданий, самоанализа и самооценки, наблюдений, тестов и других.
Контроль учебы — неотъемлемая часть образовательного процесса. Представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Структура контроля знаний, умений и навыков включает проверку (выявление, измерение), оценку (как процесс, так и результат) и учет (фиксацию и сохранение результатов в виде оценок, записей в журналах, тетрадях, ведомостях и др.).
Организация и проведение контроля должны отвечать определенным требованиям.
Это произойдет при условии, что контрольные задания будут адекватно отражать цели и задачи образования.
Контроль должен быть комплексный, учитель должен учитывать объем знаний, а также глубину, осмысленность, научность, систематичность и прочность.
Контроль следует проводить систематически, шаг за шагом, для каждой темы, постепенно увеличивая сложность заданий, материала и методик проверки.
Оценка должна быть беспристрастной, не обусловленной эмоциями педагога, а включать баллы и устные пояснения.
Оценка должна озвучиваться публично, чтобы каждый ученик в классе ее видел и слышал.
У преподавателя должна быть возможность обращаться к каждому ученику персонально во время проверки знаний.
В целом, контроль состоит из трёх элементов.
- Проверка — это процесс определения наличия или отсутствия знаний и умений, а также уровня их освоения.
- Оценка – это процесс, в результате которого определяется степень совпадения полученного результата с поставленной целью. Конечный итог оценки записывается как заключение об уровне качества усвоения знаний и навыков или преобразуется в баллы/отметки.
- Ведение учёта подразумевает зафиксированность результатов оценки в установленных документах: классном журнале, дневнике ученика и тетради для записей учителя.
Проверка результатов обучения выполняет во время обучения контрольные, учебные, развивающие, воспитывающие и методические функции, что делает ее универсальным методом.
Проверочная функция Цель заключается в оценке усвоения учеником информации, мастерства и умений, а также их соответствия образовательным стандартам, установлении общего уровня интеллектуального развития (в том числе коммуникативного) и закреплении приемов мыслительной деятельности, навыков продуктивной работы.
Обучающая функция Предполагается совершенствование и обобщение системы ЗУН, её систематизация с последующим применением в новой ситуации.
Развивающая функция Предполагается побуждение когнитивных потребностей обучающегося, выработка его творческого потенциала, совершенствование речи, памяти, внимания, воображения, силы духа, интеллектуальных способностей.
Социальная функция Предназначена помочь ученику ориентироваться в учебном процессе с целью достижения поставленной задачи.
Аксиологическая функция Способствует развитию ответственности, исполнительности, дисциплины и аккуратности, а также формирует осознанное принятие решений.
Диагностическая функция Для применения оптимально эффективных методов обучения важно знать не только пробелы в знаниях учащихся, но и причины их возникновения.
Прогностическая функция Содействует предоставлению информации об образовательном процессе для принятия стратегических решений и построения модели развития.
Трех направленных функций обладает проверка.
- Система предназначена для оценки уровня освоенных знаний и навыков.
- Поучительная, построенная на способности преподавателя так устроить оценку, чтобы та была полезна для каждого ученика.
- Воспитательная система, направленная на приучение учеников к систематическому труду. Проверка работы позволяет развить критическое отношение к ней, помогает верно оценить свои возможности, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие и т. д., а также умение организовать свое время.
Обычно выделяемые функции встречаются не по отдельности, а в комбинации. Преимущество той или иной функции определяется типом проверки, школьным предметом и задачей.
Виды проверки:
- Предварительная проверка – это оценка начального уровня знаний и умений ученика, которые ему понадобятся для предстоящей работы.
- Текущая проверка — это система оценки учебных результатов ученика по отдельным темам на каждом занятии.
- Проверка проводится после изучения всей темы.
- Рубежная проверка — это оценка знаний учеников до начала изучения новой темы, которая строится на основе понимания предыдущего материала.
- В завершении изучения дисциплины или учебного года выполняется итоговая проверка, которая оценивает общие результаты освоения материала и отображает накопленные учащимися предметные знания и умения.
Рассмотрим различные способы оценки уровня знаний.
Классификация контрольных форм при традиционном обучении.
Наблюдение за проведением уроков и внеурочных занятий с последующим рассмотрением результатов.
Просмотр инструкций. Ведение классных журналов, личных дневников учеников, подготовка к урокам.
3. Опрос
Разговор или интервью по заранее составленному плану.
Проверка уровня сформированности УУД у учащихся.
*контрольная работа (срез)
Опрос доступен для всех. Ответы на заданные вопросы могут быть любыми.
Анонимное опроса завершено. На выбор предоставляются определенные варианты ответа.
Тестирование. Психологический метод оценки персональных особенностей.
Быстрый анализ работы учащихся во время занятия.
Оценка деятельности выпускников по прошлым годам обучения.
Классификация современных форм и способов управления.
Портфель обучающегося.
Инструмент оценки качества познавательного и творческого труда обучающегося, а также его рефлексии над деятельностью. Комплекс документов, разрабатываемых преподавателем, включает в себя:
- Рекомендации для студента о выборе материалов для портфолио (не список конкретных материалов, а критерии отбора).
- Формы для родителей, требующие изучения представленных учениками работ; условия и стандарты оценивания заданий из портфолио.
- Бланки для экспертов, участвующих в презентации «Портфеля» для независимой оценки.
Предлагаемые принципы этой технологии могут быть выражены следующим образом:
Оценка собственных успехов в освоении видов познавательной деятельности, включающей способность обучающегося самостоятельно принимать решения в процессе познания и предвидеть их результаты.
особенности коммуникативной способности ученика.
Для отслеживания успехов в конкретном предмете обучающийся систематически регистрирует свои результаты, анализирует их, внедряет коррективы и формулирует объяснения к выполненным заданиям. Он составляет краткий отчет самооценки: отмечает достижения, неудачи и причины их возникновения, указывает на аспекты, требующие внимания.
Обучающийся может также высказать свое мнение о оценках преподавателя, родителей и группы. Именно суждения и аргументы составляют суть рефлексии, для которой используются данные технологии.
Портфолио должно содержать структурированные материалы, а сопроводительные тексты — быть логичными и краткими.
4. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».
Сохранность и актуальность представленной в «Портфолио» информации.
Ясность и логичность представления «Портфолио» студента.
Устная контрольная работа.
Студентам предлагают 5—6 вариантов карточек с вопросами по пройденной теме. В течение 6—8 минут студенты размышляют над устными ответами. Затем одного из студентов спрашивают, а остальные, у которых карточки того же варианта, дополняют его ответ. Такой способ быстро повторяет небольшую тему и оценивает ее освоение многими студентами.
Инновационный диктант.
Каждый ученик согнуть пополам четверть листа тетрадного формата. На верхней и нижней частях листов написать фамилию и номер варианта. Ответы записать на двух половинах. После окончания диктанта ученики сдать одну часть листа преподавателю. Немедленно начинается проверка. Преподаватель попросит одного из учеников назвать ответ и запишет его на доске (независимо от правильности). Остальные сигналят зелёным или красным цветом, является ли ответ верным. Поставленные учениками оценки заносятся в журнал (иногда выборочно перепроверяют, так как у преподавателя есть один экземпляр).
Данную методику можно применить для проверки изученного материала и обновления ранее полученных знаний. В этом случае целесообразно включить один вопрос по теме, которую еще не изучили. Необходимо обязательно похвалить участника, который даст на него верный ответ. Остальным поставить оценки по усмотрению.
Дифференцированная проверочная работа.
Работа проводится во время закрепления пройденного материала. На доске разными цветами мела записаны три варианта заданий разных уровней сложности. «3» — зеленый цвет, «4» — синий, «5» — красный. Рядом висит столбец с фамилиями учеников, а справа три столбца с вариантами. Ученики выполняют одно задание на листочке по своему выбору. Закончив задание, ученик подходит к преподавателю, который проверяет правильность решения. При правильном ответе педагог забирает листочек, а ученик отмечает на стенде клетку, соответствующую его варианту и номеру задания. При неверном ответе ученик исправляет ошибку или выполняет задание попроще. В конце занятия преподаватель по закрашенным клеткам на стенде видит уровень подготовленности всей группы и каждого ученика отдельно.
Отгадывание кросснамберов.
Кроссворды можно использовать для проверки знаний обучающихся по заданной теме. Карточка содержит кроссворд, который можно решить, выполнив ряд задач. Работа интересна, нестандартна и не вызывает перенапряжения. В каждую ячейку вписывается одна цифра. Правильность решения проверяется сразу: цифры на пересечении горизонтали и вертикали должны совпадать.
Форма для проверки знаний учащихся.
На зачетном уроке применяются индивидуальные и групповые формы работы. Перед зачетом можно выполнить самостоятельную работу, включающую стандартные задания и более сложные, требующие применения теории в нестандартных ситуациях. Успешно выполнившие самостоятельную работу на «отлично» становятся бригадирами. Группу делят на бригады по 5-7 человек, а внутри каждой бригады — на пары. Бригадир начинает опрошивать одну из пар своей бригады. Ответившие бригадиру «хорошо», могут стать его помощниками и опрашивать другие пары бригады.
Главное достоинство метода бригада — ясная схема опроса: все знают, кого нужно спрашивать. Кроме того, ученики, показывающие более слабые результаты, могут услышать отчет бригадира и пару-тройку ответов от других. При этом студенты задают вопросы еще строже, чем преподаватель.
Тестовые задания.
Тесты отличаются от остальных контрольных мероприятий объективностью измерений успеваемости, поскольку результаты зависят не от субъективной оценки педагога, а от конкретных, поддающихся проверке показателей.
Главным преимуществом тестовой проверки является её скорость.
Оценку по работе обучающегося, представленной лишь номерами ответов, педагог проводит неполноценно: отсутствует возможность проследить ход его мыслительной деятельности. Возможна вероятность ошибочного результата и недостаток гарантий, что знания у обучающегося действительно есть.
Тестовые задания подходят для организации самостоятельной работы учеников в режиме самоконтроля, а также при повторении изученного материала. С помощью тестов можно получить сведения о качестве знаний и навыков учащихся, дополняя другие методы контроля.
Виды тестов и функции теста
- Тесты с одним правильным ответом из нескольких вариантов.
- Тест с возможностью однозначного или многозначного ответа. Варианты ответов могут содержать более точные варианты, но в разных формах. Также возможны ситуации, когда среди ответов нет верных. В таком случае к каждому номеру задания присваиваются номера правильных ответов или прочерк.
- Тесты на заполнение пробелов.
- Тесты с перекрестным выбором представляют собой задания с несколькими вопросами и вариантами ответов, где число вариантов обычно превышает число вопросов. Цель — составить последовательность двузначных чисел. Такой тип тестов может быть как однозначным, так и многозначным.
- Тесты по определению. Подобны (4). При этом применяются графические изображения или текстовые характеристики.
Тесты 4 и 5 сложнее для работы обучающихся, но и точнее. При выполнении формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Тесты интереснее для обучающихся видами деятельности, для преподавателя — наполненностью содержания.
Контроль с использованием новых методов.
Проверка текущего уровня усвоения материала осуществляется преподавателем посредством контрольных заданий по отдельным частям модуля. К таким заданиям относятся тесты, редакционные работы и контрольные, которые позволяют определить уровень знаний обучающегося, стабильность выполнения учебного графика и его активность. Преподаватель устанавливает шкалу оценок качества выполненных учеником заданий в процессе изучения им предмета.
В конце каждого учебного четверти каждому ученику присваивается итоговый ранг и итоговая оценка после аттестации.
По рейтинговым показателям можно определять места для практики.
Для проверки усвоенных знаний из теоретических разделов применяют контрольные вопросы. Контроль может проходить в форме опроса или теста.
Для проверки знаний, приобретённых во время изучения практических модулей, применяются проверочные задания.
В конце каждого блока, объединяющего несколько модулей, следует включать контрольные опросы и задания. Такая система контрольных вопросов и заданий по каждому модулю и блоку способствует организации непрерывного контроля знаний и умений в процессе обучения.
Защита проекта, деловые игры
Современные и актуальные формы проверки знаний позволяют проверить не только предметные знания, но и оценить развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Внедрение ФГОС второго поколения изменило отношение к системе оценивания результатов обучения учеников. Оцениваются не только предметные знания и умения, но и личностные и метапредметные результаты.
Важно в оценке результатов обучения – критериальность: для оценки достижений разрабатываются четкие критерии, показывающие уровень развития на момент контроля.
Важная часть контроля – его проведение: методы и формы проверки знаний. Существует множество форм проверки, поэтому учитель может выбрать актуальные для своей дисциплины. При выборе формы важно учитывать возраст учеников.
Информатика — дисциплина, плотно взаимодействующая почти со всеми областями знания, благодаря чему для оценки её изученности подходят разные методы.
Автор: Ирина Лунина