Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • В чём польза визуального расписания?
  • Какой шаблон визуального расписания предпочесть?
  • Как внедрить визуальное расписание

Ребенку легче познавать мир, учиться и развиваться в комфортной и понятной среде. Визуальное расписание помогает создать такую среду: этот инструмент организует время и задачи. Благодаря ему дети лучше ориентируются в событиях дня, развивают навыки саморегуляции и ответственность.

Психолог и куратор проекта «…», объяснила важность визуальных расписаний для малышей, школьников и методы их корректного внедрения в ежедневную жизнь. Школа Поддержки» Полина Успехова.

Каково значение визуального расписания? В чем его сильные стороны?

Визуальное расписание показывает последовательность событий и заданий за выбранный период: день, неделя, четверть или учебный год.

В детском саду расписание может включать такие пункты:

  • утренняя гимнастика;
  • завтрак;
  • занятие;
  • прогулка;
  • обед;
  • тихий час;
  • ужин;
  • игры.

Эта опора применяется при работе с малыми, школьниками и детьми с особенностями развития. Например, визуальное расписание для детей с РАС и ОВЗ помогает им понимать структуру дня и организовывать время. Преимущества подобных расписаний рассмотрим подробнее далее.

Повышают самостоятельность. Игра помогает разбираться с обязанностями без помощи взрослых. Ребенок наблюдает порядок действий и может самостоятельно переходить от одной задачи к другой. Без умения читать картинки покажут, что нужно делать дальше.

Снижают уровень тревожности. Важность этого очевидна при особенностях развития ребенка или его переходе в новую учебную обстановку. Предвидение дальнейших событий даёт ему ощущение контроля, что уменьшает уровень стресса.

Формируют навыки планирования и прогнозирования. Используя визуальное расписание, ребенок учится планировать поступки, распределять усилия и определять временные затраты на различные занятия. Такие умения окажутся полезными при учебе и работе в дальнейшем.

Структурируют образовательный процесс. Хорошо организованное расписание занятий и отдыха способствует повышению концентрации внимания и делает процесс обучения более эффективным.

Интегрируют элементы геймификации в обучении. Визуальные расписания можно обогатить игровыми элементами. Например, за выполненное задание приклеивают стикеры, открывают новые «уровни» дня, получают награду, если прошел все этапы. Это превращает обычные задачи в увлекательный процесс и повышает мотивацию, особенно у малышей и младших школьников.

Многие взрослые ждут от учеников начальных классов самостоятельности в таких вещах, как сбор рюкзака, знание расписания и не забывание вещей. У современных детей значительная часть обучения происходит в гаджетах. Электронный дневник лишил их необходимости записывать что-либо рукой.


Некоторые малыши любят планировать, но это редкое явление. Этот навык развивается постепенно, начиная с школы. Даже у подростков лобные доли — центры планирования и постановки целей — еще не полностью сформированы. Визуальное расписание подходит всем.

Полина Успехова

Какой шаблон визуального расписания использовать?

Выбор визуального расписания обусловлен возрастом, уровнем развития, педагогическими целями и условиями образовательного пространства.

Дошкольники. Для детей от трёх до шести лет хорошо подходят простые, яркие плакаты с картинками действий и предметов. Плакаты используют большие изображения и краткие надписи.

Школьники. В классе полезно визуализировать информацию, которая помогает ориентироваться в предмете. Когда дети видят план на четверть и год, учебный процесс становится целостным. Вопрос «А зачем мне это знать?» отпадет сам собой — без этой темы не получится освоить последующие.

Пример визуального расписания для класса. Ребята могут видеть, что изучат за четверть.

Подросткам могут быть полезны доски задач – визуальный инструмент для распределения дел.

Главная польза этого подхода – в доступности информации.

Дети с ОВЗ. Для таковых пригодны расписания с минимальным количеством отвлекающих деталей, единым стилем изображений и повторяющимся цветом кодом: например, синий — занятие, зеленый — прогулка, желтый — игры.

Как внедрить визуальное расписание

Чтобы расписание не стало бесполезными картинками на стене, его нужно правильно встроить в контекст.

Включайте детей в процесс. Это повышает их активное участие. Можно совместно рисовать и вырезать иллюстрации, подбирать заголовки, находить место для размещения расписания в группе или классе. В процессе можно обсудить, по их мнению, какую пользу представляют расписания, и поделиться своим мнением.

В подготовительной группе и в школе расписание могут контролировать дежурные.

Для маленьких можно придумать игры. Пример: Баба-Яга пришла и перемешала дела по расписанию. Нужно выстроить их в правильной последовательности. Тогда дети вспомнят свой обычный день в детском саду и с помощью воспитателя восстановят план.

Полина Успехова

Введите ритуалы. Чтобы визуальное расписание было эффективным, его нужно использовать каждый день. Ребенок, видя это, начинает ориентироваться на него и привыкает сверяться с ним. В детском саду можно утром собираться у расписания и обсуждать предстоящие занятия или вместе «собирать день».

Сделайте расписание интерактивным. Дети могут перемещать карточки, отмечать завершенные задания и получать поощрения за их выполнение. Например, можно установить секретные окна, доступ к которым открывается только после того, как выполнено всё запланированное на день.

Все выполняли график, каждому дали наклейку за совместную работу, поэтому поход или игра продлится на десять минут дольше.

При появлении новых правил, таких как визуальное расписание, первоначально дети проявляют активный интерес и вовлеченность. Последующие действия включают в себя проверку границ и нарушение установленного порядка: угасание внимания к запланированным мероприятиям, игнорирование расписания, выражение недовольства.


Педагогам этот этап трудный, но нужно бережно убедить в том, что расписание – нововведение, которое войдет в ежедневную рутину. С течением времени оно из внешней помощи перерастет во внутреннюю потребность, обеспечивая ребятам контроль и уверенность.

Полина Успехова

Визуальное расписание обеспечивает образовательный процесс предсказуемостью, прозрачностью и комфортом.
Педагоги всё чаще освобождаются от необходимости регулярно повторять последовательность событий и действий. Это вклад в независимость детей младших и средних школьных возрастов.