Фото: img.freepik.com

Новеньким ученикам нередко бывает трудно интегрироваться в коллектив и налаживать общение с одноклассниками.
Сложности возникают, если ребёнок чем-то отличается от других. Это могут быть дефекты речи, необычный стиль одежды, происхождение из другой страны или города, что проявляется в непривычной интонации речи. Как создать в классе атмосферу, способствующую взаимопониманию между детьми — рассказывает
команда фонда «Шалаш».

Подготовить «новенького» заранее

Новый ученик в классе всегда вызывает интерес у других детей, независимо от его внешнего вида, одежды или речи. Встреча администрации школы или классного руководителя с родителями ученика до поступления может помочь семье подготовить ребенка к переменам.

О чем следует поговорить с ребёнком до начала…

  • Ребята из класса будут чаще обращать внимание на ребенка: смотреть, как он действует, спрашивать о многом. Такой интерес обычен, для всех тоже странно и волнительно, что в классе появился человек, которого не знают.
  • Напоминаем об основных правилах общения и безопасности: допустимое и недопустимое обращение с ребёнком, действия при причинении дискомфорта, контакты для обращения и полезные фразы.
  • Если ребёнок учится в начальной школе, можно привести его в школу ещё до первого урочного дня. Рассмотреть помещение, изучить обстановку, посмотреть, как себя ведут другие дети. Это поможет немного уменьшить волнение в первый учебный день: ребёнку новое пространство уже будет знакомо.

Заинтересованность одноклассников может приносить дискомфорт ребенку, но не наносит ему вреда. Это пристальные взгляды, любопытство к его вещам (просьбы показать их) и увлечениям. Но помимо повышенного внимания могут возникнуть конфликты или травля. Это опасно как для новичка, так и для остальных детей в классе.
Предотвратить травлю и научить контролировать гнев, чтобы не навредить себе и другим, могут только взрослые.

Подготовить класс к новому ученику

При поступлении нового ребенка в класс напомните детям правила общения школы: как общаться друг с другом, как сообщать о проблемах, что делать при несправедливости или конфликте.

Классный час на тему дружбы и поддержки даст возможность детям рассказать о качествах, которые ценят в друзьях. Обсуждение трудностей при знакомстве с новой компанией будет полезным. Расскажите ученикам о способах поддержать друг друга: показать кабинет, поделиться чем-то, предложить сесть за обедом вместе.

Обсуждение появления нового ученика должно быть размеренным и без предупреждений или запугиваний. Докажите классу, что появление нового ученика — обычное явление, к которому не нужно особо готовиться. Предостережения и специальная подготовка могут вызвать беспокойство у школьников и привести к более неожиданной и сильной реакции на изменения.

Если травля все-таки возникла

Защититься от буллинга невозможно без помощи, поскольку дети не обладают навыками для самостоятельного преодоления этой проблемы. В подобных ситуациях детская агрессия – это естественный способ выражения сильных чувств, а не сознательный поступок.

Если ученик столкнулся с травлей:

  1. Допустите, что данное событие — буллинг, и детям потребуется ваше участие, чтобы преодолеть его.
  2. Постарайтесь утешить ребёнка, переживающего издевательства. Убедите его, что вина за происходящее не лежит на нём и такое отношение к нему несправедливо.
  3. Определите проблему группе. Объясните, что происходящее — это насилие и травля, а не развлечения. всем, кто в них задействован. Наносить кому-то последовательно боль и обиды — неприемлемо.
  4. Во время обсуждения проблемы с классом воздержитесь от критики отдельных учеников и их индивидуальных качеств. «Петя, я видела, что это ты начал», Маша, тебе часто случаются подобные ситуации. Не упрекайте тех, кто преследовал, и не осуждайте свидетелей, не защитивших одноклассника.
  5. Сосредоточьтесь на проблеме как таковой, а не на отдельных учениках или их действиях. всего класса. Решение этой проблемы необходимо для того, чтобы каждый ученик чувствовал безопасность и проявлял уважение к окружающим.
  6. Определите нормы взаимодействия и этикет.

    Не нужно причинять другим боль словами или поступками.


    Можно обращаться за помощью и предлагать помощь другим.


    Убедитесь, что выполнение правил будет тщательно контролироваться, ведь цель — обеспечить безопасность и комфорт всем участникам.

  7. Соблюдайте правила и напоминайте их постоянно вместе с классом: повторяйте, обсуждайте, следите за выполнением, разместите их в заметном месте. Будьте готовы к тому, что пресечение травли может занять некоторое время.
  8. Наблюдайте за прогрессом и показывайте детям результаты их труда.
  9. Обсудите проблему с родителями обидчиков и новых учеников.