
Новеньким ученикам нередко бывает трудно интегрироваться в коллектив и налаживать общение с одноклассниками.
Сложности возникают, если ребёнок чем-то отличается от других. Это могут быть дефекты речи, необычный стиль одежды, происхождение из другой страны или города, что проявляется в непривычной интонации речи. Как создать в классе атмосферу, способствующую взаимопониманию между детьми — рассказывает команда фонда «Шалаш».
Подготовить «новенького» заранее
Новый ученик в классе всегда вызывает интерес у других детей, независимо от его внешнего вида, одежды или речи. Встреча администрации школы или классного руководителя с родителями ученика до поступления может помочь семье подготовить ребенка к переменам.
О чем следует поговорить с ребёнком до начала…
- Ребята из класса будут чаще обращать внимание на ребенка: смотреть, как он действует, спрашивать о многом. Такой интерес обычен, для всех тоже странно и волнительно, что в классе появился человек, которого не знают.
- Напоминаем об основных правилах общения и безопасности: допустимое и недопустимое обращение с ребёнком, действия при причинении дискомфорта, контакты для обращения и полезные фразы.
- Если ребёнок учится в начальной школе, можно привести его в школу ещё до первого урочного дня. Рассмотреть помещение, изучить обстановку, посмотреть, как себя ведут другие дети. Это поможет немного уменьшить волнение в первый учебный день: ребёнку новое пространство уже будет знакомо.
Заинтересованность одноклассников может приносить дискомфорт ребенку, но не наносит ему вреда. Это пристальные взгляды, любопытство к его вещам (просьбы показать их) и увлечениям. Но помимо повышенного внимания могут возникнуть конфликты или травля. Это опасно как для новичка, так и для остальных детей в классе.
Предотвратить травлю и научить контролировать гнев, чтобы не навредить себе и другим, могут только взрослые.
Подготовить класс к новому ученику
При поступлении нового ребенка в класс напомните детям правила общения школы: как общаться друг с другом, как сообщать о проблемах, что делать при несправедливости или конфликте.
Классный час на тему дружбы и поддержки даст возможность детям рассказать о качествах, которые ценят в друзьях. Обсуждение трудностей при знакомстве с новой компанией будет полезным. Расскажите ученикам о способах поддержать друг друга: показать кабинет, поделиться чем-то, предложить сесть за обедом вместе.
Обсуждение появления нового ученика должно быть размеренным и без предупреждений или запугиваний. Докажите классу, что появление нового ученика — обычное явление, к которому не нужно особо готовиться. Предостережения и специальная подготовка могут вызвать беспокойство у школьников и привести к более неожиданной и сильной реакции на изменения.
Если травля все-таки возникла
Защититься от буллинга невозможно без помощи, поскольку дети не обладают навыками для самостоятельного преодоления этой проблемы. В подобных ситуациях детская агрессия – это естественный способ выражения сильных чувств, а не сознательный поступок.
Если ученик столкнулся с травлей:
- Допустите, что данное событие — буллинг, и детям потребуется ваше участие, чтобы преодолеть его.
- Постарайтесь утешить ребёнка, переживающего издевательства. Убедите его, что вина за происходящее не лежит на нём и такое отношение к нему несправедливо.
- Определите проблему группе. Объясните, что происходящее — это насилие и травля, а не развлечения. всем, кто в них задействован. Наносить кому-то последовательно боль и обиды — неприемлемо.
- Во время обсуждения проблемы с классом воздержитесь от критики отдельных учеников и их индивидуальных качеств. «Петя, я видела, что это ты начал», Маша, тебе часто случаются подобные ситуации. Не упрекайте тех, кто преследовал, и не осуждайте свидетелей, не защитивших одноклассника.
- Сосредоточьтесь на проблеме как таковой, а не на отдельных учениках или их действиях. всего класса. Решение этой проблемы необходимо для того, чтобы каждый ученик чувствовал безопасность и проявлял уважение к окружающим.
- Определите нормы взаимодействия и этикет.
Не нужно причинять другим боль словами или поступками.
Можно обращаться за помощью и предлагать помощь другим.
Убедитесь, что выполнение правил будет тщательно контролироваться, ведь цель — обеспечить безопасность и комфорт всем участникам. - Соблюдайте правила и напоминайте их постоянно вместе с классом: повторяйте, обсуждайте, следите за выполнением, разместите их в заметном месте. Будьте готовы к тому, что пресечение травли может занять некоторое время.
- Наблюдайте за прогрессом и показывайте детям результаты их труда.
- Обсудите проблему с родителями обидчиков и новых учеников.