
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Владимир Чикишев, педагог высшей категории, основатель, художественный руководитель и режиссер театра «Пиано», заслуженный работник культуры и лауреат государственной премии Президента РФ, поделился с Педсоветом своим опытом самоактуализации детей через театр и о возможности научить ребенка быть счастливым.
О театре «Пиано»
В молодости Владимир Чикишев увлекался пантомимой. Начал с классических упражнений Марселя Марсо, с мимами. Затем перешел к педагогике и пожелал обучать детей сочинять композиции, а не просто воспроизводить чужие движения — ведь творчество именно в этом.
Театр «Пиано» появился в 1986 году в школе-интернате для детей, не слышащих. Через 35 лет театр продолжает свою работу. В нём жесты важнее слов. По словам руководителя, спектакли возникают как дополнение к главной задаче — самоактуализации детей.
Театр оказывает воздействие на разные области детской жизни. Его цель — дать ребёнку ощущение независимости. В некоторых случаях вместе со спектаклем проходят параллельные мероприятия.
Чикишев старается, чтобы в его театре не существовало норм и категорий, столь желанных чиновникам, и бережно хранит репертуар от преподносящихся заказов.
Преподаватели русского языка рекомендуют поставить «Дубровского», а преподаватели математики — пьесу о теореме Пифагора. Однако театр не может быть приложением к учебным заведениям. Ему нужно быть независимым центром развития для детей.
Летняя школа Это масштабный ежегодный форум, проводимый СМИ Педсовета для педагогов.
Это мероприятие вне стен школы для энергичных, молодых и жизнерадостных педагогов, заинтересованных в развитии своих профессиональных компетенций, непринуждённом общении с коллегами, новых знаниях и умениях.
Тема десятилетней летней школы… «Театр и педагогика». Программа включает в себя:
— 5 дней занятий и мастер-классов,
— проживание в гостинице «Балтика» (4 ночи),
— трансфер до мест проведения и питание,
— посещение театров, музеев и концертов.
Более подробную информацию о программе и условиях участия можно найти по ссылке. сайте Летней школы.
О том, как появляются спектакли
Для постановки спектакля важна независимость участников. Дети не всегда обладают ею в достаточной мере, проявляют робость – им требуется поддержка.
Начало работы – эскиз, набросок. Взрослым не всегда нужно вмешиваться на этом этапе, потому что, как сказала нижегородская поэтесса Марина Кулакова на одном из показов театра: «Детское творчество — это культурологически чистый продукт». Как пример, знаменитый «слон в удаве» из «Маленького принца» после комментариев взрослых превратился в обычную шляпу.
Этап эскизов важен: редко у детей бывает шанс делать то, что хочется. Здесь можно экспериментировать. Задача взрослых — разглядеть в этом драматургию и не препятствовать процессу.
В процессе импровизации на сцене, где участвуют все, от самых маленьких до взрослых, формируется творческий коллектив. Игра занимает центральное место. Пространство побуждает детей к действию, взаимодействию и творческому обмену идеями.
Своими силами мы закрепили два дня недели – вторник и четверг – как дни спектакля. Ребята импровизируют, не догадываясь о начале сюжета на этот раз. Основная цель занятий – не только стремление стать артистами, но и желание управлять своей судьбой, самореализоваться, социализироваться и жить самостоятельно, без руководства взрослых.
О принципах театральной педагогики
Владимир Чикишев выделяет принципы, используемые взрослыми педагогами при работе с детьми-актерами.
- Геймификация.
Подход к делу должен быть игрой.
- Не мешай ребенку.
Важно сохранить свою индивидуальность и не становиться кем-то другим.
Может быть, он что-то забудет или сделает неудачно, но при контроле будут ожидать такого от взрослого и возлагать на него ответственность за ход процесса.
- Давать ребёнку возможность самостоятельно выполнять действия.
Это демонстрирует культурно-аналитическую мотивацию поступка.
Соблюдая эти принципы, можно нечаянно обрадовать детей.
Счастье — это то, что достигается собственными руками. Это самое вкусное и интересное. Способность к счастью гарантирует возможность его достижения завтра и через десять лет. Понимание «кто я» также является счастьем. В этом заключается авторство, способность двигаться по жизни. Необходимо не бояться пробовать и не задирать планку слишком высоко, чтобы избежать изнеможения.