
Фотографии: Depositphotos. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.
Часто при разногласиях между учителем и администрацией предъявляется должностная инструкция как руководство к действию.
Что такое должностная инструкция
Это описание, которое устанавливает обязанности, права, полномочия и профессиональные стандарты для работника конкретной должности.
Рабочую инструкцию создают в конкретном учебном заведении, руководствуясь образцами или профессиональным стандартом. В документе должны быть отражены только обязанности, предусмотренные стандартом. Если, например, стандарт для педагога-психолога не указывает на необходимость ведения уроков, то это не должно фигурировать ни в инструкции, ни в трудовом договоре.
Материал по теме: Как остановить «бегство» психологов из школы
Должностная инструкция обычно применима ко всем сотрудникам занимающим ту же должность. Иногда ее составляют индивидуально, если у специалиста есть уникальные обязанности, например, руководство методическим объединением или создание кружка по теории решения изобретательских задач.
Кто и как составляет должностную инструкцию
Требования к инструкции по должности едиными не установлены, такой термин отсутствует в ТК РФ. Существуют методические рекомендации Минпросвещения и профстандарт.
Работник обычно не создает инструкцию по своей работе, поскольку такого требования нет в профессиональном стандарте педагога. За это отвечают сотрудник отдела кадров или заместители директора.
Некоторые школы вместо должностных инструкций разрабатывают трудовой договор с детальным описанием обязанностей и квалификационных требований к учителю.
В чём могут быть проблемы с описанием работы?
Идёт вразрез с трудовым договором
Функции, указанные в трудовой инструкции, не должны противоречить условиям трудового договора. В документе о трудоустройстве перечисляются основные обязанности педагога, в инструкции же можно дополнить их, предоставив более подробное описание. Например, если договор указывает на проведение аудиторных занятий, то инструкция может уточнить: именно лекционные, практические и комбинированные.
Внесение дополнительных трудовых функций в должностную инструкцию нарушает статью 60 Трудового кодекса РФ. Если администрация желает поручить педагогу дополнительную работу, необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.
Не соответствует профстандарту
В прошлом профессиональные стандарты определялись отраслевыми руководствами, сейчас — профстандартами. Образовательные учреждения пока не имеют собственного профстандарта, поэтому необходимо выбрать подходящий из имеющихся. конкретная профессия. Существуют отдельные документы для учителей, педагогов-психологов и сотрудников отдела воспитания. В описании трудовых обязанностей могут быть отражены лишь те задачи, которые определены в профессиональном стандарте.
Не ознакомили с ней или с изменениями
Во время приема на работу педагог имеет право изучить должностную инструкцию и убедиться, что она соответствует трудовому договору. При внесении изменений администрация образовательной организации обязана вновь ознакомить педагога с измененным документом. Если инструкция является приложением к договору, то об изменении необходимо предупредить педагога за два месяца. В случае самостоятельного документа изменения можно внести без предупреждения, но затем обязательно получить подпись учителя на обновленном документе.
Если педагог обнаружил нарушения, связанные с должностной инструкцией, может подать заявление руководителю образовательной организации. В нём нужно указать, с чем не согласен, и предложить решение проблемы. Например: «Меня не ознакомили с должностной инструкцией учителя, при этом ссылаются на трудовые функции, записанные в ней. Прошу ознакомить меня с инструкцией». Если администрация школы не идет навстречу, следует обращаться в… трудовую инспекцию, а затем — в суд.