
Детская психика удивительна: словно губка впитывает информацию, при этом не просто копирует поведение взрослых, а творчески его перерабатывает, создавая собственную картину мира. Современные исследования в области детской психологии убедительно доказывают: родительский пример оказывают на ребенка большее влияние, чем любые слова и наставления. Ребенок подсознательно перенимает не только действия, но и эмоциональные реакции, ценности, способы решения проблем, формируя тем самым основу будущей личности.
Часто родители не замечают сильного влияния своей обыденной жизни на детей. Взрослые старательно выбирают слова для воспитательных бесед, но упускают из виду то, что дети в первую очередь подмечают невербальные сигналы – интонацию голоса, мимику, жесты. Исследования Выготского и его учеников доказывают: дети учатся контролировать свои эмоции, копируя эмоциональные реакции важных взрослых. Если мама спокойно реагирует на разлитый сок, ребёнок учится родительской любви и принятию, что запоминается лучше любых уроков о терпении.
Как именно родители влияют на ребенка?
Процесс происходит на разных уровнях одновременно. На глубинном, неосознаваемом уровне дети усваивают базовые установки о мире и себе – безопасен ли мир, можно ли доверять другим, достоин ли я любви. Эти убеждения формируются через множество микроситуаций ежедневного взаимодействия. Например, когда отец, несмотря на усталость, отводит время для выслушивания детских переживаний, он невольно передает сообщение: «Ты важен, твои чувства имеют значение».
Дети часто подражают взрослым, наблюдая их поведение. Бандура показал, что ребёнок, видя агрессивное поведение родителей, с большой вероятностью повторит его в похожих ситуациях, даже если ему твердили о неправильности такого поведения. Важно, что дети не просто копируют действия, но и стратегии, стоящие за ними: если родитель кричит, чтобы добиться своего, ребёнок запомнит эту стратегию, а не обязательно крик как такой.
В чем выражается личный пример родителей?
В ежедневных делах, в том числе в общении с супругом, восприятии работы, реакции на стресс и уходе за здоровьем мы показываем ребенку примеры, которые ребенок воспринимает как образец поведения. Эксперимент Кэрол Двек о мышлении роста доказал: дети, чьи родители готовы учиться на ошибках, развивают более гибкое и адаптивное мышление. Даже отношение к деньгам, времени и окружающей среде усваивается ребенком в качестве «правильного» подхода к жизни.
Важно соответствие слов и действий. Если родитель говорит о ценности честности, но сам преувеличивает или лжет по мелочам, у ребёнка формируется не столько негативное отношение к лжи, сколько общее недоверие к словам взрослых. Нейропсихологические исследования подтверждают: расхождение между сказанным и показанным вызывает у детей тревогу и смятение, так как разные части мозга получают противоречивую информацию.
Что такое быть хорошим примером для ребёнка?
Психология всё больше отвергает идею «идеального родителя».
Понимания последствий своих поступков.
Способность признавать свои ошибки — бесценное проявление родительской любви как к себе, так и к ребёнку.
Непрерывное стремление к личностному росту (дети замечают искусственность притворного совершенствования).
Ваше поведение должно соответствовать вашим ценностям, которые вы транслируете ребенку.
Родительский пример — не театр. Не нужно постоянно играть идеальную роль. Искренность в проявлении эмоций, честное признание своих слабостей и демонстрация здоровых способов справляться с трудностями ценнее безупречной, но холодной «правильности».
Изучение привязанности демонстрирует: именно в случаях искренности, когда родитель остаётся собой, но стремится быть лучше, формируется прочная основа, из которой ребёнок черпает силу для самостоятельного развития. В связи с этим во многих психотерапевтических методах работа с детскими травмами начинается с восстановления или создания новых, здоровых внутренних образов родителей – тех примеров, которых не хватало в детстве.
По-настоящему быть хорошим примером — значит практиковать осознанное родительство. Обдумывая, какие модели поведения мы транслируем ребёнку в повседневной жизни, какие ценности лежат в основе нашей семьи, воспитание превращается из задачи в естественный процесс совместного развития.
Выдающийся психолог Карл Роджерс утверждал: «Быть самим собой – наилучший подарок, который можно сделать ребёнку». В этом и кроется суть осознанного родительства.