Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Влияние воспитания на повседневную жизнь
  • Негативные родительские установки
  • Положительные родительские установки
  • Как родительские взгляды формируют личность ребёнка.
  • Как избавиться от детских установок

Ребенок учится у того, что слышит и видит вокруг. Эти уроки постепенно входят в состав его характера, помогая или препятствуя самооценке, построению отношений и преодолению трудностей.

Психолог Дария Гасеми, специалист НИИДПО, образовательной компании группы… АкадемСитиПоделилась с Педсоветом о формировании установок у детей и том, как взрослые могут их поддержать.

Влияние родительских взглядов на жизнь человека в ежедневных делах.

Родительские установки — это постоянно звучащие слова или действия, которые ребенок получает в семье или школе. Со временем эти послания входят в состав его представлений о себе, других людях и мире. Одно случайное замечание установкой не станет.
Постановка формируется тогда, когда взрослые систематически повторяют один и тот же посыл и подкрепляют его своим поведением.

Если родитель скажет ребенку «Будь осторожнее на улице» один раз, это не останется в его памяти. Но если перед каждой прогулкой взрослый беспокоится, запрещает выходить по вечерам и сам избегает таких ситуаций, у ребенка сложится убеждение, что улица — место опасное.

Любое сообщение может превратиться в установку при излишнем повторении. Если мать при виде каждой собаки от неё убегает и ребёнку говорит: «Не подходи, все собаки злые», это всё больше входит в его восприятие действительности.

Дария Гасеми

Взрослые могут передавать установки словами и поступками. Иногда взрослые говорят одно, а своим примером показывают другое. Например, мама поддерживает: «Ты все можешь, ты справишься», но сама жалуется на неудачи и обесценивает свои успехи. В таких случаях ребенок слышит слова поддержки, но видит перед собой взрослого, который не верит в себя. В итоге ребенок скорее усвоит поведение родителя.

Негативные родительские установки

Негативные установки препятствуют ребенку в формировании гармоничных отношений с самим собой и внешним миром.

Самые распространенные негативные установки:

  • Мир опасен. Частые фразы родителя типа «Не доверяй людям», «Не отходи далеко от дома», «Там опасно» внушают ребёнку мысль о том, что мир опасен и непонятен.
  • Чувства не важны. Слова «Мальчики не плачут», «Не будь слабым», «Я устала, но готовлю ужин, и ты не жалуйся» внушают ребенку сдерживать чувства и пренебрегать своими потребностями.
  • Границы нельзя отстаивать. Поучения вроде «Не перечь старшим», «Старших нужно уважать», «Если взрослый сказал — значит, так правильно» приводят к тому, что ребенок привыкает молчать, даже когда чувствует несправедливость. Впоследствии ему трудно отстаивать свои интересы в общении с другими людьми.
Если взрослые утверждают, что учитель всегда прав, даже в случае ошибки, ребенок понимает, что защищать свои границы неприемлемо.

Дария Гасеми

Педагоги могут формировать установки у детей. Их отношение, манера общения и методы обратной связи могут как подкрепить ребенка, так и усугубить его внутренние барьеры.

Разделение установок на позитивные и негативные – это условное понятие.

Положительные родительские установки

Позитивные установки способствуют формированию здоровой самооценки у детей, помогают им верить в свои возможности и строить отношения с окружающими. Основанные на действительности, такие установки не внушают ребенку иллюзий о своей исключительности или безграничных возможностях.

Вместо общего комплимента «Ты самый умный» родитель может сказать: «Ты отлично справляешься с математикой».

Необходимо внушать детям нейтральную позицию: отмечать достижения, признавать ошибки и обучать поиску решений. Ошибки допустимы, но важно усвоить из них уроки и продолжать движение вперед.

Дария Гасеми

Положительные установки основаны на уважении к ребенку и его опыту. Родители могут говорить: «Ошибки — это часть обучения», «Ты справился с задачей благодаря упорству и нежеланию сдаваться», «Каждый человек обладает сильными сторонами, и у тебя тоже есть». Такие послания помогают детям воспринимать себя адекватно, спокойно относиться к трудностям и строить отношения с окружающими на основе уважения.

Важно избегать крайностей. Например, следует рассказывать детям, что мир в общем безопасен, но необходимо придерживаться разумных правил: ходить по проезжей части только на зеленый свет, проявлять осторожность в незнакомых местах.

Уверенные и реалистичные взгляды.

Дария Гасеми

Как родительские взгляды сказываются на становлении характера малыша.

Родительские установки оказывают прямое воздействие на формирование личности ребенка: он может вырасти уверенным, тревожным, замкнутым или открытым миру. Эти установки влияют на его самооценку, представления о себе и окружающих, границы в отношениях и способность преодолевать трудности.

Дети часто лучше понимают поступки взрослых, чем слова. Мама может хвалить сына, но показывая неуверенность в себе, передает ему нежелание ценить собственную личность.

Одна клиентка часто одобрительно высказывалась по поводу сына, однако сама испытывала глубокую вину и сомнения в себе. В результате восьмилетний мальчик начал проявлять тревожность и терять уверенность в себе, несмотря на постоянные похвалы дома.

Дария Гасеми

Другой пример относится к способу общения. Родители могут не прямо указывать ребёнку на его необразованность, но формулировки типа «Ну что тут непонятного?» внушают ему чувство своей тупости.

Одна из моих клиентках рассказала, что мама никогда её не критиковала прямо. Но в детстве, когда помогала ей с уроками, часто говорила: «Ты что, не понимаешь?». Из-за этого во взрослом возрасте девушка боялась показаться глупой на работе.

Дария Гасеми

Формирование установок происходит в семье и школе: через общее отношение к действиям, реакцию на ошибки и ежедневные беседы. Педагогам и родителям важно говорить правильные вещи и подтверждать их собственным поведением: как принимать себя, уважать других и преодолевать трудности.

Как избавиться от детских установок

Не все установки препятствуют развитию ребенка. Если педагог или психолог отмечают, что убеждения мешают ему развиваться: снижают уверенность в себе, не дают строить отношения или справляться с трудностями, то могут помочь увидеть проблему и мягко скорректировать её.

1. Вместе осознать установку. Взрослым следует помогать ребенку осознать собственные убеждения, мешающие личностному росту.

Когда установка не функционирует, человек сталкивается с препятствиями в удовлетворении своих потребностей.

Дария Гасеми

2. Показать, что установка не абсолютна. С ребёнком можно обсудить ситуацию и показать ему примерами, что его видение может отличаться от действительности.

Например, если ученик говорит: «Я глупый, потому что не понял задачу по математике», педагог может напомнить ему о успешном выполнении проекта на уроке окружающего мира и получении грамоты за скорость на физкультуре. Это поможет осознать, что ошибка в одном деле не означает недостатков во всем.

3. Переформулировать установку на более гибкую. Для ребёнка важно сформулировать новый подход, основанный на его достижениях и опыте.

Если ученик скажет «Я ничего не умею», можно напомнить ему о случаях успеха: помощь другу с задачей, создание хорошего рисунка или быстрое освоение нового задания. Вместо оценки своих способностей ребенок научится формулировать точнее: «Я умею многое, но есть над чем ещё работать».

Новая установка должна отражать действительность, исключая крайние позиции и чёрно-белую картину мира.

Дария Гасеми

4. Закрепить установку на практике. Важно помогать ребенку замечать моменты, подтверждающие его новые убеждения. Поддержка взрослых маленьких успехов мотивирует его к дальнейшему развитию. Пример: если ребенок учится верить в себя и сам поднимает руку на уроке, необходимо это отметить, сказав о проявленной смелости и достигнутом результате.

Человек должен уделять внимание новым впечатлениям, чтобы распознать, как его мысли искажаются.

Дария Гасеми

Поэтапно настраивать параметры и, при необходимости, привлечь школьного психолога. Не нужно спешить с переменами. Лучше уделить внимание разработке одного или двух убеждений и поощрять маленькие успехи, чтобы ребёнок заметил прогресс.

Установка может быть прочно закрепиться, связанная с трудным прошлым. Потребуется помощь школьного психолога для более глубокого разбирательства проблемы.

Если педагог видит, что установки, препятствующие развитию ребенка, формируются в семье, стоит обсудить это с родителями. Например, можно предложить встретиться в школе и спокойно объяснить, почему эти послания вредны для развития. На домашнюю атмосферу учитель повлиять не может, но способен показать родителям, к чему приводят такие установки, и предложить способы поддержки ребенка дома.