
Содержание:
- Влияние воспитания на повседневную жизнь
- Негативные родительские установки
- Положительные родительские установки
- Как родительские взгляды формируют личность ребёнка.
- Как избавиться от детских установок
Ребенок учится у того, что слышит и видит вокруг. Эти уроки постепенно входят в состав его характера, помогая или препятствуя самооценке, построению отношений и преодолению трудностей.
Психолог Дария Гасеми, специалист НИИДПО, образовательной компании группы… АкадемСитиПоделилась с Педсоветом о формировании установок у детей и том, как взрослые могут их поддержать.
Влияние родительских взглядов на жизнь человека в ежедневных делах.
Родительские установки — это постоянно звучащие слова или действия, которые ребенок получает в семье или школе. Со временем эти послания входят в состав его представлений о себе, других людях и мире. Одно случайное замечание установкой не станет.
Постановка формируется тогда, когда взрослые систематически повторяют один и тот же посыл и подкрепляют его своим поведением.
Если родитель скажет ребенку «Будь осторожнее на улице» один раз, это не останется в его памяти. Но если перед каждой прогулкой взрослый беспокоится, запрещает выходить по вечерам и сам избегает таких ситуаций, у ребенка сложится убеждение, что улица — место опасное.
Взрослые могут передавать установки словами и поступками. Иногда взрослые говорят одно, а своим примером показывают другое. Например, мама поддерживает: «Ты все можешь, ты справишься», но сама жалуется на неудачи и обесценивает свои успехи. В таких случаях ребенок слышит слова поддержки, но видит перед собой взрослого, который не верит в себя. В итоге ребенок скорее усвоит поведение родителя.
Негативные родительские установки
Негативные установки препятствуют ребенку в формировании гармоничных отношений с самим собой и внешним миром.
Самые распространенные негативные установки:
- Мир опасен. Частые фразы родителя типа «Не доверяй людям», «Не отходи далеко от дома», «Там опасно» внушают ребёнку мысль о том, что мир опасен и непонятен.
- Чувства не важны. Слова «Мальчики не плачут», «Не будь слабым», «Я устала, но готовлю ужин, и ты не жалуйся» внушают ребенку сдерживать чувства и пренебрегать своими потребностями.
- Границы нельзя отстаивать. Поучения вроде «Не перечь старшим», «Старших нужно уважать», «Если взрослый сказал — значит, так правильно» приводят к тому, что ребенок привыкает молчать, даже когда чувствует несправедливость. Впоследствии ему трудно отстаивать свои интересы в общении с другими людьми.
Педагоги могут формировать установки у детей. Их отношение, манера общения и методы обратной связи могут как подкрепить ребенка, так и усугубить его внутренние барьеры.
Разделение установок на позитивные и негативные – это условное понятие.
Положительные родительские установки
Позитивные установки способствуют формированию здоровой самооценки у детей, помогают им верить в свои возможности и строить отношения с окружающими. Основанные на действительности, такие установки не внушают ребенку иллюзий о своей исключительности или безграничных возможностях.
Вместо общего комплимента «Ты самый умный» родитель может сказать: «Ты отлично справляешься с математикой».
Положительные установки основаны на уважении к ребенку и его опыту. Родители могут говорить: «Ошибки — это часть обучения», «Ты справился с задачей благодаря упорству и нежеланию сдаваться», «Каждый человек обладает сильными сторонами, и у тебя тоже есть». Такие послания помогают детям воспринимать себя адекватно, спокойно относиться к трудностям и строить отношения с окружающими на основе уважения.
Важно избегать крайностей. Например, следует рассказывать детям, что мир в общем безопасен, но необходимо придерживаться разумных правил: ходить по проезжей части только на зеленый свет, проявлять осторожность в незнакомых местах.
Как родительские взгляды сказываются на становлении характера малыша.
Родительские установки оказывают прямое воздействие на формирование личности ребенка: он может вырасти уверенным, тревожным, замкнутым или открытым миру. Эти установки влияют на его самооценку, представления о себе и окружающих, границы в отношениях и способность преодолевать трудности.
Дети часто лучше понимают поступки взрослых, чем слова. Мама может хвалить сына, но показывая неуверенность в себе, передает ему нежелание ценить собственную личность.
Другой пример относится к способу общения. Родители могут не прямо указывать ребёнку на его необразованность, но формулировки типа «Ну что тут непонятного?» внушают ему чувство своей тупости.
Формирование установок происходит в семье и школе: через общее отношение к действиям, реакцию на ошибки и ежедневные беседы. Педагогам и родителям важно говорить правильные вещи и подтверждать их собственным поведением: как принимать себя, уважать других и преодолевать трудности.
Как избавиться от детских установок
Не все установки препятствуют развитию ребенка. Если педагог или психолог отмечают, что убеждения мешают ему развиваться: снижают уверенность в себе, не дают строить отношения или справляться с трудностями, то могут помочь увидеть проблему и мягко скорректировать её.
1. Вместе осознать установку. Взрослым следует помогать ребенку осознать собственные убеждения, мешающие личностному росту.
2. Показать, что установка не абсолютна. С ребёнком можно обсудить ситуацию и показать ему примерами, что его видение может отличаться от действительности.
Например, если ученик говорит: «Я глупый, потому что не понял задачу по математике», педагог может напомнить ему о успешном выполнении проекта на уроке окружающего мира и получении грамоты за скорость на физкультуре. Это поможет осознать, что ошибка в одном деле не означает недостатков во всем.
3. Переформулировать установку на более гибкую. Для ребёнка важно сформулировать новый подход, основанный на его достижениях и опыте.
Если ученик скажет «Я ничего не умею», можно напомнить ему о случаях успеха: помощь другу с задачей, создание хорошего рисунка или быстрое освоение нового задания. Вместо оценки своих способностей ребенок научится формулировать точнее: «Я умею многое, но есть над чем ещё работать».
4. Закрепить установку на практике. Важно помогать ребенку замечать моменты, подтверждающие его новые убеждения. Поддержка взрослых маленьких успехов мотивирует его к дальнейшему развитию. Пример: если ребенок учится верить в себя и сам поднимает руку на уроке, необходимо это отметить, сказав о проявленной смелости и достигнутом результате.
Поэтапно настраивать параметры и, при необходимости, привлечь школьного психолога. Не нужно спешить с переменами. Лучше уделить внимание разработке одного или двух убеждений и поощрять маленькие успехи, чтобы ребёнок заметил прогресс.
Установка может быть прочно закрепиться, связанная с трудным прошлым. Потребуется помощь школьного психолога для более глубокого разбирательства проблемы.
Если педагог видит, что установки, препятствующие развитию ребенка, формируются в семье, стоит обсудить это с родителями. Например, можно предложить встретиться в школе и спокойно объяснить, почему эти послания вредны для развития. На домашнюю атмосферу учитель повлиять не может, но способен показать родителям, к чему приводят такие установки, и предложить способы поддержки ребенка дома.