Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • 1. Классики
  • 2. Резиночка
  • 3. Море волнуется
  • 4. Летела ворона
  • 5. Выше ноги от земли
  • 6. Я знаю пять имен
  • 7. Штандер-стоп
  • Какие игры можно играть на улице компанией из двух, трех или пяти человек?

Дворовые игры, знакомые каждому советскому ребенку, сегодня нейропсихологи применяют для развития памяти, внимания, координации и других когнитивных функций у современных детей. Детский нейропсихолог Алёна Чепуркова рассказала, в какие игры играли в СССР и как использовать их как комплекс упражнений для мозга.

1. Классики

Правила и описание игры. На асфальте рисуют классические игры с номерами клеток. По очереди игроки бросают камень в клетку. Нужно добраться до числа, куда попал камень, чередуя прыжки на одной и двух ногах. Задача — пройти всю дистанцию без ошибок.

Игра может быть разной: забрасывать камни по порядку, начиная с первого и заканчивая последним, или соревноваться в дальности броска.

Польза для детей. Вот что развивает игра в классики:

  1. Распознавание местоположения. Важно точно знать положение своего тела и куда поставить ногу на клетке.
  2. Игрок должен спланировать порядок прыжков, учитывая положение ячеек и свои способности.
  3. Нужно метко бросать камень в правильные ячейки и вовремя останавливаться во время прыжков.
  4. Поочередные прыжки на одной и двух ногах развивают скорость реакции, умение оперативно изменять позу, адаптацию к переменам задач.
  5. Координация взгляда, шагов и рук подразумевает согласованную работу чувств и различных отделов тела.
  6. Для победы в игре нужно запомнить порядок чисел и сфокусироваться на прыжках.

Адаптация для занятий нейропсихологом. Специалисты используют как традиционный вариант советской игры, так и её модификации.

  • Используют разноцветные квадраты и меняют правила игры, требуя от ребёнка бросать камень только на свой цвет или во время прыжка обходить клетки определенного цвета.
  • Выдают задачи с различными типами прыжков, к примеру, прыжки только на одной ноге или имитация игры в классики животным.
  • Заменяют цифры на знаки препинания или буквы, а ребёнку нужно составить конкретную комбинацию.
  • Изменяют размер ячеек, чтобы ребёнок не подскакивал из-за инерции, а сосредотачивался на задании.

Для игры можно обозначить клетки на полу мелом, малярным скотчем или воспользоваться ковром с узором в виде классических разметки.

2. Резиночка

Правила и описание игры. Два ребёнка противостоят друг другу, удерживая между собой растянутую верёвочку, образующую прямоугольник на заданном уровне.

Третий игрок совершает прыжки и движения через резинку. При столкновении с ней или выходе за пределы траектории хода переходит к следующему игроку, а ошибся занимает место «в резиночке». Когда снова придёт его очередь, он продолжает прыгать с того места, где остановился.

С каждым этапом игра становится сложнее: изменяется высота резинки и характер выполняемых движений. По желанию можно натянуть резинку на стул или скамейку для прыжков, если недостаточно участников.

Польза для детей. Вот что развивает игра в резиночку:

  1. Для поддержания равновесия ребёнку необходимо быстро менять позы и координировать точные движения рук и ног.
  2. Для успешного выполнения прыжков и заданий на каждом уровне требуется слаженная работа левого и правого полушарий головного мозга.
  3. Игра с последовательностями для запоминания и воспроизведения тренирует кратковременную память, концентрацию внимания и навык переключения.
  4. В играх дети учатся договариваться, распределять роли, согласовывать действия и контролировать эмоции.

Адаптация для занятий нейропсихологом. Как усложняют игру специалисты:

  • Выбирают резинки с различной толщиной и степенью упругости для развития тактильных чувств.
  • Комбинируют движения и создают новые переходы.
  • Включают различные предметы, например, мячи или наполненные веществом мешочки.
  • используют маленькую резиночку для пальцев рук;
  • Содержат задачи для развития ума, такие как упражнения по правилам русского языка и решению математических задач.

Дети с удовольствием изобретают новые правила для игры в резиночку и создают свои комбинации. Можно провести «чемпионат», где каждый ребёнок продемонстрирует свой вариант игры.

3. Море волнуется

Правила и описание игры. Ведущий говорит: «Море волнуется, раз! Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, замерь!».

Дети играют в подвижную игру: имитируют волны движения, а услышав команду «замри», принимают определенную позу. Ведущий подходит к застывшим игрокам и пытается их разыграть. Кто подастся смеху или пошевелится, покидает игру.

Существует игра, где дети показывают различные фигуры, а ведущий пытается определить, кого изображает каждый.

Польза для детей. Вот что развивают подобные игры с сигналами:

  1. Ребятам важно уметь своевременно переходить от подвижности к покое, оперативно изменять своё местоположение и сохранять поза.
  2. Игра помогает ребёнку научиться подчиняться правилам, контролировать порывы и поддерживать равновесие между возбуждением и заторможенностью.
  3. Чтобы передать форму фигуры или зверя телом, необходимо использовать образное мышление и воображение. Фокусировка на телесных ощущениях помогает внимательнее относиться к себе, сконцентрироваться и стать более собранным.

Адаптация для занятий нейропсихологом. Специалисты каким образом повышают эффективность игры для развития различных когнитивных функций?

  • Участникам поручают рисовать определённых животных или вещи, устанавливая тематику поз.
  • Включают задания, проверяющие эмоциональный интеллект, например, принятие позы, соответствующей веселому или грустному настроению.
  • Вводят временные ограничения, например, оставаться неподвижным в течение одной минуты.
  • Заменяют голосовые команды на акустические сигналы.
Хотя игра кажется простой, многим детям сложно выполнять правила даже в базовой версии. Сосредоточиться на ощущениях и управлять своим телом, качественно двигаться – всё это оказывается сложным для них. Дети не могут остановиться, замереть, сохранять неподвижность хотя бы несколько секунд. «Море волнуется» — помогает оценить, насколько тело подчиняется мозгу и нет ли между ними разлада.

Алёна Чепуркова

4. Летела ворона

Правила и описание игры. Если в игре два человека, то противоположно друг другу становятся, располагая ладонями так, чтобы у каждого игрока одна ладонь была внутри, а вторая — снаружи соперника.

Летела ворона

В голубых панталонах

Читала газету

Под номером …

Игрок, чье имя выпало в ходе счета, произносит любое число. Для начала стоит определить максимально допустимое значение. Затем участники игры вновь начинают хлопать и считать по порядку от единицы до названного числа.

Игрок, выпавший «номер газеты», хлопает по руке противника, который должен вовремя отодвинуть руку. Играть можно компанией до пяти человек. В этом случае дети становятся в круг, а не напротив друг друга. Числовой предел увеличивается.

Польза для детей. Вот что развивает игра в «Ворону» и ее аналоги:

  1. Игра предполагает координированные движения обеими руками, требуя точности и синхронности ударов.
  2. Требуется внимание и сосредоточенность на счетке, правильном ритме хлопков и произношении слов.
  3. Память — важная часть игры. Чтобы играть успешно, нужно запомнить считалку и порядок действий, что развивает как кратковременную, так и долговременную память.
  4. Быстрый темп игры преобразует считалку в скороговорку, что благотворно сказывается на дикции и речевом дыхании. Ритм, задаваемый игроками, совершенствует речедвигательные навыки.
  5. Чтобы избежать удара, требуется слышать сигнал и оперативно отодвинуть руку.

Адаптация для занятий нейропсихологом. Что еще добавляют психологи в подобные игры:

  • Устанавливают темп и скорость ударов, контролируя сохранение ритма во время игры, с помощью метронома.
  • Другие ритмические стихи или сложные словосочетания заменяют счётную форму.
  • Вместо «номера газеты» применяют звуковые или визуальные сигналы для окончательного сигнала, например, колокольчик или цветная карточка.
  • Повышают сложность движений, например, требуется хлопать дважды подряд или бить определенными пальцами, а не всей ладонью.
  • В игре используется мяч, вместо счета дети отбивают его.
  • Вводят задачи по развитию ума, например, упражняются в запоминании таблицы умножения или играют в игру «Города».
Игры с хлопками, простые ладушки — базовые упражнения для детей с речевыми нарушениями. Эти игры хорошо тренируют произношение: звукопроизношение, речевое дыхание, темп и интонацию. Упражнения с ритмами полезны детям с проблемами внимания, эмоциональными трудностями. Повторяющиеся ритмичные движения помогают сосредоточиться, успокоиться.

Алёна Чепуркова

5. Выше ноги от земли

Правила и описания игры. Участники определяют ведущего с помощью считалки или жребия. Остальные игроки разбегаются и находят место, где ноги не будут касаться пола.

Ведущий должен поймать участника, не сумевшего занять место.

Существует несколько вариантов проведения игры: либо «засаленный» сразу же становится ведущим, либо необходимо поймать всех игроков, прежде чем сменить роли.

Польза для детей. Вот что развивают двигательные игры с заданиями:

  1. Дети долгое время бегают, лазают, прыгают, стараются уклониться от водящего.
  2. Игрокам за считанные мгновения необходимо выбрать безопасное положение и проанализировать угрозы.
  3. Искание убежища вдохновляет на творчество и оригинальные решения.
  4. Дети осваивают правила социального взаимодействия, сотрудничество и умение переносить неудачи.
  5. Чтобы ориентироваться в пространстве, игрокам требуется рассчитать расстояние до ведущего, составить план для достижения безопасной зоны и избежать попадания.

Адаптация для занятий нейропсихологом. Эксперты трансформируют развлечение в испытание выносливости.

  • Вводят задачи по ориентации в пространстве, такие как «найдите убежище красного цвета», «найдите убежище со тремя предметами».
  • Добавляют новые компоненты, например, поиск конкретных предметов и реакция на особые оповещения.
  • Используют «укрытия», для которых нужны усилия, например, пройтись по тоннелю или перепрыгнуть преграду.

В случае проведения игры внутри помещения требуется предоставить детям достаточное количество мест для укрытия.

6. Я знаю пять имен

Правила и описания игры. Игрок говорит: «Я знаю пять имен». Затем берет мяч, бьет его о пол и ловит. Во время удара мяча игрок произносит одно имя и счет по порядку, например, Ирина раз, Оля два, Катя три и так далее.

Если играющий допустил ошибку, передаёт ход другому участнику или, если играет в одиночку, начинается заново.

Помимо имён, можно вспоминали животных, цвета, города. Мяч можно поднимать вверх вместо того, чтобы бить по нему.

Польза для детей. Игры с комбинацией вербальных и двигательных заданий развивают…

  1. Память тренируется запоминанием и повторением большого количества имен или других категорий для стимуляции работы кратковременной и долговременной памяти.
  2. Важно, чтобы ребёнок концентрировался на выполнении задания, следил за счётом и игнорировал посторонние отвлечения.
  3. Развитие речи способствует улучшению навыков артикуляции, дикции и звукопроизношения, а также обогащает словарный запас.
  4. Реакция должна быть быстрой: нужно моментально вспомнить имя, номер по порядку и успеть поймать мяч.
  5. Тренировка зрительно-моторной координации. Игры с мячом развивают взаимодействие рук и глаз.

Адаптация для занятий нейропсихологом. Чтобы повысить эффективность таких игр, эксперты:

  • Изменяют число имен или наименований, применяют слова из конкретной тематической группы либо добавляют/удаляют одну букву.
  • В процессе речи включаются supplementary движення, например, приседания или хлопки в ладоши.
  • Вместо мяча применяют сенсорные мешочки с различной массой и содержимым.
  • Добавляют сложность заданию и требуют произношения слов наоборот.
  • Вводят рассеивающие факторы, например, шум, движения, визуальные раздражители.

7. Штандер-стоп

Правила и описания игры. Ведущий определяется методом считалки или жеребьевки. Все участники, за исключением ведущего, занимают стартовую линию. Ведущий размещается подальше от них.

Водящий зовет «Штандер!», и тогда все игроки направляются к заданной точке.

Когда ведущий во время игры кричит «Стоп!», все участники обязаны немедленно прекратить движение и застыть на месте.

Водящий внимательно осматривает игроков и определяет тех, кто не остановился вовремя или двигался после команды. Такие игроки выбывают из игры или получают штрафные очки. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Польза для детей. Вот что развивает игра:

  1. Игра требует быстрой реакции и умения быстро менять действия.
  2. Для самоконтроля важно оперативно устанавливать равновесие между подавлением и стимуляцией процессов.
  3. В игре требуется преодолевать короткие дистанции.
  4. Маневренность. Требуется быстро и точно изменять курс, управлять своим телом.

Адаптация для занятий нейропсихологом. Для того чтобы детская игра на улице стала тренировкой развития, в неё нужно…

  • В игровую зону ставят ориентиры, такие как конусы, значки для контроля поведения малышей.
  • Игру проводят на разных поверхностях: травянистой, асфальтной, ковровая.
  • Добавляются дополнительные звуковые или световые оповещения, на которые нужно отреагировать изменением движения.
  • После команды «Штандер!» добавляют дополнительные упражнения, такие как прыжки, приседания и повороты на месте.
  • вводят запрет на определенные движения.

В таких играх важно следить за безопасностью детей, а если мероприятие проходит в помещении, то это ещё более актуально.

В каких играх можно развлекаться на улице компанией из двух, трёх или пяти человек?

Помимо этого, деткам можно предложить следующую игру.

  1. «Круг». В круге игроки передают мяч друг другу, стараясь не уронить его. Игра может быть усложнена добавлением правил, например, запретом ловли мяча дважды подряд.
  2. «Третий лишний». Два игрока соединяют руки, формируя «ворота». Третий игрок бежит между ними, пытаясь избежать захвата. При поимке местами меняются.
  3. «Колечко». Ребенок прячет колечко в руке, остальные дети складывают ладони лодочкой. Водящий проходит мимо каждого ребенка, опускает свои руки в «лодочку». Одному ребенку водящий оставляет колечко. Пройдя всех, он говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Ребенок с кольцом должен добежать до водящего, а остальные стараются его остановить.
  4. «Прятки». Популярная игра у детей разных возрастов. Кто-то считает до десяти, двадцати или пятидесяти, другие прячутся. Цель считающего — обнаружить всех скрывающихся.
  5. «Вышибалы». В игре участвуют две команды. Одна команда забрасывает мяч, пытаясь вывести игроков из другой команды из игры. Выбитые игроки покидают игру.

Много советских подвижных детских игр стали эффективными методами развития, перерастая в инструмент нейропсихологической коррекции и реабилитации. Сегодня это не только детские забавы, но и настоящие тренажеры для функционирования нервной системы.