Фото: img.freepik.com


Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Цифровые технологии в школьных уроках останутся, невзирая ни на что. ослабление «Не откажемся от привычного подхода и создадим информационные системы, способствующие традиционной форме обучения», — заявил глава Минпросвещения РФ Сергей КравцовПолностью выполняют эту задачу комбинированные форматы, одним из которых является — гибридное обучениеПедагогический совет демонстрирует настройку системы для учителей.

Что такое гибридное обучение

Преподаватели в режиме гибридного обучения ведут занятия с учащимися, находящимися как в аудитории, так и подключающимися онлайн. В процесс обучения интегрируются элементы асинхронного обучения — онлайн-упражнения и заранее записанные видеоинструкции.

Это дает определенные преимущества:

  • Гибкость обучения.

Обучение и преподавание проходят в гибком формате, доступны расширенные возможности для работы с учебным материалом и коммуникации.

  • Возможность чередовать форматы.

Гибридное обучение сочетает достоинства очного обучения с возможностями дистанционного формата. Оно облегчает групповые задания, презентации, викторины и дискуссии. Стандартные учебные взаимодействия переходят в онлайн-среду.

  • Доступность и свобода выбора.

Гибридное обучение позволяет учиться где угодно, многократно пересматривать материалы своим темпом, не теряя при этом связи с одноклассниками. Такой формат подходит детям с особыми потребностями, а также юным спортсменам, музыкантам и актерам, которым часто приходится разъезжать, уделять время тренировкам и самоорганизовываться для достижения успехов в учебе.

  • Безопасность.

Во время пандемии COVID-19 гибридное обучение стало настоящим спасением, позволяя учителям и ученикам оставаться дома при симптомах простуды без нарушения учебного графика.

  • Родительская вовлеченность.

Родители могут наблюдать вебинары занятий совместно с ребёнком и анализировать качество обучения, степень усвоения учебного материала. вовлеченности учеников.

Технологии для гибридного обучения

Педагогам для работы в гибридном формате понадобятся новые инструменты — программы, платформы и приложения.

Инна Стивенс, старший консультант по образованию компании Promethean:

Усвоение новых навыков вынуждает учителей покидать зону привычного, затрачивая силы и время, которых уже недостаточно.
В связи с этим целесообразно применять инструменты в сотрудничестве с коллегами для взаимной поддержки, обмена опытом и практическими рекомендациями.

К технологиям первой необходимости относятся:

Облачное рабочее пространство

Необходимый инструмент для учителей учреждений образования, работающих в смешанном формате.

  • Сберегать цифровые учебные ресурсы в централизованном хранилище.
  • мгновенно делиться ими, когда это необходимо;
  • Сохраняйте безопасность своих работ, так как данные автоматически записываются каждые несколько секунд.
  • Использовать материалы в любое время и с любой точки, где есть интернет-соединение.
  • Работать с другими людьми как в режиме реального времени, так и асинхронно.

Облачное рабочее пространство устраняет разногласия между системами и предоставляет пользователям на различных устройствах доступ к единой информации.

В облачном хранилище необходимо предоставлять доступ к файлам и документам для просмотра и редактирования другими пользователями. Важно избегать размещения в общедоступных папках чувствительной информации о учебном заведении и персональных данных.

Как выбрать?

Лучше выбрать крепкое и надёжное решение. Google Workspace for Education или Amazon WorkSpaces уже не раз доказали свою безопасность.

Система дистанционного обучения

LMS — система для планирования и управления обучением с использованием материалов, позволяющая организовать гибридное обучение полностью.

  • распределять задания по преподавателям и студентам;
  • делать объявления;
  • Сохранять сведения, важные для измерения продвижения в учебе.
  • стандартизировать рабочий процесс.

Как выбрать?

  • Самый базовый и простой вариант — Google Classroom.
  • Предлагается больше вариантов. LMS CanvasВ этом пространстве возможно проведение проверочных работ, обсуждений и видеовстреч. Для педагогов Canvas предоставляет безвозмездное предложение.
  • Стоит также обратить внимание на Moodle Ее можно объединить с множеством программ, такими как программы для общения, совместной работы и повышения эффективности.

Коммуникационная платформа

У виртуального обучения есть главная проблема — терять внимание учеников легко. Для решения этой задачи нужно сделать общение онлайн интересным и интерактивным. Такая платформа позволила бы собираться группами, общаться, делиться информацией — всё в одном месте.

Как выбрать?

  • Популярным средством связи до сих пор является… ZoomОн довольно пригоден для обычных встреч и лекций в интернете.
  • Если учитель намерен вести дистанционные занятия по частям и применять множество интерактивных упражнений, следует обратить внимание на… EngageliПлатформа оснащена функцией «классных столов», позволяющей оперативно переключиться с работы с группой учащихся на индивидуальную работу с одним учеником, нуждающимся в помощи или повышенном внимании.
  • Хорошим решением может стать WebexВ нём доступны звонки, встречи, обмен сообщениями, опросы и мероприятия.
  • Campuswire Включает чаты, прямые трансляции уроков и вебинары.
  • Можно перенять подходы из деловой сферы и применять их. Slack или Discord, которые совершенно бесплатны.

Интерактивная доска

Эффективно помогает презентовать информацию и делает занятия более интересными. Можно применять её как замену обычной доске или флипчарту для изложения новых тем и проверки усвоения материала.

Интерактивные доски работают с различными медиаформатами, позволяя рисовать, писать, добавлять комментарии к тексту и демонстрировать дополняющую информацию и презентации.

Как выбрать?

При покупке интерактивной доски следует обращать внимание на:

  • диагональ доски;
  • Функция интеграции с системами управления обучением (LMS) и другими программами, а также устойчивые сеансы работы.
  • интуитивно понятный интерфейс;
  • большое количество доступных инструментов.

Дополнительные очки предоставляют возможность свободно редактировать и перемещать элементы, добавлять разные медиаформаты и работать с любым устройством: ноутбуком, планшетом или компьютером.

Простота использования и интеграция с приложениями Google – преимущества Jamboard и Zoom. Promethean ActivPanel и Explain Everything предлагают более расширенные возможности.

Программное обеспечение для видеоуроков

Для создания видеоуроков не обязательно быть экспертом по современным технологиям. Иногда для гибридного обучения достаточно записать лекцию.

В гибридном обучении часто применяют краткие видеоуроки, сделать которые просто, зная подходящий софт.

Как выбрать?

Для фиксации содержимого браузера, рабочего стола или веб-камеры годится обычная программа записи экрана, к примеру, Screencastify или Camtasia. Запись потом можно будет изменить с помощью возможностей программ или несложных видеоредакторов.

Формирование эффективной модели гибридного обучения.

  1. Определить цели на семестр.

Определив задачи на перспективу и в ближайшем будущем для себя и учеников, учитель может подготовить задания и материалы, соответствующие целям курса.

  1. Составить план.

Курс следует структурировать с помощью схемы, таблицы или графика, отображающего модули курса и их ресурсы в хронологическом порядке.

  1. Необходимо решить, какие цели обучения лучше всего достичь с помощью очного формата курса, а какие – дистанционного. .

Очный формат рекомендуется для:

  • коллективных мозговых штурмов;
  • презентаций с вызовом и ответом;
  • Задания, требующие незамедлительного ответа от ученика.

В рамках онлайн-уровня гибридного курса реализуются различные виды деятельности:

  • самостоятельное обучение и выполнение заданий;
  • Программы автоматизированного оценивания, например, тесты с выбором ответа и типа «да/нет».
  • асинхронные групповые обсуждения;
  • письменный анализ и вдумчивое обсуждение;
  • использование видео- или аудиоконтента.
  1. Проверить план гибридного обучения и внести изменения при необходимости. .

Преподаватель-коллега сможет протестировать курс, предоставив ему свежий взгляд и повысив шансы обнаружить «серые» зоны.

Инна Стивенс, старший консультант по образованию компании Promethean:

Учителю, решившему использовать гибридный формат обучения, нужно обеспечить комфортное переключение между очными и дистанционными занятиями, а также эффективно организовать работу учащихся как в классе, так и онлайн.

  • Как получить обратную связь от учеников, обучающихся в гибридном формате?
  • Разработайте цифровые материалы, поддающиеся адаптации к разным видам обучения. К примеру, занятия для интерактивной доски применимы как в обычном классе, так и в дистанционном формате.
  • Вместо интернет-поиска знаний, учитель оценивает использование полученных знаний или созданные учеником проекты.

Для этого требуются не только технические инструменты и умения, но и знания в сфере коммуникации, планирования обучения.