Фото: img.freepik.com

Фотографии: АГН «Москва». Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Требования к учителям технологии по новому стандарту ФГОС предъявляют новые задачи. Нужно формировать у детей представление о роботизированных системах, развивать навыки конструирования и моделирования, а также учить применять IT в производстве.
Школам предстоит включить робототехнику в программу предмета «Технология», которая сейчас чаще всего преподается как дополнительное образование. Как адаптировать этот предмет к школьным занятиям, какое оснащение потребуется и чему предстоит научиться самим учителям труда — рассказывает Алиса Большакова, ведущий методист компании.
R: ED (Robotics Education).

Почему робототехника «приходит» в школу

Робототехника стала популярнее начиная с 2019 года. заявления Президент считает, что в России нужно развивать отечественное инженерное образование и создавать технологические компании.

В летнем сезоне двадцать второго года заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев заявилОбеспечение технологического суверенитета требует незамедлительных действий. Разработаны программы поддержки отечественных производств, научно-технических разработок, подготовки кадров. В педагогических вузах с 2022 года появилась специальность «Робототехника».

Через 10-15 лет будет возможно обеспечить технологический суверенитет при наличии достаточного количества квалифицированных специалистов и экспертов. Для этого нужно прививать технологическую грамотность школьникам уже сегодня. Это даст детям дополнительные возможности, а школам — преимущество в рейтинге.

Например, школьники, изучающие робототехнику, имеют больше возможностей для поступления в соответствующие вузы. В частности, это касается победителей и призеров . Всероссийской олимпиады по предмету «ТехнологияВ лучшее учебное заведение страны по направлению «Робототехника» можно поступить без экзаменов. Помимо этого, дополнительные баллы к результатам ЕГЭ и льготы при поступлении предоставляются:

  • Национальная технологическая олимпиада;
  • Конкурс научных работ школьников «Юниор» на всероссийском уровне. ;
  • Московская олимпиада школьников (профиль Робототехника);
  • Олимпиада школьников «Ломоносов» (профиль Робототехника).

Кроме того, робототехника даёт возможность раннего профориентирования, что тоже требование ФГОС. К десятому классу, когда ученики выбирают дальнейшую траекторию обучения — профиль или переход в СПО — смогут попробовать свои силы на уроках технологии и понять, насколько им интересна эта область. Это ещё один шаг к возрождению интереса к среднему профессиональному образованию, которое последние годы набирает всё большую популярность. популярность.

Что требуют новые стандарты

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения устанавливает лишь общие требования к предмету. примерной рабочей программе «Технология»В документе изложены цели и задачи дисциплины, определены переменные и неизменяемые модули, указаны образовательные результаты.
Согласно документам, педагогам и детям необходимо овладеть:

  • производство и технологии;
  • 3D-моделирование, прототипирование, макетирование;
  • робототехнику;
  • Технологии переработки материалов и продовольствия.
  • компьютерную графику и черчение.

Опционально:

  • автоматизированные системы;
  • растениеводство и животноводство.

Порядок модулей (необходимых и дополнительных), расчёты оставляются на решение каждой школы. Рабочая программа по робототехнике предусматривает 20 часов в год для 5-7 классов и 14 часов для 8-9 классов. За это время ученик сможет изучить основы от конструирования, программирования до запуска робота и управления роботизированными системами.

Современные учебники по технологии основаны на ФГОСах 2010-х годов и практически не затрагивают новые технологии: 3D-моделирование, робототехнику, прототипирование.

Отечественные производители робототехнических наборов стремятся исправить ситуацию. Например, компания R: ED (Robotics Education) готовит к выпуску учебник по технологии. Учебник совпадает с требованиями примерной рабочей программы на 95 процентов. В нем представлены основы образовательной робототехники для учеников 5, 6, 7 классов и специализированные дисциплины для учеников 8-9 классов: интернет вещей, подводная робототехника, коптеры. Помимо учебника в разработке рабочие тетради для детей и методические рекомендации для педагогов. В 2023 году комплект пройдет апробацию в нескольких российских школах.

Преподаватели-энтузиасты в школе и дополнительном образовании давно разрабатывают авторские программы и проводят по ним занятия. Если у учителя и администрации желание и ресурсы, чтобы запустить модуль робототехники, в этой дисциплине есть простор для экспериментов.

Как составить учебную программу

С пятого по девятый класс на каждой ступеньке обучения в программе должны быть включены три составляющих робототехники: конструирование, электроника и программирование, но в разной пропорции.

5-6 класс: базовая робототехника

В пятых и шестых классах цель — познакомить детей с основами дисциплины и показать её практическую ценность в жизни.

В этом возрасте внимание следует сосредоточить на проектировании: изучать механизмы и принципы создания робота. На данном этапе необходимо минимальное количество знаний по электронике: понимать, как соединяются провода с контроллером и передается сигнал. В программировании детям нужно освоить компьютерную грамотность, составление алгоритмов и работу в среде программирования. Чтобы закрепить полученные знания, целесообразно попросить учеников реализовать собственный проект.

Для усвоения робототехники предпочтительно, чтобы у детей были конструкторы. Практика — неотъемлемый аспект этой дисциплины. Существуют симуляторы для изучения робототехники, как отечественные, так и зарубежные. ТРИК.StudioВ настоящее время ни один симулятор не способен полностью заменить оборудование. Некоторые программы обучают только программированию, а другие позволяют собирать робота виртуально, но без запуска.


Базовые понятия алгоритмов, программирование и конструкторство просто объяснить с помощью… конструктора R: ED. Благодаря совместимости с конструктором LEGO у детей нет проблем в освоении новых элементов – все детали уже привычны.

Конструктор R: ED дает возможность подключать сторонние устройства, совместимые с Arduino. Это позволяет демонстрировать учащимся, как сигналы передаются от датчиков и исполнительных механизмов к контроллеру наглядно и практически. Процесс полностью безопасен: при неправильном подключении проводов робот просто не заработает.

Достоинствами также является возможность выбора языков программирования. Команды можно вводить блоками или текстом, наблюдая преобразование одного языка в другой. Благодаря этому конструкторы R: ED могут служить связующим звеном между LEGO и Arduino, упрощая переход детей к работе с новым оборудованием.


7 класс: углубленная робототехника и автоматизация

В седьмом классе знакомят учащихся с прикладной робототехникой, рассказываю о промышленных роботах: их назначении, классификации и использовании. Обсуждают роботов в автомобилестроении, металло- и деревообработке — во всех отраслях производства, где используются роботы.

Дети этого возраста стремятся глубже познать предмет. Для этого потребуется освоить более сложные устройства: контроллер следующего уровня, датчики из новых электронных компонентов — и научиться программировать роботов в интегрированной среде разработки. Ранее дети работали в блочной системе, теперь же учатся писать код.

8-9 класс: специализированная робототехника

В старших классах ученики изучают специализированную робототехнику, опираясь на полученные ранее знания. На занятиях можно освоить интернет вещей, подводную и надводную робототехнику, коптеростроение и другие направления, с учётом доступного оборудования в школах.

Какое оборудование выбрать

Недавно лучшие технические устройства получали только те учебные заведения, которые занимали первые места на всероссийских олимпиадах и соревнованиях. Сейчас для поставки оборудования в каждое образовательное учреждение существуют минимальные требования, и робототехнические конструкторы также включены в перечень.

На данный момент доступны либо весьма дорогие, либо морально устаревшие, либо покинувшие российский рынок наборы. Пока списки не обновят, многие российские конструкторы останутся недоступными по приемлемой цене.

Для изучения нейротехнологий:

  • Роботрек

Для изучения интернета вещей:

  • MGBot

Для изучения коптеростроения:

  • Геоскан

Для базовой робототехники:

  • R: ED

Для подводной робототехники:

  • Океаника

Для программирования:

  • РОББО

Чему учиться преподавателям технологии

Для преподавания новой дисциплины педагогам по технологии необходимо пройти курсы повышения квалификации, где детально освещаются актуальные технологии, важные для учебно-воспитательного процесса. Обучение возможно в очной или дистанционной форме. в R: ED Academy.

Без учителя технологии в школе робототехнику могут преподавать другие педагоги после переквалификации по направлению «Технология». Курс расскажет о современных технологиях образования, робототехнике, конструкторах и их применении на уроках.

Внедрение робототехники в школы – процесс, который займёт годы. Необходимо решить множество методических, технических и кадровых вопросов. Тем не менее, первый шаг уже сделан. Это даст возможность большему количеству детей попробовать себя в роли инженеров, конструкторов, программистов, руководителей проектов, что поможет им осваивать технологические профессии будущего с большей уверенностью.

Партнерский материал


Материалы по теме:

  • О чём идёт речь на уроках технологии?
  • «Боли» STEAM-образования: проблемы и решения